Конкуренция как фактор маркетинговой среды туристической организации

Дайте определение понятия «конкуренция». Назовите основные виды и методы конкуренции на рынке туризма. Перечислите факторы, определяющие конкурентную среду туристической организации. Опишите стратегические группы конкурентов и источники информации о конкурентах.

Конкуренция– соперничество между отдельными юридическими и физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели (максимизация прибыли за счёт завоевания предпочтений потребителей).

Присутствие конкурентов на рынке создаёт элемент состязательности, что способствует обогащению предложения на рынке, внедрению новых продуктов и форм сервиса.

Виды конкуренции:

1. Функциональная конкуренция – все туристические продукты являются функциональными конкурентами.

2. Видовая конкуренция – характеризуется наличием продуктов одного и того же назначения и близких по многим параметрам, но отличающихся по каким-либо существенным характеристикам.

3. Предметная конкуренция – возникает в случае малосущественных отличий между продуктами, предлагаемыми различными туристическими организациями.

4. Ценовая конкуренция – предполагает предложение туристических продуктов по более низким, чем у конкурентов, ценам.

5. Неценовая конкуренция – исходит из того, что ключевыми факторами успеха в борьбе за предпочтения потребителей становится не цена туристического продукта, а его качество и уровень обслуживания.

Методы недобросовестной конкуренции:

1)дезинформация потребителей и деловых партнёров о достоинствах продуктов, которыми они в действительности не обладают;

2)распространение ложных или неточных сведений, наносящих ущерб деловой репутации конкурентов;

3)незаконное использование чужого, зарегистрированного товарного знака;

4)сравнительная реклама.

Факторы, определяющие конкурентную среду туристической организации:

1. соперничество между конкурирующими на данном рынке продавцами;

2. угроза появления новых конкурентов;

3. конкуренция со стороны продуктов-заменителей;

4. позиции поставщиков;

5. позиции потребителей.

Стратегические группы конкурентов туристической организации:

1. Существующие прямые конкуренты – туристические организации, которые в прошлом и настоящем выступали и выступают как конкуренты;

2. Потенциальные конкуренты – новые организации, вступающие в конкурентную борьбу и существующие организации, которые расширяют номенклатуру предлагаемых продуктов.

Источники информации о конкурентах:

· фирменные справочники; годовые отчёты; публикации; каталоги; нормативно-правовые документы; объявления; публикуемые интервью; специализированные выставки и ярмарки.

Потребитель как объект маркетинговых исследований.

Назовите принципы поведения потребителей на рынке туризма. Опишите модель поведения потребителя. Перечислите факторы, влияющие на поведение потребителей туристических услуг. Опишите процесс принятия решения о покупке туристического продукта.

Формирование понимания потребителей и их поведения на рынке в маркетинге исходит из ряда принципов:

· представление потребителям свободы выбора и реальной выгоды;

· поведение потребителей поддаётся воздействию;

· поведение потребителей социально законно;

· поведение потребителей может быть изучено с помощью маркетинговых исследований.

Поведение потребителей – деятельность, направленная на приобретение и потребление туристических продуктов.

Модели поведения потребителей:

1. Экономическая модель – основана на предположении, что потребитель обладает свойствами рациональности и последовательности в совершаемых действиях и наиболее существенными факторами воздействия здесь являются уровень дохода потребителя и цена продукта.

2. Социологическая модель - основана на предположении, что основную роль в поведении потребителей играет общественная среда (культура, семья, социальные роли и статусы).

3. Психологическая модель - основана на предположении, что потребители не имеют чёткого представления о своих потребностях и действуют на рынке подсознательно, иррационально, под влиянием эмоций и наиболее существенными факторами воздействия здесь являются самооценка, восприятие внешнего мира, установки и убеждения.

Все вышеперечисленные модели по-разному объясняют поведение потребителей. Поэтому в маркетинге поведение потребителей объясняют с учётом всей совокупности влияющих на них факторов.

Конкуренция как фактор маркетинговой среды туристической организации - student2.ru Модель поведения потребителей

       
  Конкуренция как фактор маркетинговой среды туристической организации - student2.ru
    Конкуренция как фактор маркетинговой среды туристической организации - student2.ru
 

Факторы, влияющие на поведение потребителей туристических услуг:

· Внешние факторы: факторы маркетинга (продвижение, цена) и факторы среды (экономические, культурные, социальные).

· Личностные факторы: возраст, род деятельности, образование, тип личности, самомнение, установки и убеждения, образ жизни.

Процесс покупки – продвижение туристического продукта к потребителю с момента, когда потребность в нём возникает в сознании, до того момента, когда проводится анализ совершённой покупки.

Процесс принятия решения о покупке туристического продукта:

1) Возникновение и осознание потребности в турпродукте;

2) Поиск и изучение информации о турпродукте (из рекламных материалов, прессы, от знакомых, соседей, учитывается собственный опыт общения с продуктом);

3) Оценка и выбор приемлемых вариантов (по цене, качеству, известности фирмы);

4) Принятие решения о покупке турпродукта;

5) Покупка турпродукта;

6) Потребление турпродукта;

7)Реакция покупателя (удовлетворён/неудовлетворён).

Наши рекомендации