Понятие, основные направления и виды маркетинговых исследований. Цели и задачи маркетинговых исследований
В зарубежной научной литературе различают понятия Market Research и Marketing Research.
АМА (Американская ассоциация маркетинга) определяет Marketing Research (маркетинговое исследование или исследование сбыта), как систематический поиск, сбор, обработку и интеграцию информации, которая связана или относится ко всем проблемам маркетинга товаров/услуг.
Market Research (исследование рынка) рассматривается как систематическое исследование рынков, и анализ способности этих рынков воспроизводить оборот товаров/услуг.
Marketing Research | ||
Исследование эффективности маркетинговых мероприятий по разработке и внедрению комплекса маркетинга | Рынок (рынки) сбыта: Емкость рынка, доля рынка | Рынки производительных сил: |
Исследование эффективности внутрипроизводственной деятельности компании | Фирменная структура Товарная структура Потенциал рынка | Рабочей силы Энергоресурсов Оборудования |
Исследование эффективности маркетинговой стратегии | Факторы среды Сегменты | Капитала Технологий |
по товарам и рынкам сбыта | Поведение потребителей | Сырья и материалов |
Market Research |
Современный подход к определению понятия и содержания маркетинговых исследований заключается в том, что маркетинговые исследования рассматриваются как интегрированная деятельность Market Research и Marketing Research (H.-P. Wehrli - Швеция, Багиев Г.Л. - Россия).
Маркетинговые исследования – это функция маркетинга, которая через информацию связывает компанию с рынком сбыта продукции, конкурентами, внешней средой, рынками производительных сил.
Основные направлениямаркетинговых исследований:
· исследование инструментария маркетинга;
· исследование внутренней среды;
· исследование внешней среды;
· исследование рынка сбыта;
· исследование рынка производительных сил;
· исследование мотивов;
· бенчмаркинг*
Единой классификации направлений маркетинговых исследований не существует.
*Бенчмаркинг - процесс исследования методов производственной и сбытовой деятельности лучших предприятий партнеров и конкурентов с целью повышения, эффективности деятельности собственной фирмы.
Маркетинговые исследования позволяет разработать и реализовать эффективную программу маркетинга, которая оптимально сочетает элементы комплекса маркетинга.
Предприятие может своевременно узнать о реакции потребителей и конкурентов на возможные изменения, а также реально оценить свои возможности достичь поставленных целей в условиях воздействия неуправляемых факторов внешней макросреды: конъюнктура рынка, научно-технические, экономические, культурные, социальные, политические, правовые факторы.
Маркетинговые исследования стали развиваться в период преобразования сбытовой концепции управления маркетинга в концепцию традиционного маркетинга (конец 50-х начало 60-х гг. 20-го века).
Это не означает, что ранее маркетинговые исследования не проводились.
В организационную структуру производственных предприятий стали включать подразделения по маркетинговым исследованиям. Затем такие подразделения возникли в СМИ, банках, брокерских конторах, рекламных агентствах.
Проведением маркетинговых исследований начали заниматься также специализированные фирмы, вузы, благодаря которым маркетинговые исследования приобретают общенациональный и международный масштаб. Международный кодекс проведения маркетинговых и социологических исследований ICC/ESOMAR определяет основные требования к компаниям, единственной сферой деятельности которых является исследовательская деятельность (принят в 1974 г. Международной Торговой палатой и Европейским обществом по изучению общественного мнения и маркетинговым исследованиям - ESOMAR).
Классификация маркетинговых исследований:
1) по объекту исследования: исследование внутренней среды, исследование рынка сбыта, исследование мотивации;
2) по территориальному признаку: региональное, национальное, интернациональное;
3) по временному признаку: ретроспективное, оперативное, прогнозное;
4) по способу получения информации: первичные, полевые (field research) и вторичные, кабинетные (deck research);
5) объективные (цена, объем продаж, структура спроса) и субъективные (возраст, пол, профессия потребителей);
6) по виду информации: количественные (численные значения параметров, например, емкость рынка) и качественные (мотивы поведения покупателей);
7) по целям исследования: разведочные (сбор предварительной информации для лучшего определения проблемы), описательные (проводятся с целью получить ответы на вопросы ЧТО, ГДЕ, КОГДА, КТО, КАК, например, КТО является потребителем продукции компании), казуальные (проводятся с целью получить ответы на вопросы ПОЧЕМУ т.е. для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей).
8) По исполнителям: проводимые самостоятельно и коммерческие. Коммерческие подразделяются на Ad Hoc (“эд хок”) и синдикативные.
Ad Hoc - это исследования, выполняемые специализированной компанией для одного заказчика, с которым предварительно согласовывается методика их проведения и вопросы финансирования. Все данные, полученные в результате исследований являются собственностью клиента.
Синдикативные исследования проводятся постоянно и в течение длительного времени за счет собственных ресурсов специализированной компании. Результаты предоставляются подписчикам или разовым покупателям.