Прочитайте стихотворение современного русского поэта Андрея Дементьева
Задания
Всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (ІІІ етап)
Класс
1. Творческое задание. Прочитайте фразу из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Выскажите свое мнение (в виде сочинения-миниатюры).
«Человек без сюрприза внутри…неинтересен»
(12 баллов)
Критерии оценивания:
Соответствие теме, стилю, жанру – 4 балла
Полнота раскрытия темы (количество и развёрнутость микротем) – 2 балла
Композиционная оформленность – 2 балла
Грамотность – 4 балла
2. Укажите слова, в которых буква «е» не обозначает мягкости предшествующего согласного.
1) милиционер, 2) шезлонг, 3) поэтесса, 4) марионетка, 5) модерн, 6) лидер. 7) партер, 8) шедевр, 9) гротеск, 10) маркетинг.
(3 балла)
(0,5 балла за каждый правильный ответ)
3. Определите, какие из подчёркнутых слов употреблены в переносном значении. Подберите к ним синонимы.
1) Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит... (Пушк). 2) Луч надежды блеснул на лице больного (Кав.). 3) Масштабную картину сегодняшнего дня страны воссоздает экспозиция выставки. 4) Далеко за горизонт убегали лучами притоки степной реки.
(3 балла)
(0,5 балла за каждый правильный ответ и
0,5 балла за подобранный синоним)
Укажите фразеологизмы, которые представляют собой изречения из религиозных книг. Объясните их значение.
1) Альфа и Омега; 2) Блудный сын; 3) Кричать (орать) во всю ивановскую; 4) Вавилонское столпотворение; 5) Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; 6) Петь с чужого голоса; 7) Играть первую скрипку; 8) Бросить (бросать) камень; 9) Казанская сирота; 10) Коломенская верста.
(8 баллов)
(1 балл за правильно указанный фразеологизм и
1 балл за правильное толкование)
5. Отметьте пары слов, образованные от одного и того же слова.
1) Слушатель, прослушать; 2) Кривизна, кривляние; 3) Ловкач, ловкость; 4) Ломкость, ломка; 5) Музыкант, музыкальность; 6) Равнина, равнение; 7) Школярский, школяр; 8) Звездочка, созвездие; 9) Водица, водичка.
(4 балла)
(1 балл за каждое правильно указанное слово)
6. Укажите номер существительных, которые могут употребляться только с собирательными числительными.
1) ворота, 2) солдат, 3) ножницы, 4) телята. 5) страна, 6) окно, 7) бабушка, 8) сани, 9) молодёжь, 10) дом, 11) брюки, 12) ведро, 13) перила, 14) блюдо, 15) вечер, 16) жильё.
(3 балла)
(0,5 балла за каждое правильно указанное слово)
7. В каких предложениях подлежащее выражено инфинитивом?
1) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских ребятишек. (Тургенев) 2) Судьба языка не может зависеть от произвола того или другого лица (Бел.). 3) Двое игроков ещё хотели остаться в зале (Купр.). 4) Создавать счастье – это высокий труд (Пауст.). 5) Вам обязательно надо сходить на реку. 6) Читать за кофе – это моя непобедимая привычка (Чех.).
(3 балла)
(1 балл за каждое правильно указанное предложение)
8. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в текст, раскройте скобки.
Да вот (н…)д…леко искать мес…ца два наза… умер у нас в городе некий Беликов учитель греческ…го языка мой товарищ…. Вы о нем слыш…ли к…нечно. Он был зам…чателен тем что всегда даже в очень х…рошую погоду вых…дил в …алошах и с зонтиком и (н…)преме…о в теплом п…льто на вате. И зонтик у него был в ч…хле и ч…сы в ч…хле из серой замши и когда вынимал (перо)чин…ый нож… чтобы оч…нить карандаш… то и нож… у него был в ч…хольч…ке и лиц… к…залось тоже было в ч…хле так (как) он всё время прятал его в п…днятый в…р….тник. Он носил темные …чки фуфайку уши з…кладывал ватой и когда садился на извоз…ика то пр….казывал п…днимать верх. Одним словом у этого ч…л…века н…блюдалось п…стоя…ое и (н…)пр…одолимое стр…мление окружить себя оболочкой с…здать себе (так) сказать футляр к…торый уед…нил бы его защ…тил (бы) от внешних влияний.
(А.Чехов)
(5 баллов)
(за каждую ошибку снимается1 балл)
Задания по литературе. 11 класс
9. Определите средства художественной выразительности в стихотворении.
Горизонты вертикальные
В шоколадных небесах,
Как мечты полузеркальные
В лавровишневых лесах.
Призрак льдины огнедышащей
В ярком сумраке погас,
И стоит меня не слышащий
Гиацинтовый пегас.
Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
И шершаво-декадентные
Вирши в вянущих ушах.
(В.С.Соловьёв. Пародия на русских символистов).
(7 баллов)
(1 баллза каждое правильно названное средство)
Прочитайте стихотворение современного русского поэта Андрея Дементьева.
А было это в день приезда.
С ней говорил какой-то князь.
«О боже! Как она прелестна!» -
Подумал Пушкин, наклонясь.
Она ничуть не оробела.
А он нахлынувший восторг
Переводил в слова несмело.
И вдруг нахмурился.
И смолк.
Она, не подавая вида,
К нему рванулась всей душой,
Как будто впрямь была повинна
В его задумчивости той.
- Что сочиняете вы ныне?
Чем, Пушкин, поразите нас?-
А он - как пилигрим в пустыне -
Шел к роднику далёких глаз.
Ему хотелось ей в ладони
Уткнуться. И смирить свой пыл.
- Что сочиняю?
Я... не помню.
Увидел вас -
И все забыл.
Она взглянула тихо, строго.
И грустный шёпот, словно крик:
- Зачем вы так? Ну, ради Бога!
Не омрачайте этот миг...
Ничто любви не предвещало.
Полуулыбка. Полувзгляд.
Но мы-то знаем -
Здесь начало
Тех строк,
Что нас потом пленят.
И он смотрел заворожённо
Вслед уходившей красоте.
А чьи-то дочери и жёны
Кружились в гулкой пустоте.
1. Назовите произведение А. С. Пушкина, история создания которого поэтически переложена Андреем Дементьевым. (1 балл)
2. Укажите, кому А. С. Пушкин его посвятил. (1 балл)
3. Назовите русского композитора, сочинившего на слова пушкинского произведения, известный романс. (1 балл)
(3 балла)
Примечание: за речевые, грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки с общей суммы снимается до 3 баллов.