Управление рисками проекта
Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение следующих процедур: 1) идентификация и анализ рисков; 2) анализ альтернативных методов управления рисками; 3) выбор методов управления рисками; 4) исполнение выбранных методов управления рисками; 5) мониторинг результатов и совершенствование системы управления рисками. Все риски данного инвестиционного проекта можно разделить на 3 группы: 1) внешние (рыночные) риски; 2) внутренние риски; 3) риски форс-мажорных обстоятельств. К наиболее вероятным рискам по возможности наступления первой группы (внешние риски) следует отнести следующие виды рисков: - риск снижения платёжеспособности потребителей; - появление конкурентов с аналогичной продукцией. К наиболее вероятным рискам по возможности наступления второй группы (внутренние риски) следует отнести следующие виды рисков: - риски кражи сырья или готовой продукции (сладкой ваты); - загруженность персонала (работа и на аттракционе 5D, и изготовление сладкой ваты). К наиболее вероятным рискам по возможности наступления третей группы (риски форс-мажорных обстоятельств) следует отнести следующие виды рисков: - затопление торгового помещения (прорыв системы отопления); - пожар (из-за неисправности оборудования).
Рассмотрим возможное управление рисками на примере внешних рисков. - риск снижения платёжеспособности потребителей; - появление конкурентов с аналогичной продукцией. 1) идентификация и анализ рисков; Источники риска, связанного с падением платёжеспособности, связаны с ухудшением макроэкономический ситуации в стране. Возможные причины: неконтролируемая инфляция, спад производства, дефолт и т.п. Источники риска, связанного с появлением конкурентов, связаны, в первую очередь с выгодой от реализации проекта. Если проект будет успешен, то кто-то из клиентов может смекнуть выгодность аппарата по производству ваты и запустить аналогичный проект. Численно риск, связанный с падением платёжеспособности населения, можно оценить уменьшением поступлений от инвестиционного проекта. Аналогичным образом можно оценить и второй риск. Безусловно, оба вида риска связаны друг с другом, т.к. снижение платёжеспособности населения снижает и риск появления конкурентов, и, наоборот. 2) анализ альтернативных методов управления рисками; Негативное влияние обоих видов рисков можно снизить за счёт грамотного выстроенного маркетинга, и, в частности, брендирования. Человек действует по привычке, поэтому если будет отлажена система взаимодействия с клиентами (повторные продажи, подарки, скидки), то можно сократить вероятные риски внешней среды до минимума. 3) выбор методов управления рисками; Как было сказано выше, необходимо выстраивать грамотный маркетинг, прибегая к инструментам интегрированных маркетинговых коммуникаций. Лишь контактируя с клиентами на постоянной основе, можно повысить лояльность людей к продукту, тем самым обеспечив стабильность поступления дохода от продаж. 4) исполнение выбранных методов управления рисками; Необходимо реализовать комплекс мероприятий в области маркетинга. Т.к. это довольно сложная задача, то её исполнение возложено на каждого члена организации (каждому – своя часть задачи), при этом контроль и ответственность за исполнение выбранных методов возлагается на генерального директора. 5) мониторинг результатов и совершенствование системы управления рисками; После проведения мероприятий по уменьшению влияния рисков, необходимо оценить полученные результаты. Для этого следует учитывать те затраты, которые понесла организация для уменьшения влияния степени риска, а также полученные результаты. Затем, необходимо провести анализ и, если есть возможность, скорректировать программу по управлению рисками в сторону повышения её эффективности. Рассмотрим возможное управление рисками на примере внутренних рисков. - риски кражи сырья или готовой продукции (сладкой ваты); - загруженность персонала (работа и на аттракционе 5D, и изготовление сладкой ваты). 1) идентификация и анализ рисков; Источники данных видов риска кроются в неудовлетворённости сотрудников условиями труда. Возросшие обязанности не подкреплены материально, что вызывает чувства злости с одной стороны, и мести, с другой. Отсуда – возможные кражи сырья и готовой продукции, как следствие неправильной кадровой политики. 2) анализ альтернативных методов управления рисками; Подобного рода риски можно снизить путём совершенствования системы мотивирования на предприятии. Люди должны работать не только за деньги, но и за нематериальные вещи. 3) выбор методов управления рисками; Необходимо переработать кадровую политику с целью повышения мотивации у персонала. Для этого следует внедрить эффективную систему премирования. Но при этом главный акцент сделать на нематериальные потребности (например, в признании – «лучший работник месяца»). 4) исполнение выбранных методов управления рисками; Кадровая политика – это, в большей степени, прерогатива генерального директора. В связи с этим необходимо в течение месяца со дня начала реализации проекта разработать новую программу стимулирования для сотрудников. Ответственный за программу – генеральный директор. 5) мониторинг рисков и совершенствование системы управления рисками; До и после внедрения новой кадровой программы в жизнь необходимо провести социальный опрос сотрудников с целью выяснения степени удовлетворенности условиями труда. Если результаты опроса окажутся положительными, тогда следует продолжать исполнять разработанную программу, если нет – искать иные пути и средства удовлетворения персонала. Рассмотрим возможное управление рисками на примере рисков форс-мажорных обстоятельств. - затопление торгового помещения (прорыв системы отопления); - пожар (из-за неисправности оборудования). Данные виды рисков возникают по независящим от исполнителей инвестиционного проекта причинам. В связи с этим необходимо искать пути диверсификации производства, а также иметь страховой фонд на случай наступления форс-мажорных обстоятельств.
Вывод по практической работе № 10: В рамках данной работы мы рассмотрели вопрос управления рисками при осуществлении инвестиционного проекта. Если на практике мы столкнёмся с тем или иным видом рисков, у нас уже есть примерная схема по снижению наступления негативных последствий. Заключение:Управление рисками – важная составляющая разработки проекта. Без учёта рисков трудно добиться поставленных целей, т.к. наступление рисковых ситуаций повлечёт череду событий, которые отрицательным образом скажутся на успехе проекта в целом.
Вывод по всей работе в целом:В рамках даннойработы мы сделали 10 практических работ. Каждая из них позволила нам рассмотреть инвестиционный проект с того или иного аспекта. Благодаря этим работам мы выяснили, что наш инвестиционный проект выполнять нецелесообразно с точки зрения инвестора, ввиду низких показателей эффективности. При этом если внести некоторые доработки и изменения в проект (например, уменьшить затраты на реализацию проекта), то вполне возможно осуществить данный проект с экономической выгодой для инвестора.