Модель Романа Якобсона
В 20-е годы прошлого века молодая Советская республика в силу охвативших ее тогда деятельного нигилизма и энергичного дилетантизма стала
колыбелью многого из того, что потом и стало классикой в мировом искусстве и мейнстримом в науке. В порядке авангарда, эксперимента, революционного протеста возникли новые концепции архитектуры, живописи, литературы и т.д. Затронули новые искания и язык. В 20-е годы была создана так называемая Московская филологическая школа, породившая множество идей, впоследствии развитых в фундаментальные теории. Одним из ярчайших представителей этой школы1 был Роман Якобсон. Благодаря широте интересов и активному трудолюбию он оставил довольно объемное научное наследие, но из всего этого нас в первую очередь интересует его коммуникационная модель. Якобсон составил ее из шести факторов, каждому из которых он придал особую функцию (табл. 3.2).
___________
1 Впоследствии Р. Якобсон неоднократно эмигрировал. Исследователи различают московский, пражский и гарвардский периоды в его научной деятельности. наиболее фундаментальной работой считается курс лекций Якобсона в гарвардском университете 1967 г.
Глава З
Коммуникативная эффективность
Эмотивная функция связана с адресантом (стороной, передающей информацию) и имеет целью выражение его отношения к тому, что он говорит. Всем известно, что в языке одно и то же содержание даже интонационно может быть оформлено так, чтобы выражать одобрение, осуждение и т.д.
Якобсон приводит в качестве примера одного актера, произносившего фразу в «Сегодня вечером» сорока разными интонациями. Самое важное, чтобы
эти интонации однозначно считывались и правильно интерпретировались аудиторией.
Конативная функция отражает ориентацию на адресата. Она выражает посредственное воздействие на того (или тех), кто воспринимает информацию.
Фатическая функция ориентирована на контакт, где важна не передача информации, а поддержание контакта. В разговоре с собеседником мы время от времени проверяем наличие контакта словами: «Ты меня слушаешь?» — или: «Вы следите за моей мыслью?».
Метаязыковая функция связана с распознаванием кода. Не зная какого - либо слова, мы можем спросить о его значении. Ответ может быть дан описательно, с помощью других слов, а может и просто с помощью показа предмета.
Риторическая функция направлена на сообщение. В зависимости от ситуации в сообщении может быть больше уделено внимания его форме (поэзия) или содержанию (бытовая речь), но в той или иной мере в любом сообщении присутствуют обе характеристики.
Референтивная функция сориентирована на контекст и представляет ой отсылку на объект, о котором идет речь в сообщении.
В дальнейшем Ж. Дюбуа и др. сократили это количество до пяти, считая, сообщение есть не что иное, как результат взаимодействия пяти основ-
А. Кутлалиев
А. Попов
ных факторов, а именно отправителя и получателя, вступающих в контакт посредством кода по поводу референта.
Р. Якобсоном был также предложен свой анализ знаковой системы, где он высказал гипотезу, что для зрительных знаков важнее пространственное измерение, а для слуховых — временное. Кроме того, Якобсон существенно дополнил и развил существующую классификацию знаков и разработал систему характеристик, присущих всем знаковым системам.
Модель Юрия Лотмана
Юрий Михайлович Лотман был выдающимся ученым и создателем широко известной Тартуско -Московской семиотической школы. Как заметил после его смерти эстонский президент Л. Мери: «В первую очередь Эстония известна миру как страна, где работал профессор Лотман». Своей научной работой, да и всей своей жизнью, он продемонстрировал полезность и неизбежность взаимопроникновения разных научных школ и даже культур разных стран. За недостатком места приведем только две цитаты из работ двух ведущих современных исследователей семиотики (отечественного и иностранного):
«... В то время как российские ученые расширяли свой иностранный словарь, западные — обращались к Бахтину и Тартуской школе»
и:
«Русские не ждали Фуко. У них были Бахтин и Лотман»..
Область интересов Юрия Лотмана была чрезвычайно обширна, но формат нашей книги позволяет рассмотреть только его взгляды на коммуникативные процессы. В частности, он полагал модель Якобсона слишком абстрактной, справедливо указывая, что у отправителя и получателя сообщения не может быть абсолютно одинаковых кодов и одинакового объема предыдущего опыта. По Лотману, язык — это код плюс его история. Что интересно, при совершенном подобии отправителя и получателя отпадает сама потребность в коммуникации: им не о чем говорить и незачем общаться. При таких условиях процесс коммуникации сводится к передаче директив и приказов, а не информации, т.е. в процесс коммуникации изначально заложено отсутствие паритета между передающей и принимающей стороной.
Саму коммуникацию Лотман определяет как перевод сообщения с языка моего «я» на язык твоего «ты». Возможность такого перевода обусловлена тем, что хотя системы кодов обоих участников коммуникации не тождественны, но они образуют пересекающиеся множества. Следствием этого является неоднозначность прочтения заложенной в сообщении информации. Кстати, именно неоднозначность делает реальным и полезным такое явление, как перечитывание литературных произведений, поскольку
Глава З