Дискриминационная ценовая политика
В экономической практике нередко случается так, что предприятие устанавливает на один и тот же продукт разные цены, дифференцированные по каким-либо признакам (качество, местоположение, сервис, время, реклама и др.). Различия цен объясняются тем, что в реальной ситуации менеджеры предприятий часто вынуждены выбирать между более прибыльными продажами меньшему числу покупателей и менее прибыльными продажами большему числу покупателей. Для того чтобы осуществлять указанный выбор осознанно, менеджер должен владеть методами оценки реальных затрат и относительного выигрыша от продаж, без знания которых невозможно достаточно гармонично интегрировать учет затрат в ценностную модель ценообразования.
Осуществление такой процедуры включает два элемента. Первый из них – определение критерия оценки решения в области ценообразования. Такими критериями являются:
• текущий уровень прибыльности;
• желаемый, целевой уровень прибыльности;
• соответствие развития операций фирмы некоему стратегическому плану.
Второй элемент – определение приростной «безубыточности» для изменений цен, позволяющей определить, при каких рыночных условиях намечаемые изменения цен окажутся прибыльными. Это позволяет маркетологам определить, возможно ли достижение таких рыночных условий на практике.
Конечно, потребность в таком учете затрат не возникала, если бы предприятие могло вести свои дела на основе совершенной сегментации рынка (абсолютной ценовой дискриминации), т. е. добиваться про-дажи своих товаров каждому покупателю по индивидуальной цене, согласованной с ним в переговорах.
Но такая политика ценообразования возможна только в теории.
Теоретически возможность проведения ценовой политики на основе абсолютной ценовой дискриминации предполагает, что:
• производитель присутствует на данном рынке в единственном числе и продает свою продукцию множеству мелких, действующих независимо друг от друга покупателей;
• нет близких заменителей реализуемого продукта;
• жестко блокирован вход на рынок новых фирм.
По сути, тот производитель является монополистом, который устанавливает цену и объем производства на каком-либо сегменте рынка. Ему не нужно учитывать реакцию других конкурентов, потому что их у него нет. Монополисту приходится учитывать реакцию покупателей на уровень цен. При этом чем меньше покупателей, тем больше его монопольная власть при установлении цены. Монополист имеет дело с совокупным спросом, он осознает, что чем больше продуктов он произведет, тем меньше будет продажная цена, и наоборот. Его, как правило, интересует общая прибыль, а не прибыль на единицу продукта. Поэтому для максимизации общей прибыли монополист занимается ценовой дискриминацией.
Ценовая дискриминация – практика продажи идентичных товаров разным покупателям по неодинаковым ценам или продажи товаров большими партиями по более низким ценам, чем цены малых партий.
Ценовая дискриминация – установление разных цен на один и тот же физический продукт (услугу). При этом все различия не связаны с затратами.
Для успешного проведения ценовой дискриминации необходимы определенные условия, а именно:
• продавец должен обладать достаточной властью на рынке;
• продавец должен учитывать спрос покупателей с учетом их разной эластичности спроса по цене, причем сегменты рынка должны быть отделены друг от друга так, что покупатели не могут перепродать продукт с одного сегмента, где цена ниже, на другой, где цена выше.
В зависимости от того как полно реализуются эти условия и как сочетаются между собой, можно говорить о разных возможностях проведения ценовой дискриминации.
Различают три степени ценовой дискриминации.
При ценовой дискриминации первой степени продавец продает каждую единицу товара любому покупателю по его цене спроса. В этом случае продавец полностью изымает излишек покупателя (разницу между ценой спроса и рыночной ценой), превращая ее в свою прибыль. В чистом виде ценовая дискриминация первой степени трудно осуществима. Ведь для этого монополист должен располагать информацией о ценах спроса различных потребителей. В качестве примера с некоторым приближением к ней можно назвать продавца с рынка, продающего свой товар по разной цене различным покупателям, или если каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.
При ценовой дискриминации второй степени предприятие продает продукт партиями, устанавливая для них разные цены, в соответствии с одной и той же кривой спроса. Такие цены часто называют нелинейными. На практике ценовая дискриминация второй степени часто принимает форму разных скидок. При ценовой дискриминации второй степени продавец предоставляет самому покупателю выбрать объем покупки и (или) ее специфические условия и в соответствии с этим заплатить определенную цену (равную цене спроса).
При ценовой дискриминации третьей степени предприятие устанавливает разные цены на один и тот же продукт (услугу) для разных сегментов рынка, в основе которых лежит разная эластичность спроса у различных категорий покупателей. Ценовая дискриминация третьей степени может скрываться за дифференциацией цен, проявляющей себя в разных формах. К ним относят:
• региональную;
• краткосрочную временную;
• дифференциацию цен на основе различий продукции;
• дифференциацию цен на основе покупок в «пакете» (ценообра-зование «в связке»);
• дифференциацию цен по количеству покупаемого продукта (нелинейное ценообразование);
• дифференциацию цен по признакам покупателей, например, возраст (дети, взрослые, пенсионеры);
• доход и образование (школьники, студенты пользуются льготными проездными билетами);
• профессиональные признаки (установление льготных цен для работников предприятия);
• дифференциацию цен по каналам сбыта с целью привлечения покупателей (установление цены на одинаковый продукт на одном канале выше, чем на другом).
