Тема 15: ПРАКТИКА МЕРЧАНДАЙЗИНГА. ПРИМЕНЕНИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В РАЗЛИЧНЫХ АПТЕЧНЫХ СЕТЯХ, НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Цель: Ознакомление студентовс практикой мерчандайзинга – применением в аптечной сети.
Задачи обучения: Формирование знаний по законам мерчандайзинга и их использованию в аптечной практике.
Форма проведения: Консультации преподавателя, презентации тем рефератов, самостоятельное изучение студентами тем дисциплины, деловая игра «Принципы организации мерчандайзинга в аптеке».
Задания по теме: Составить план мерчандайзинговых мероприятий для аптеки 2-й категории.
Раздаточный материал:
1.Основополагающие принципы мерчандайзинга:
1.1. Мерчандайзинг – инструмент маркетинга в розничной торговле.
· Психология потребителя и покупательское поведение.
· Аналитика – первый шаг к успеху. Исследуем рынок, изучаем своего покупателя. Портрет клиентов аптеки.
· Формы розничной торговли и особенности мерчандайзинга в аптеках различного формата и месторасположения.
1.2. Покупательское поведение: влияние неосознаваемых человеком факторов на принятие им решения о покупке (пространственные, цветовые и пр. стимулы для совершения покупки).
1.3. Основные Правила мерчандайзинга в аптеках открытой и закрытой выкладки.
1.4. Основные Ошибки мерчандайзинга, характерные для аптек.
2. 1-й уровень мерчандайзинга. Внешнее оформление торговой точки и окружающая среда. Мерчандайзинг за пределами аптеки:
· Организация пространства у входа в торговую точку.
· Детали и нестандартные решения оформления входной группы и подходов к аптеке.
3. 2-й уровень мерчандайзинга. Планировка торговых залов аптек:
3.1. Особенности торговых залов различной конфигурации. Функциональное зонирование.
· Организация оптимального пространства. Соотношение торговых площадей и свободного пространства в зале.
· «Горячие» и «холодные» зоны в зале и на полках.
· Оптимальная организация (разделение) движения покупательских потоков.
3.2. Группирование товаров \ препаратов по покупательскому спросу (товары целевого, постоянного спроса и др.).
· Правила расположения товарных групп зале в зависимости от покупательского спроса.
· Классификация фармацевтической, парафармацевтической продукции по товарным группам.
· Основные ошибки в расположении товарных групп и групп препаратов в аптеках.
3.3. Информация и навигация в торговом зале аптеки.
· Правила эффективной презентации товара.
· Правила оформления указателей, вывесок. Система навигации в аптеке.
· Правило баланса рекламной поддержки. Использование POS-материалов.
· Методы продвижения новых торговых марок. Улучшение параметров «плохо продающихся» товаров с помощью методов мерчандайзинга.
3.4. Как «улучшить» параметры торгового зала.
· Способы привлечения внимания покупателя в торговом зале. Понятие «якорей» («маяков») в торговом зале.
· Грамотное использование торгового оборудования.
4. 3-й уровень мерчандайзинга. Витрины, стеллажи и др. оборудование:
4.1. Особенности выкладки на витринах и пр. оборудовании.
4.2. Способы усиления привлекательности и повышения продаваемости отдельных групп товаров в аптеке.
· Способы выделения товаров на полках.
· Использование цвета, света, пространства для выделения товаров.
· Методы продвижения новых торговых марок.
· Креативные и вообще нестандартные методы привлечения внимания покупателей в аптеке.
5. Специфика мерчандайзинга различных товарных групп препаратов:
5.1. Особенности и правила выкладки различных товарных групп
5.2. Способы выкладки.
· Приспособления для эффективной выкладки.
· Когда товары мешают друг другу, как это исправить?
5.3. Кросс-торговля – инструмент повышения продаж сразу нескольких групп товаров. Правила подбора товарных групп для кросс-торговли.
5.4. Сезонный и праздничный Мерчандайзинг. Разработка креативных идей для праздничных промо-акций.
6. Информация о товаре:
6.1. Место ценника в торговом процессе. Правила оформления ценника и расположения его на полке.
6.2. Доступность и качество информации на ценнике.
6.3. Ценник как реклама товара.
7. Технология «12 шагов управления мерчандайзингом».
8. Практика мерчандайзинга. Решение практических задач размещения товаров (проводится в торговом зале аптеки в ходе тренинга).
9. Работа над ошибками:
9.1. Разбор ситуаций на конкретных примерах участников тренинга (участники после первого дня тренинга рисуют планограммы своих торговых залов и анализируют ошибки мерчандайзинга).
9.2. Разработка рекомендаций (групповая работа и комментарии консультанта).
10. Разработка проектов (самостоятельная работа после тренинга):
10.1. Проектное \ рабочее задание участникам тренинга: в течение 2-х недель после тренинга участники:
1) Анализируют плюсы и минусы (ошибки) существующего («как есть») мерчандайзинга в своей аптеке по технологии «12 шагов».
2) Разрабатывают концепцию мерчандайзинга для своей аптеки или секции, а также планограммы размещения товаров («как надо»).
