Социальные аспекты взаимодействия бизнеса и органов власти в рамках территориального маркетинга
Теоретико-методологические аспекты понятия «социальная ответственность бизнеса»:
- концепция социальной ответственности (Ч. Бодвэлл, С. Вэддок, Ф. Котлер, Д. Легран, Д. Рокфеллер, Р. Оуэн и другие);
- доктрина «служения предпринимательства обществу» как одна из форм социальной легитимизации крупного промышленного предпринимательства;
- теория развития социальной среды как важное условие развития бизнеса;
- теория «разумного эгоизма» (социально ответственное поведение);
- социал-реформизм, связанный с социально-рыночной ориентацией, сочетающей идеи рынка и конкуренции с социальной ответственностью и социальной справедливостью;
- экономические аспекты социальной ответственности бизнеса; экономическая эффективность производства как условие гармоничного эффективного развития общества в целом»;
- социальная ответственность бизнеса как социологический феномен (А. Нещадин, Н. Горин, И. Соболева, В. Кушпов);
- концепция социального маркетинга, социально-значимые направления деятельности бизнеса.
История, особенности формирования и реализации социальной ответственности бизнеса как институционального явления в практике западных стран. Влияние протестантской морали на социальные, культурные и моральные устои западного общества. Факторы, повлиявшие на возникновение теории «служение бизнеса обществу».
Субъекты социальной ответственности бизнеса:
- власть (законодательная, исполнительная, муниципальная);
- работодатели в лицепредпринимателей;
- компании и акционеры;
- комитеты или комиссии по этике и социальной ответственности;
- персонал предприятий;
- гражданское общество;
- профессиональные союзы работников.
Приоритетные ценности в рамках данного институционального явления: доверие, справедливость, необходимость богатых делиться с бедными, признание нужд и потребностей других, толерантность, ответственность сторон; патриотизм, конкурентоспособность страны, регионов, качество жизни населения, преумножение человеческого капитала.
Нормы поведения институциональные и реальные. Корпоративная этика.
Механизмы регулирования поведения основных субъектов социального института.
Факторы, влияющие на функционирование бизнеса как равноправного партнера социального развития общества:
- глобализация, усиливающая влияние крупных компаний на экономическое развитие общества;
- необходимость разработки в социальной политике компаний стандартов и правил отношений с гражданским обществом, властью в части установления жестких стандартов в сфере трудового законодательства, охране окружающей среды, усиливающееся давление профсоюзов, прежде всего в сфере охраны труда и социальной политике;
- новые ожидания граждан и властей, обусловленных глобализацией и возрастающей ролью социальных факторов.
Актуальные направления, в которых проявляется социальная ответственность бизнеса как институционального явления:
- социальные проекты бизнеса совместно с государственной или муниципальной властью, реализуемые на конкретной территории;
- социально-трудовая сфера;
- внешняя трудовая миграция (привлечение иностранных рабочих на конкретную территорию);
- сфера профессионального образования различных уровней (начального, среднего специального и высшего) как «поле взаимодействия бизнеса и власти на конкретной территории;
- сфера науки.
Связь социальной ответственности бизнеса со стратегическим управлением отраслью, регионом, фирмой. Реализация социально-ответственных отношений на конкретной территории.
Различные подходы к определению понятия «корпоративная социальная ответственность бизнеса: подход с позиций государственного регулирования, «корпоративной совести», подход заинтересованного лица; рыночный подход.
Механизмы и технологии взаимодействия бизнеса, власти и гражданского общества в рамках социальной ответственности бизнеса как институционального явления:
- стандарты социальной отчетности; сохранение общей корпоративной идентичности;
- модели социально ответственного поведения современных компаний (американская и европейская);
- социальная политика в отношении наемных работников и общества в целом;
- взаимодействие бизнеса, власти и гражданского общества в структуре социальной политики, реализуемой на конкретной территории;
Социальная ответственность бизнеса как актуальная проблема современного российского общества.
Специфика отношений власти и бизнеса в российском обществе, обусловленные такими факторами как: специфика становления рыночной экономики, приватизация предприятий, источники возникновения крупного российского бизнеса, появление корпоративных структур, располагающих ресурсами и запасом конкурентоспособности, необходимыми для осуществления социальных инвестиций.
Состояние и перспективы развития отношений российского бизнеса, власти и граждан в рамках социальной ответственности бизнеса как институционального явления.
Основные тенденции взаимодействия бизнеса и местного самоуправления:
- децентрализация отношений с местными сообществами, ответственность крупнейших корпораций за отношение с ними;
- усиление роли местных социальных программ; поддержка объектов социальной инфраструктуры;
- социальная ответственность корпораций и социальные расходы;
- влияние власти и гражданского общества на долгосрочные перспективы развития бизнеса, стратегическое развитие.
Основные направления в отношениях российского бизнеса, власти и гражданского общества:
- поддержка профессионального образования, здравоохранения;
- финансирование конкретных социальных проектов (муниципальных, организаций гражданского общества);
- научные инвестиционные проекты;
- промышленные инвестиционные проекты;
Анализ деятельности крупного бизнеса как одного из основных акторов отношений в рамках данного институционального явления. Роль малого и среднего бизнеса в развитии корпоративной социальной ответственности.
Отношения бизнеса с различными организациями гражданского общества (экологами, правозащитниками, молодежными, женскими, ветеранскими и другими).
Технологии институциализации социальной ответственности бизнеса в России: стандарты ISO; формы морального стимулирования (принятие Кодекса корпоративной и деловой этики, всероссийские конкурсы «Российская организация высокой социальной эффективности»).
Механизмы развития социальной ответственности бизнеса в России:
- социальное партнерство;
- совместные программы бизнеса с некоммерческими организациями, органами местного самоуправления, участие в национальных проектах.
- независимый аудит по основным направлениям деятельности бизнеса (устойчивое развитие производства; экологическая политика; социальная политика).
Модели институциональных отношений:
- антагонизм между государством, гражданским обществом и бизнесом;
- партнерство государственного, общественного и частного секторов;
- конкуренция;
- смешанные стратегии поведения субъектов, которые приводят к эффективным равновесным состояниям.
Возможные принципы отношений:
- законопослушность, гарантированное исполнение обязательств, ответственность сторон (бизнеса, власти, гражданского общества);
- прозрачность и взаимная информированность, правовая дисциплина в экономических отношениях;
- добровольность объединения ресурсов государства и бизнеса для решения отдельных социальных и экологических проблем;
- добровольность в отчетности бизнеса по корпоративной социальной ответственности;
- диалог власти и бизнеса об основных стандартах и содержании корпоративной социальной ответственности.
Коммуникации, регулирующие отношения бизнеса, власти и гражданского общества, формы обратной связи.
Факторы, сдерживающие институциональный процесс:
- неразвитые механизмы государственного стимулирования социального ответственного поведения бизнеса;
- слабое соблюдение норм налогообложения;
- недостаточный уровень развития гражданского общества и социального партнерства.
Региональная практика отношения бизнеса, власти и гражданского общества, связь с таким видом маркетинга как маркетинг территорий.