Вопрос. Особенности рынка и маркетинга в агробизнесе
Вструктуре АПК выделяют три основные сферы, или группы отраслей и производств:
1. Сельское хозяйство (земледелие и животноводство), лесное и рыбное хозяйство.
2. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (пищевая промышленность, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, хлопка, шерсти, кож и др.).
3. Отрасли промышленности, выпускающие средства производства для сельского хозяйства и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию отраслей (сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение, машиностроение, выпускающее оборудование для пищевой и легкой промышленности, мелиоративную технику, минеральные удобрения и др.). В эту сферу входят обслуживающие производства, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК.
Особенности рынков в комплексе агробизнеса проявляются во всех сферах, составляющих этот комплекс.
Основные особенности агробизнеса:
1. Переплетение производственно-экономических процессов с природно-биологическими процессами. Существуют естественные законы развития растений и животных, учитывать которые объективно необходимо. Поэтому природно-биологический фактор является главным в определении эффективности производства, выборе технологий.
2. Сезонность сельского хозяйства,которая определяет неравномерное использование рабочей силы и техники, многих материальных ресурсов, а также неравномерное поступление доходов.
3. Длительность производственного цикла, т.е. растения и животные растут сравнительно медленно.
4. Неустойчивость по отношению к погодным условиям. Сельскохозяйственное производство напрямую зависит от погодных условий, управлять которыми человечество пока не научилось.
5. Различия в плодородии земли. Плодородие земли по регионам и даже по отдельным хозяйствам может существенно различаться. Поэтому одинаковые затраты труда и контроля на разных участках дают разные финансовые результаты. Возникает проблема земельной ренты и регулирования доходов, проблема дотаций одних регионов по сравнению с другими.
Можно выделить четыре основных типа рынков в агросфере.
1.рынок сырьевых продовольственных товаров является основным для таких отраслей, как мукомольно-крупяная, сахарная и т.д. Их характерными чертами являются относительная однородность продукции, высокий уровень стандартизации, реализация товаров крупными партиями.
2.рынок продовольственных товаров высокой степени переработки. Продукция здесь неоднородна, ассортимент очень широк (табачные, кондитерские изделия, консервы, колбасные изделия, копчености и т.д.).
3. рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки (свежее и охлажденное мясо, молоко, молочные продукты и т.д.). Здесь следует отметить, что чем ниже уровень переработки, тем меньше возможностей дифференциации продукции, а, следовательно, и цен, интенсификации рекламы.
4. рынок продовольственного сервиса Он включает все формы массового питания - от небольших буфетов до дорогих ресторанов. Этот рынок весьма специфичен и неоднороден.
Особенности агромаркетинга:
1) служба агромаркетинга имеет дело с товаром первой жизненной необходимости, следовательно, необходимо своевременно, в нужном объеме и ассортименте, с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здоровья потребителей удовлетворять их нужды и интересы. Товар, как правило, скоропортящийся, поэтому требуется оперативность поставки, целесообразная упаковка, сервисное и эстетическое обслуживание.
2) несовпадение рабочего периода и периода производства. Например, продукцию растениеводства получают один-два раза в год, а рабочий период длится целый год. В связи с этим специалисты по маркетингу должны уметь спрогнозировать динамику спроса потребителей, хорошо знать тенденцию его удовлетворения, рыночную конъюнктуру и т.д., т.к. от этого зависит эффективность агромаркетинга. Кроме того, такая особенность сельскохозяйственного производства, как сезонность, влияет на формы и методы агромаркетинга и делает их отличными от форм и методов промышленного маркетинга.
3) производство сельскохозяйственных продуктов взаимосвязано и определяется основным средством и предметом производства — землей, ее качеством и интенсивностью использования. Существует также тесная связь использования земли с развитием отраслей животноводства. Все это определяет объем, ассортимент и качество продукции и придает агромаркетингу определенную специфику в процессе его организации и проведения.
4) многообразие форм собственности в системе АПК на землю, средства производства, реализуемый товар определяет многоаспектную конкуренцию, которая управляется только спросом потребителей и его удовлетворением. Отсюда разнообразие стратегий и тактик, стремление к совершенствованию форм и методов агромаркетинга, приспособлению их к нуждам и интересам потребителей. Положение осложняется еще и тем, что в Россию поступает много продуктов питания из-за рубежа, поэтому отечественное маркетинговое обеспечение должно успешно конкурировать с зарубежными фирмами.
5) более высокая восприимчивость, адаптивность, самоорганизация и самоуправление системы агромаркетинга по сравнению с другими видами маркетинга, что объясняется особенностями спроса потребителя, острой конкуренцией на рынке сельскохозяйственной продукции из-за идентичности товаров, необходимостью быстрого приспособления системы маркетинга к государственным и другим директивным решениям (сильное влияние государства на сферу АПК).