10.2. Разработчики проектов высылают по e-mail тренеру оба варианта планограмм («как есть» и «как надо») для оценки и корректировки.
10.3. Тренер выезжает в каждую аптеку и на месте дает свою оценку правильности и целесообразности тех или иных решений.
10.4. После корректировки тренером проекта разработчик реализует выкладку в торговом зале.
10.5. Тренер выезжает в аптеку и «принимает» проекты. В отдаленных городах посттренинговое сопровождение проводится в режиме он-лайн (анализ и корректировка высланных по интернету планограмм, фотографий, обязательно с описанием целевых групп покупателей и окружающего аптеку пространства).
10.6. После «сдачи» проектов планограммы утверждаются руководством аптеки (аптечной сети) и раздаются провизорам аптек в качестве стандартов мерчандайзинга (руководства по осуществлению выкладки). Контроль за соблюдением данных стандартов возлагается на заведующих аптек.
Литература
Основная:
1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.
2. Мнушко З.Н. Менеджмент и маркетинг в фармации. Ч.2. Маркетинг в фармации. – Харьков: Изд.НФаУ, 2008. – 536 с.
3. Юданов А.Ю. Фармацевтический маркетинг. –Издательство «Ремедиум», 2007. – 400 с.
4. Грибкова Е.И. Изучение эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций в деятельности субъектов фармацевтического рынка. – Москва, 2004. – 300 с.
5. Макашов Д. Мерчандайзинг – искусство сбыта товара. // www.psy-portal.ru.
6. Рамазанов И.А. Мерчандайзинг в розничном торговом бизнесе: Учебное пособие. – Москва, 2004. – С. 9-10.
Дополнительная
1. Колборн Р. Мерчандайзинг // Пер. с англ. / Под ред. И.О. Черкасовой. – СПб., 2002. – С. 13-27; Канаян К. и Р. Мерчандазинг. – Москва, 2001. – С. 9-116.
2. Батра Р., Майерс Дж.Дж., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент / Пер. с англ. – М.; СПб., 2000. – 5-е изд.; Энджел Дж.Ф., Блекуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. – СПб., 2000; Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга / Пер. с англ.: Учеб. пособие. – М., 2000; Говард Дж. и Шет Дж. Теория поведения покупателя // Классика маркетинга / Сост. Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. – М.; СПб., 2001. – С. 175-197; Лоусон Р. Поведение потребителей // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. – СПб., 2002. – С. 134-149.
3. Паркинсон С. Покупательское поведение организаций // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. – СПб., 2002. – С. 150-164; Энджел Дж.Ф., Блекуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. – СПб., 2000; Лоусон Р. Поведение потребителей // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. – СПб., 2002. – С. 134-149.
Контроль по вопросам:
Вариант 1
1. Что такое мерчандайзинг и что он дает аптеке?
2.Как с помощью мерчандайзинга обеспечить высокую оборачиваемость?
Вариант 2
1. Что означает эффективное продвижение новых торговых марок?
2. Стоит ли ждать прибыльности от всех категорий товара, почему?
Вариант 3
1. Для каких товарных групп нужно изменить выкладку в первую очередь?
2. Как организовать более интенсивную распродажу «неходового» товара?
Вариант 4
1. Как повышать эффективность праздничных акций с помощью мерчандайзинга?
2. Функции мерчандайзера аптеки.
Вариант 5
1. Какие креативные решения в оформлении торгового зала сделают аптеки более узнаваемыми в глазах покупателей?
2. Функции POS в мерчандайзинге?
Вариант 6
1. Как спрогнозировать эффективность тех или иных методов для конкретного торгового зала?
2. Значение мерчандайзинга в маркетинге.
Вариант 7
1. В чем заключается стратегия эффективных продаж в аптеке?
2. Какие данные нужны для анализа существующего мерчандайзинга и принятия решений о его изменении?
Вариант 8
1. «12 шагов управления мерчандайзингом», краткая характеристика.
2.Влияние POS-материалов на объем продаж в аптеке.
Вариант 9
1. Концепция мерчандайзинга в аптеке.
2. Эффективные методы продвижения товаров.
Вариант 10
1. Какое значение имеют места выкладки товаров аптечного ассортимента?
2. Как с помощью мерчандайзинга увеличить количество незапланированных покупок?
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ № 3
Цель: Проверка усвоения студентами программного материала по пройденным темам.
Форма проведения: Консультации преподавателя, презентации тем рефератов, самостоятельное изучение студентами тем дисциплины, деловая игра «Принципы организации мерчандайзинга в аптеке». Контроль по вариантам вопросов.
Контроль по вопросам:
Вариант 1
1. Предмет и задачи мерчандайзинга как составляющей маркетинга в фармации.
2. Законы, применяемые в мерчандайзинге.
3. Правила выкладки товаров аптечного ассортимента.
Вариант 2
1. История развития маркетинга, достижения и перспективы его развития.
2. Задачи мерчандайзинга как составляющей маркетинга фармацевтических предприятий.
3. Инструменты фармацевтического маркетинга.
Вариант 3
1. Структура системы управления лекарственного обеспечения населения РК.