Конкуренция как фактор маркетинговой среды туристической организации
Дайте определение понятия «конкуренция». Назовите основные виды и методы конкуренции на рынке туризма. Перечислите факторы, определяющие конкурентную среду туристической организации. Опишите стратегические группы конкурентов и источники информации о конкурентах.
Конкуренция– соперничество между отдельными юридическими и физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели (максимизация прибыли за счёт завоевания предпочтений потребителей).
Присутствие конкурентов на рынке создаёт элемент состязательности, что способствует обогащению предложения на рынке, внедрению новых продуктов и форм сервиса.
Виды конкуренции:
1. Функциональная конкуренция – все туристические продукты являются функциональными конкурентами.
2. Видовая конкуренция – характеризуется наличием продуктов одного и того же назначения и близких по многим параметрам, но отличающихся по каким-либо существенным характеристикам.
3. Предметная конкуренция – возникает в случае малосущественных отличий между продуктами, предлагаемыми различными туристическими организациями.
4. Ценовая конкуренция – предполагает предложение туристических продуктов по более низким, чем у конкурентов, ценам.
5. Неценовая конкуренция – исходит из того, что ключевыми факторами успеха в борьбе за предпочтения потребителей становится не цена туристического продукта, а его качество и уровень обслуживания.
Методы недобросовестной конкуренции:
1)дезинформация потребителей и деловых партнёров о достоинствах продуктов, которыми они в действительности не обладают;
2)распространение ложных или неточных сведений, наносящих ущерб деловой репутации конкурентов;
3)незаконное использование чужого, зарегистрированного товарного знака;
4)сравнительная реклама.
Факторы, определяющие конкурентную среду туристической организации:
1. соперничество между конкурирующими на данном рынке продавцами;
2. угроза появления новых конкурентов;
3. конкуренция со стороны продуктов-заменителей;
4. позиции поставщиков;
5. позиции потребителей.
Стратегические группы конкурентов туристической организации:
1. Существующие прямые конкуренты – туристические организации, которые в прошлом и настоящем выступали и выступают как конкуренты;
2. Потенциальные конкуренты – новые организации, вступающие в конкурентную борьбу и существующие организации, которые расширяют номенклатуру предлагаемых продуктов.
Источники информации о конкурентах:
· фирменные справочники; годовые отчёты; публикации; каталоги; нормативно-правовые документы; объявления; публикуемые интервью; специализированные выставки и ярмарки.
Потребитель как объект маркетинговых исследований.
Назовите принципы поведения потребителей на рынке туризма. Опишите модель поведения потребителя. Перечислите факторы, влияющие на поведение потребителей туристических услуг. Опишите процесс принятия решения о покупке туристического продукта.
Формирование понимания потребителей и их поведения на рынке в маркетинге исходит из ряда принципов:
· представление потребителям свободы выбора и реальной выгоды;
· поведение потребителей поддаётся воздействию;
· поведение потребителей социально законно;
· поведение потребителей может быть изучено с помощью маркетинговых исследований.
Поведение потребителей – деятельность, направленная на приобретение и потребление туристических продуктов.
Модели поведения потребителей:
1. Экономическая модель – основана на предположении, что потребитель обладает свойствами рациональности и последовательности в совершаемых действиях и наиболее существенными факторами воздействия здесь являются уровень дохода потребителя и цена продукта.
2. Социологическая модель - основана на предположении, что основную роль в поведении потребителей играет общественная среда (культура, семья, социальные роли и статусы).
3. Психологическая модель - основана на предположении, что потребители не имеют чёткого представления о своих потребностях и действуют на рынке подсознательно, иррационально, под влиянием эмоций и наиболее существенными факторами воздействия здесь являются самооценка, восприятие внешнего мира, установки и убеждения.
Все вышеперечисленные модели по-разному объясняют поведение потребителей. Поэтому в маркетинге поведение потребителей объясняют с учётом всей совокупности влияющих на них факторов.
Модель поведения потребителей
Факторы, влияющие на поведение потребителей туристических услуг:
· Внешние факторы: факторы маркетинга (продвижение, цена) и факторы среды (экономические, культурные, социальные).
· Личностные факторы: возраст, род деятельности, образование, тип личности, самомнение, установки и убеждения, образ жизни.
Процесс покупки – продвижение туристического продукта к потребителю с момента, когда потребность в нём возникает в сознании, до того момента, когда проводится анализ совершённой покупки.
Процесс принятия решения о покупке туристического продукта:
1) Возникновение и осознание потребности в турпродукте;
2) Поиск и изучение информации о турпродукте (из рекламных материалов, прессы, от знакомых, соседей, учитывается собственный опыт общения с продуктом);
3) Оценка и выбор приемлемых вариантов (по цене, качеству, известности фирмы);
4) Принятие решения о покупке турпродукта;
5) Покупка турпродукта;
6) Потребление турпродукта;
7)Реакция покупателя (удовлетворён/неудовлетворён).