Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами
(производственной базой и подвижным составом)
Конкурентоспособность АТП зависит от состояния производственной базы и соответствия парка подвижного состава условиям перевозок. Поэтому в качестве основных показателей, определяющих конкурентоспособность АТП выбраны:
- соотношение между активной частью (подвижным составом) основных производственных фондов и основными производственными фондами, относящимися непосредственно к производственной базе АТП. В качестве критерия с учетом отечественного и зарубежного опыта рекомендуется величина 40 %, характеризующая оптимальную величину удельного веса производственной базы к основным производственным фондам (ОПФ);
- средняя грузоподъемность автомобильного парка. По этому показателю рекомендуется сравнить фактические данные по отчету за определенный период с экспертными оценками рациональной величины средней грузоподъемности парка с учетом его специализации.
При удельном весе производственно-технической базы 40 и более процентов к основным производственным фондам конкурентоспособность АТП принята наивысшей и оценивается коэффициентом = 1.
Коэффициент конкурентоспособности АТП рекомендуется определять по формуле
, (6)
где ПТБ - стоимость производственно-технической базы, руб,
ОПФ - стоимость основных производственных фондов, руб,
40 - удельный вес ПТБ в ОПФ при коэффициенте конкурентоспособности 1.
Уровень конкурентоспособности АТП с позиции обеспеченности производственной базой рекомендуется оценивать по табл. 6.
Таблица 6
Уровень конкурентоспособности АТП в зависимости
от уровня развития производственной базы
Показатели | Конкурентоспособность | Неконкурентоспособность | |
высокая | средняя | ||
Удельный вес ПТБ в ОПФ, % | 40 и более | 36 - 39 | 35 - 20 |
0,9 - 0,99 | 0,88 - 0,5 |
При удельном весе производственной базы в основных производственных фондах менее 20 % предприятие следует считать неконкурентоспособным поэтому фактору и оценить коэффициентом = 0,45.
Конкурентоспособность АТП рекомендуется оценивать также с позиции соответствия, грузоподъемности парка его рациональному уровню.
При этом фактическую среднюю грузоподъемность ( ) рекомендуется определять, по отчетным данным, а рациональную - на основе экспертной оценки, по группам специализации автомобилей по формуле:
, (7)
где - средняя грузоподъёмность рационального парка;
, , , , - средняя рациональная грузоподъемность соответственно бортовых автомобилей, самосвалов, фургонов, цистерн и прочих автомобилей;
, , , , - среднесписочное количество соответственно бортовых автомобилей, самосвалов, фургонов, цистерн и прочих автомобилей.
Например: Асс = 30, Асп = 20, значит Аб = 10 шт., остальные Ас = 5, Аф = 5, Ац = 10 штук. Данные по бортовым автомобилям, самосвалам, фургонам и прочих автомобилей определяются по справочнику НИИАТ (при ± 10 % по грузоподъемности).
Если фактическая средняя грузоподъемность парка ( ) совпадает с рациональной ( ), то следует считать, что АТП имеет парк, соответствующий условиям перевозок и, следовательно, вполне конкурентоспособно, а коэффициент конкурентоспособности = 1.
При несоответствии фактической средней грузоподъемности парка рациональной коэффициент конкурентоспособности АТП снижается пропорционально величине несоответствия: а именно если < , то . Тогда > , то .
При соответствии фактической средней грузоподъёмности парка рациональной менее чем на 50 % автотранспортное предприятие по данному показателю следует признать неконкурентоспособным и оценить коэффициентом = 0,45.
Совокупный коэффициент, характеризующий обеспеченность АТП ресурсами определяется по формуле
. (8)
Общая конкурентоспособность автотранспортного предприятия определяется по формуле
. (9)
Если в результате интегральной оценки составит величину от 0,8 до 1 АТП, следует считать высоко конкурентоспособным, при от 0,5 до 0,79 - средней конкурентоспособности, менее 0,5 - неконкурентоспособным.
В конце выполненных расчетов необходимо сделать выводы и дать рекомендации по улучшению конкурентоспособности автотранспортного предприятия.
Заключение
Контрольная работа студентов заочного обучения является одной из форм самостоятельной работы, в которую также входит изучение лекционного материала. Положительная оценка работы является основание для допуска к зачету по дисциплине.
Практические занятия
№п/п | Темы занятий |
Оценка конкурентоспособности изделия по техническим параметрам | |
Оценка конкурентоспособности изделия по экономическим параметрам | |
Определение интегрального показателя конкурентоспособности анализируемого изделия по отношению к образцу |
Список используемой литературы
Основной
1. Маркетинг: учебник для вузов / Г.А. Васильева [и др.]; под ред. Г.А. Васильева. – М. ЮНИТИ, 2005. – 208 с.
2. Маркетинг: учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили [и др.]; под ред. Н.Д. Эриашвили. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Юнити, 2006. – 631 с.
Дополнительный
3. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для вузов / В.А. Алексунин [и др.]; под. ред. В.А. Алексунина. – 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. – 716 с.
4. Маркетинговые исследование роста прибыльности и стоимости бизнеса. Практика крупных российских компаний / под ред. А.А. Бравермана. - М: Экономика, 2006. – 319 с.
5. Маслова Т.Д., Кожут С.Г. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2006. – 206 с.
6. Управление маркетингом: учебное пособие для вузов / Н.Д. Эриашвили [и др.]; под ред. А.В. Короткова, И.М. Синяевой. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 463 с.
Приложение 1