Цена устанавливается выше на том сегменте рынка, где менее эластичен спрос, цель которого – изъять у потребителей как можно больший излишек, что является одной из причин ценовых различий.
Наряду с монополизированным рынком ценовая политика установления дискриминационных цен широко используется на олигополистическом рынке
Главной чертой олигополистического рынка является взаимосвязанное поведение предприятий. Предприятия-олигополисты каждый в отдельности не обладает достаточной рыночной силой, поэтому в данном случае говорится о ценовой политике, связанной с конкурентами.
Центральной проблемой ценовой политики при олигополии предложения и выявлении наличия дискриминационной ценовой политики является анализ связи реакций различных участников предложения на рынке, проявляющейся во взаимном, прямом и обратном влиянии. Каждый олигополист, принимая решения относительно цен и других рыночных стратегий, должен учитывать возможности конкурентов. Например, снижение цен может быть выгодным одному предприятию, но если оно отразится на снижении цен для сохранения объема продаж других предприятий, то такое предприятие может столкнуться со снижением своих прибылей. На практике во многих случаях можно наблюдать, что конкуренты принимают относительно быстрые ответные меры на снижение цен конкурентом и нерешительно или вообще не реагируют на повышение цен. Олигополисты стараются не изменять цены, если они при текущей цене получают удовлетворительную прибыль. Поскольку ценовая конкуренция приводит к снижению прибыли, то олигополисты стремятся избегать ее. Этим объясняется длительная стабильность, негибкость, «прилипчивость» цен на олигополистических рынках. Другая причина неизменности цен относится к области затрат. В условиях олигополии предложения возможна неизменность цен при росте спроса и затрат в определенных пределах.
Одной из форм взаимодействия олигополистов является сговор,при котором предприятия договариваются об определенных принципах установления цен и (или) распределения долей рынка. Целью сговора может быть монополизация предложения продукта с целью извлечения максимальной совместной прибыли или «оборонительная» реакция на неблагоприятную конъюнктуру, направленная на недопущение падения цен.
Существует явный и неявный сговор. Явный сговор имеет форму письменного договора или устного соглашения, заключаемого на совещании заинтересованных в этом предприятий. Неявный сговор может принимать форму «невысказанного» взаимопонимания, достигаемого в процессе ознакомления предприятий с поведением друг друга.
Одной из форм сговора предприятий с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними является картель. Картели могут принимать различные формы. Например, производители могут создать одну общую организацию по сбыту, которая будет скупать продукцию у каждого производителя в отдельности по договорной цене, а затем реализовывать продукцию на основе координации. Еще один вариант заключается в том, что производители действуют на основе соглашения, в соответствии с которым устанавливается единая цена на их продукцию. Картель включает также ограничение производства путем назначения квот объема выпуска для отдельных предприятий и скоординированного регулирования производственных мощностей.
Картели создаются или с целью использования объединенной рыночной власти производителей для получения монопольной прибыли, или как средство защиты от ожесточенной конкуренции, приводящей к убыткам (в периоды низкого спроса). Орган центрального управления определяет цену и объем выпуска отрасли, а также квоты на выпуск продукции каждым участником картеля. Во многих странах законодательно запрещены картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка, ограничением выпуска и производственных мощностей.
Формой скрытой координации ценового поведения является ценовое лидерство,при котором один из производителей получает статус ценового лидера, признанный другими. Ценовой лидер устанавливает, изменяет цену, а все остальные олигополисты более или менее автоматически следуют этому изменению.
В качестве ценового лидера выступает предприятие:
• которое имеет значительную долю в производстве данного продукта или низкие затраты (доминирующий ценовой лидер);
• чьи ценовые изменения поддерживаются другими предприятиями, признающими способность лидера адаптироваться при установлении цены в полном соответствии с изменяющимися рыночными условиями (барометрический ценовой лидер).
Ценовой лидер обычно изменяет цены, когда спрос и затраты изменяются. Он не всегда назначает цену, максимизирующую прибыль отрасли в коротком периоде. Чтобы не допустить вход в отрасль новых конкурентов, ценовой лидер устанавливает цену ниже уровня, максимизирующего прибыль.
Отношения типа «ценовой лидер – последователи» являются типичными для олигополистического рынка при координировании изменения цен и приводят к высокому уровню ценового параллелизма.
