Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР

(фрагмент организационно-экономического раздела дипломного проекта)

1. Маркетинговая модель объекта бизнеса

В данном разделе целесообразно дать маркетинговую модель, рассмотрев продукцию, техническое решение с позиций маркетинговой операции: «по замыслу», «в реальном исполнении», «область применения» или «сервисное обслуживание», «результативность НИР», «методы исследования» и «используемое программное обеспечение» (рис1).

2. Оценка научной и научно-исследовательской результативности и социальной

эффективности работы

Результатом НИР (научно-исследовательской работы) является достижение научного, научно-технического, экономического или социального эффекта.

Научный эффект характеризует получение новых научных знаний и отражает прирост информации, предназначенной для внутри научного потребления.

Научно-технический эффект характеризует возможность использования результатов выполняемых исследований в других НИР или ОКР и обеспечивает получение информации, необходимой для создания новой техники.

Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru

Рис . 1п Маркетинговая модель научно-исследовательской работы

Экономический эффект характеризуется выраженной в стоимостных показателях экономией живого и овеществленного труда в общественном производстве, полученной при использовании результатов прикладных НИР, однако в данном случае нет достаточной информации для его расчета. Социальный эффект проявляется в улучшении условий труда, повышении труда, повышении экологических характеристик, развитии здравоохранения, культуры, науки, образования и т.д.

Оценка научной и научно-технической результативности для НИР производится с помощью коэффициентов, рассчитываемых по формулам (1) и (2):

Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru (1)

Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru (2)

Где Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru и Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru - соответствующие коэффициенты научной и научно-технической результативности;

Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru - коэффициент значимости i-го фактора;

Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru - коэффициент достигнутого уровня i – го фактора;

n, m – соответственно количество факторов научной и научно-технической результативности.

Для поисковых исследований рассчитывается коэффициенты научной и научно-технической результативности, используются различные факторы, влияющие на их количественную оценку.

В качестве факторов при оценке научной результативности могут быть приняты: новизна полученных или предполагаемых результатов; глубина научной проработки; степень вероятности успеха (при незавершенности работы). В качестве факторов при оценке научно-технической результативности могут применяться: перспективность использования; масштаб реализации; завершенность полученных результатов.

По каждому из факторов экспертным путем устанавливается числовое значение коэффициента значимости. При этом коэффициентов значимости по всем факторам должна быть равна 1.0. Коэффициент достигнутого уровня фактора устанавливается экспертным путем, а его числовое значение определяется с учетом качества признака фактора и его характеристики. При этом величина Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru максимально возможное значение Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru и Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru равно 1,0. Чем ближе значения Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru и Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru к 1,0, тем выше научная и научно-техническая результативность проводимой НИР. В таблице 1 приведены факторы и признаки, характеризующие научную результативность, а в таблице 2 – научно-техническую результативность НИР, а также числовые значения Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru и Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru

На основе типовых таблиц составляем таблицы для данной НИР.

Таблица 1 Характеристика факторов и признаков научной результативности рассматриваемой НИР

Фактор научной результативности Коэффициент значимости фактора Качество фактора Характеристика фактора Коэффициент достигнутого уровня
Новизна полученных или предполагаемых результатов 0.5 Новизна средняя Изучены спектральные характеристики лазерного факела для различных материалов, установлены закономерности в изменении сигнала (точные значения ширины линий для каждого исследуемого материала), создана база данных по технологии испарения и осаждения тонких пленок 0.7
Глубина научной проработки 0.35 Глубина научной проработки средняя В экспериментах использовалось специализированное оборудование (3 лазерных комплекса, спектрометрический комплекс, фото- видеооборудование). При расчетах использовались несколько специальных программных пакетов 0.6
Степень вероятности успеха 0.15 Вероятность успеха высокая Поставленные цели исследования достигнуты, полученные результаты находятся в согласии с теоретически ожидаемыми 1.0

Таблица 2 Характеристика факторов и признаков научно-технической результативности НИР, рассматриваемых в данной работе

Фактор научно-технической результативности Коэффициент значимости фактора Качество фактора Характеристика фактора Коэффициент достигнутого уровня
Перспективность использования результатов 0.5 Важное Полученные результаты могут найти применение в обширной области исследований наноматериалов как для теоретических, так и для прикладных задач 0.8
Масштаб возможной реализации результатов 0.3 Отдельные организации и предприятия Специализированные предприятия, исследовательские центры и лаборатории, научно-исследовательские институты 0.5
Завершенность полученных результатов 0.2 Завершенность достаточная   Собраны данные для ограниченного количества образцов материалов, что пока позволяет использовать результаты НИР лишь в отдельных исследовательских целях, продолжается работа по исследованию новых образцов 0.6

Оценка научной результативности по таблице 1:

Новизна полученных или предполагаемых результатов: Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,5. Качество фактора: среднее. Установлены некоторые общие закономерности, методы, способы, позволяющие создать принципиально новые виды техники Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,7.

Глубина научной проработки: Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,35. Качество фактора: среднее. Сложность теоретических расчетов невысока, результаты проведены на ограниченном количестве экспериментальных данных Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,6.

Степень вероятности успеха: Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,15. Качество фактора: большая вероятность успеха. Успех весьма возможен, имеется большая вероятность положительного решения поставленных задач Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =1.

Характеристика факторов и признаков научно-технической результативности фундаментальных НИР по таблице 2:

Перспективность использования результатов: Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,5. Качество фактора: важное. Результаты будут использоваться в конкретном научном направлении при разработке новых технических решений, направленных на существенное повышение производительности общественного труда в народном хозяйстве Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,8.

Масштаб возможной реализации результатов: Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,3. Качество фактора: отдельные организации и предприятия. Время реализации до трех лет. Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,5.

Завершенность полученных результатов: Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,2. Качество фактора: завершенность средняя. Техническое задание на прикладных НИР или ОКР. Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,6

Таким образом, произведем расчет коэффициентов:

Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,5*0,7+0,35*0,6+0,15*1,0=0,71

Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,5*0,8+0,3*0,5+0,2*0,6=0,7

Вывод:

В ходе экономического обоснования НИР была создана маркетинговая модель НИР, проделана количественная оценка научной и научно-технической результативности НИР и получены соответствующие коэффициенты:

Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,71 и Пример разработки маркетинговой модели НИР по разработке методики получения наноматериалов и определению научной и научно-технической результативности НИР - student2.ru =0,7,

Значения полученных коэффициентов близки к 1, то есть наивысшему значению показателей, что свидетельствует о высокой научной и научно-технической результативности проведенной НИР.

пример 3

Наши рекомендации