ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ. По курсу «Маркетинговый анализ»

По курсу «Маркетинговый анализ»

31. Сущность маркетингового анализа

32. Цели и задачи маркетингового анализа

33. Характеристика этапов процесса маркетингового анализа

34. Характеристика принципов маркетингового анализа

35. Значение маркетингового анализа в деятельности организации

36. Сущность и структура маркетинговой информации

37. Способы получения и обработки маркетинговой информации

38. Методы анализа маркетинговой информации

39. Понятие и состав рыночной конъюнктуры

40. Цель, задачи и предмет анализа конъюнктуры рынка

41. Значение анализа рыночной конъюнктуры в деятельности организации

42. Анализ рынков сбыта продукции

43. Процесс формирования рыночной цены и характеристика стратегий ценообразования

44. Анализ спроса на продукцию

45. Анализ издержек производства продукции

46. Проведение анализа цен товаров конкурентов. Выбор метода установления цен

47. Установление окончательного размера цены и анализ скидок.

48. Содержание, цель и задачи SWOT-анализа

49. Этапы проведения SWOT-анализа

50. Основные правила проведения SWOT-анализа

51. Сущность портфельного анализа

52. Анализ конкурентов

53. Анализ конкурентной позиции организации

54. Оценка конкурентоспособности продукции

55. Анализ средств и носителей рекламы

56. Объективные методы предварительного прогноза успеха рекламы

57. Последовательность проведения рекламной кампании

58. Определение экономической эффективности рекламных мероприятий

59. Причины возникновения, виды риска и последствия невостребованной продукции

60. Диагностика риска невостребованной продукции

Сведения о профессорско-преподавательском составе

№ п/п Ф.И.О. Какое образовательное учреждение профессионального образования закончил (ла), специальность по диплому Ученая степень, ученое звание Стаж научно-педагогической работы, годы Основное место работы, должность Условия привлечения в РГЭУ «РИНХ» (штатный, внутренний совместитель, внешний совместитель, почасовик) Повышение квалификации
Всего В т.ч.
Педагогический По дисциплине
Склярова Оксана Алексеевна Ростовская государственная экономическая академия; экономист к.э.н. РГЭУ «РИНХ», доцент штатный Казанский государственный технологический университет, 2007 г.; Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ 2007-2008 гг.

Деловые игры и хозяйственные ситуации,

Используемые при проведении практических занятий

Практическая ситуация 1:

Вариант 1.

Промышленное предприятие «Донские краски», один из крупнейших производителей лакокрасочной продукции на Юге России, производит следующие виды красок: эмаль – ПФ, краску ВД-ВА, эмаль НЦ.

В течение последних лет предприятие уделяло большое внимание повышению качества продукции, особенно эмали ПФ. Однако прочно сложившееся недоверие покупателей к продукции предприятия «Донские краски» значительно усложняет усилия службы сбыта по реализации готовой продукции. Кроме того, руководство предприятия, улучшает качество продукции, совершенно не заботилось о совершенствовании упаковки, считая нецелесообразными затраты на дизайнерские разработки емкостей для красок, что позволяло удерживать цены на продукцию предприятия «Донские краски» на относительно низком уровне. Основной потребитель продукции предприятия – малообеспеченные слои городского населения и сельские жители (80%), а также организации и промышленные предприятия (20%).

В 2000-2007 гг. на местном рынке появилось большое число товаров-аналогов отечественного и импортного производства, что резко сократило объемы продаж предприятия. С целью получения достоверной информации о рынке, необходимой для принятия правильных управленческих решений, предприятие поручило отделу маркетинга проведение комплексного исследования рынка лакокрасочной продукции.

При этом была поставлена задача – получить следующую информацию о рынке:

1. Емкость рынка продукции.

2. Доля предприятия «Донские краски».

3. Уровень платежеспособного спроса потребителей на лакокрасочную продукцию.

4. Марки красок, пользующиеся наибольшим спросом со стороны потребителя.

5. Потребительские предпочтения к лакокрасочной продукции.

6. Уровень конкурентоспособности продукции предприятия «Донские краски».

Одновременно с получением информации о рынке специалисты предприятия «Донские краски» проводят анализ выпускаемой товарно-ассортиментной номенклатуры и разрабатывают предложения по оптимизации товарного ассортимента.

Задание:

1. Определите направления и цели маркетингового анализа.

2. Выделите объекты маркетингового анализа.

3. Какие источники информации при проведении маркетингового анализа Вы предлагаете использовать?

4. Определите методы получения информации (устный, почтовый или телефонный опрос, наблюдение, эксперимент или др.) и предложите способы обработки и интерпретации полученных результатов.

5. Разработайте план мероприятий по реализации проекта.

Вариант 2.

Промышленное предприятие «Кондитер», один из крупнейших производителей кондитерской продукции в Ростовской области. Кондитерская фабрика специализируется на выпуске конфет, мармелада и зефира.

В течение последних лет предприятие уделяло большое внимание повышению качества продукции. Однако прочно сложившееся недоверие покупателей к продукции предприятия «Кондитер» значительно усложняет усилия службы сбыта по реализации готовой продукции. Кроме того, руководство предприятия, улучшает качество продукции, совершенно не заботилось о совершенствовании упаковки, считая нецелесообразными затраты на дизайнерские разработки, что позволяло удерживать цены на продукцию предприятия «Кондитер» на относительно низком уровне. Основной потребитель продукции предприятия – мало и среднеобеспеченные слои городского населения и сельские жители (85%), а также оптовики (15%).