Ценовой параллелизм – стремление производителей назначать одинаковые цены на олигополистическом рынке. Параллелизм цен может возникнуть из-за того, что производители, обнаружив взаимозависимость, стремятся избежать ценовой конкуренции, снижающей их прибыль, или как результат сговора между производителями, договорившимися фиксировать цены на уровне, максимизирующем их общую прибыль.
Во многих странах ценовая дискриминация запрещена, так как она, в частности, ограничивает конкуренцию. Однако доказать ее наличие не так просто, хотя на практике имеются такие случаи. К примеру, если предприятие начинает участвовать в транспортировке продукта, то, обладая свободой в ценообразовании и преследуя цель максимизации прибыли, оно может проводить ценовую дискриминацию, беря пониженную плату за перевозку у одних и повышенную у других клиентов. Базу для ценовой дискриминации создают рынки, обособленные географически (например, внутренний и зарубежный рынки) и институционально, в зависимости от назначения продукта (например, детали для сборки и запасные части для автомобилей), требований потребителей (например, промышленное и бытовое потребление электричества), а также способности некоторых покупателей платить больше за то же количество продукта. Если производитель назначает нетто-цену, а разные покупатели оплачивают транспортные затраты от склада производителя до места своего расположения, то ценовая дискриминация отсутствует.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Республики Беларусь № 255-З от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании» // НЭГ. – 1999. – № 21.
2. Б а з д н и к и н, А. С. Цены и ценообразование: учеб. пособие / А. С. Баздникин. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 332 с.
3. Д а н ч е н о к, Л. А. Маркетинговое ценообразование: политика, методы, практика / Л. А. Данченок, А. Г. Иванова. – М.: Эксмо, 2006. – 464 с.
4. Е м е л ь я н о в а, Т. В. Ценообразование: учеб. пособие / Т. В. Емельянова. – 3-е изд., перераб. – Минск: Вышэйш. шк., 2006. – 255 с.
5. Л а з а р е в и ч, И. М. Ценообразование: учеб.-метод. комплекс / И. М. Лазаревич, И. Н. Кохнович // ЧУО «Минский институт управления». – 3-е изд., стереотип. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 216 с.
6. Л и п с и ц, И. В. Коммерческое ценообразование: учебник / И. В. Липсиц. – М.: Изд-во БЕК, 2000. – 368 с.
7. Л и п с и ц, И. В. Маркетинговые стратегии для российских компаний: учеб. пособие / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик; Гос. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 183 с.
8. П о л е щ у к, И. И. Ценообразование: учебник / И. И. Полещук, В. В. Терешина; под общ. ред. И. И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2001. – 303 с.
9. С а л и м ж а н о в, И. К. Ценообразование: учебник по спец. «Экономическая теория», «Национальная экономика», «Экономика и управление на предприятии» / И. К. Са-лимжанов. – 2-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2008. – 298 с.
10. Т а р а с о в, В. И. Ценообразование: учеб. пособие / В. И. Тарасов. – Минск: Книжный Дом, 2005. – 256 с.
11. Ш к и р м а н, С. И. Ценообразование: практические общеотраслевые вопросы / С. И. Шкирман. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – 381 с.
12. Ш у л я к, П. Н. Ценообразование: учеб.-практ. пособие / П. Н. Шуляк. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 192 с.
13. Цены и ценообразование: учебник по эконом. спец. / Е. К. Васильева [и др.]; под ред. В. Е. Есипова. – 5-е изд. – СПб.: ПитерПресс, 2008. – 476 с.
14. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л. Н. Нехорошева, Н. Б. Антонова, Л. В. Гринцевич [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л. Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с.
15. Ценообразование: учеб. пособие / под ред. Г. А. Тактарова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 176 с.
16. П а р ш и н, В. Ф. Ценовая политика предприятия: пособие / В. Ф. Паршин. – Минск: БГЭУ, 2008. – 119 с.
17. Ш а р к о в а, О.Э. Ценообразование: курс лекций / О. Э. Шаркова, О. А. Каряки-на. – Минск: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 170 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа– http://www.studmed.ru/sharkova-oe-karyakina-oa-cenoobrazovanie_973638f.html. – Дата доступа 13.02.2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Сущность маркетинга и его концепции……………………………...……………...............4
2. Маркетинговые возможности…………………………………….………………………..13
3. Поведение покупателей и потребителей..………………………………................................16
4. Товарная политика…………….……………………………….................................................22
5. Продвижение товаров…………………………..…………………………………………..28
6. Распределение товаров…………………………………………...............................................35
7. Управление маркетингом…………………………………………………………………..41
8. Теоретические основы ценообразования………………………………...............................49
9. Государственное регулирование ценообразования………………………………………..58
10. Тактики и стратегии ценообразования……………...................................................................67
11. Цены в маркетинге предприятия....................................................................................................83
12. Цены в экономике предприятия…………………………………………………………109
13. Ценообразование во внешней торговле…………………………………………………119
14. Ценовая политика………………………………………………...........................................134
Список литературы...............................................................................................................................143