В 2000-2007 гг. на местном рынке появилось большое число товаров-аналогов отечественного и импортного производства, что резко сократило объемы продаж предприятия. С целью получения достоверной информации о рынке, необходимой для принятия правильных управленческих решений, предприятие поручило отделу маркетинга проведение комплексного исследования рынка кондитерской продукции.

При этом была поставлена задача – получить следующую информацию о рынке:

1. Емкость рынка продукции.

2. Доля предприятия «Кондитер».

3. Уровень платежеспособного спроса потребителей на кондитерскую продукцию.

4. Кондитерские изделия, пользующиеся наибольшим спросом со стороны потребителя.

5. Потребительские предпочтения к кондитерской продукции.

6. Уровень конкурентоспособности продукции предприятия «Кондитер».

Одновременно с получением информации о рынке специалисты предприятия «Кондитер» проводят анализ выпускаемой товарно-ассортиментной номенклатуры и разрабатывают предложения по оптимизации товарного ассортимента.

Задание:

1. Определите направления и цели маркетингового анализа.

2. Выделите объекты маркетингового анализа.

3. Какие источники информации при проведении маркетингового анализа Вы предлагаете использовать?

4. Определите методы получения информации (устный, почтовый или телефонный опрос, наблюдение, эксперимент или др.) и предложите способы обработки и интерпретации полученных результатов.

5. Разработайте план мероприятий по реализации проекта.

Практическая ситуация 2:

Валентина Смирнова, стараясь быть хорошим работником и хорошей матерью, обнаружила, что в центре г. Ростова-на-Дону почти невозможно найти место, где уход за детьми был бы хорошего качества. Г-жа Смирнова работает менеджером по продажам в офисе компании, которая реализует станки. Как человек с высоко положительным отношением к работающим женщинам и уже не раз с готовностью бравшей на себя запланированные риски, Валентина Смирнова была уверена, что на собственном опыте обнаружила невостребованную рыночную потребность. Карьера в офисных продажах станков научила г-жу Смирнову эффективно продвигать и обеспечивать обслуживание клиентов, в результате чего она почувствовала себяспособной использовать этот опыт для создания службы по уходу за детьми дошкольного возраста.

Вскоре были получены необходимые разрешения, но необходимо было представить банку бизнес-план и получить гарантии на заем на полгода, пока не появится отдача от вложенных средств. Также имелись задержки поставки строительных материалов и оборудования. Но, в конце концов, детский сад «Детский рай» открыт для работы.

Прежний склад площадью 300 кв.м., расположенный в центре города Ростова-на-Дону, был полностью перепроектирован. Фактически благодаря сестре г-жи Смирновой, имеющей опыт в столярном деле, это получилось современно спроектированное, оборудованное и декорированное помещение.

В детском саду имеются разнообразные игрушки, игры, детский спортивный комплекс для 60 детей, а также предусмотрены занятия для дошкольного развития. Штат состоит из квалифицированной детской медсестры и пяти неквалифицированных помощников.

Есть помещение для приготовления еды. Напротив входа отсутствует интенсивное уличное движение, также имеется достаточно места для автостоянки.

Целевой рынок - профессионалы среднего класса, для которых «Детский рай» предлагает альтернативу уже существующим различным частным и муниципальным детским учреждениям.

Г-жа Смирнова также задалась вопросом относительно планирования корпоративных клиентов. Она выбрала название «Детский рай» специально, чтобы дифференцировать его от конкурентов и придать элемент исключительности.

Краткосрочная цель г-жи Смирновой «приобрести репутацию хорошо спланированного и удачно начавшего работу, приятного места, обеспечивающего хороший уровень заботы и внимания к детям». В долгосрочной перспективе, она стремится расширить помещение, создать сеть детских садов и получить призвание как «наилучшего» в районе.

Тариф был установлен 40 у.е. в неделю на ребенка на полный день, или 25 у.е. при неполном дне с 7.30 до 13.00 или от 13.00 до 19.00. Тарифы конкурентов, кроме не вызывающих доверия учреждений, колеблются между 20 у.е. и 40 у.е. в неделю.

Шесть рекламных объявлений в местной ежедневной газете и кампания по прямой рекламе в течение августа и сентября привели к огромному количеству вопросов от родителей - потенциальных клиентов. Другой наплыв вопросов произошел в октябре после недели рекламных объявлений на местной радиостанции. Наконец, день открытых дверей, также в октябре, объявления о котором давались в местной газете, заинтересовал большое количество родителей, и поступило нескольких просьб о приеме. Анализ показал, что возможная клиентская аудитория намного шире, чем запланировано, и включает матерей-одиночек, работников, занятых полный день, и профессионалов.

Однако, несмотря на усилия, вложенные в товар, место и людей, число детей фактически зарегистрированных к открытию в ноябре не достаточно для достижения прогнозируемых в бизнес-плане величин.

Разочарованная своей неудачей в привлечении достаточного числа клиентов, несмотря на благоприятные признаки перед открытием, г-жа Смирнова попросила, чтобы консультант по маркетингу подготовил новую программу маркетинговых мероприятий на следующий год.

Наши рекомендации