Порядок организации выполнения дипломной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К выполнению дипломной работы бакалавра

для студентов направления подготовки “Маркетинг”

Дневной формы обучения

Составители: Орлов П.А.,

Борисенко М.А.,

Притиченко Т.И.,

Прохорова Т.П.

Ответственный за выпуск: Орлов П.А.

Харьков, Изд. ХНЭУ, 2011

Утверждено на заседании кафедры экономики и маркетинга

Протокол № 8 от 11.01.2011 г.

Методические рекомендации к выполнению дипломной работы бакалавра для студентов направления подготовки “Маркетинг” дневной формы обучения / укл. П. А. Орлов, М. А. Борисенко, Т. И. Притиченко, Т. П. Прохорова – Харьков : Вид. ХНЕУ, 2011. – с. 54 (Укр. будто.)

Представлены методические рекомендации для обеспечения успешного написания и подготовки к защите дипломной работы для подтверждения квалификации “Бакалавр по маркетингу”. Содержит темы дипломных работ согласно специализации бакалавров.

Рекомендована для студентов направления подготовки «Маркетинг» дневной формы обучения.

Введение

Дипломная работа является квалификационной работой, способность к качественному личному выполнению и защите которой является подтверждением окончания соответствующего уровня университетской подготовки специалиста. Содержание дипломной работы должно продемонстрировать теоретические знания по выбранной специальности, умения и навыки использования методов эмпирического и теоретического исследования для принятия обоснованных управленческих решений в современных условиях деятельности предприятия, являющеглся базой исследования.

Целью написания дипломной работы является осуществление обоснованного комплексного анализа проблем, возникающих в процессе маркетинговой деятельности на предприятии, а также разработка и обоснование практических рекомендаций относительно усовершенствования маркетинговой деятельности предприятия на основе творческого использования теоретических знаний, приобретенных при изучении профессиональных дисциплин, специальной литературы, а также сформированных умений и навыков во время обучения и прохождения преддипломной практики.

Задача написания дипломной работы состоит в самостоятельном выполнении студентом комплексной экономической работы, которая приучает к глубокому анализу внешней и внутренней среды предприятия, исследованиях в области маркетинга, научной организации производства и труда.

Успешное выполнение дипломной работы предусматривает обобщение теоретических и методических аспектов выбранной темы исследования, а также разработку и обоснование практических рекомендаций относительно усовершенствования маркетинговой деятельности предприятия. Общая схема написания дипломной работы приведена на рис. 1.1.

Следование обозначенной логической последовательности выполнения работы предопределяет раскрытие сущности избранной темы дипломного проекта. Дипломная работа, как правило, готовится на украинском языке. Оформление дипломной работы осуществляется согласно требованиям к отчетам о научно-исследовательских работах, установленных Государственным стандартом Украины ДСТУ 3008-95 “Документация. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформления”, согласно выданным кафедрой методических рекомендаций относительно оформления отчетов о результатах научно-исследовательских и учебных работ для студентов направления подготовки “Маркетинг” всех форм обучения. Характерными признаками формы изложения содержания дипломной работы является высокий уровень абстрагирования, активное применение математического аппарата и средств логического мышления, а также аргументированность суждений и точность приведенных данных. В языково-стилистическом оформлении материала нужно учитывать особенности научного стиля языка, главным признаком которого является объективность, которая вытекает из специфики научного познания. Нужно стараться лаконично, логически и аргументированно излагать содержание и результаты научных исследований, избегать общих слов и бездоказательных утверждений. Таким образом, дипломная работа должна быть самостоятельным исследованием, которое базируется на объективных данных и включает обоснованное решение поставленной задачи.

 
  Порядок организации выполнения дипломной работы - student2.ru

Рис. 1.1. Структурно-логическая схема написания д

Рис. 1.1. Структурно-логическая схема написания дипломной работы

Порядок организации выполнения дипломной работы

Деятельность студента относительно выполнения дипломной работы должна начинаться с выбора темы дипломной работы, формулирования объекта и предмета исследования и разработки развернутого плана работы.

В течение 6 семестра студент имеет возможность выбрать себе руководителя дипломной работы из состава преподавателей кафедры экономики и маркетинга. Перечень преподавателей, которые в этом году должны руководить написанием дипломных работ, количество студентов, которые они могут взять, направления дипломных работ, на которых они специализируются, кафедра объявляет раньше заранее.

Тематика дипломных работ разрабатывается кафедрой « Экономики и маркетинга» согласно перечню профессиональных компетеностей относительно направлений специализации: «Управление маркетингом», «Операционный маркетинг» и «Международный маркетинг». Предоставляется перечень наиболее актуальных тем дипломных работ по этим направлениям. Студент имеет право предложить собственную тему, непосредственно связанную с научным профилем кафедры и направлением собственной специализации, предварительно согласовав ее с руководителем дипломной работы и заведующим кафедрой.

Название темы дипломной работы должно быть, по возможности, коротким, отвечать выбранной специальности и специализации, сути избранной проблемы (задачи), указывать на цель исследования и ее завершенность.

Студент должен вызбрать тему, сформулировать объект и определить предмет исследования и его развернутый план к началу технико-экономической (преддипломной) практики. Работа выполняется согласно тематике задач профессиональной деятельности по материалам реальной организации, предприятия или учреждения.

После согласования темы дипломной работы с руководителем дипломной работы и плана ее написания студент должен написать заявление на имя заведующего кафедрой экономики и маркетинга с просьбой утвердить тему дипломной работы и план ее написания. Пример такого заявления приведен в приложении А.

После этого студент оформляет задание при согласовании с руководителем дипломной работы согласно формы, приведенной в приложении Б.

Студент также должен получить задание по охране труда и окружающей среды на кафедре безопасности жизнедеятельности человека в указанное этой кафедрой время и соответствующим образом – задание для выполнения технологической части работы на кафедре техники и технологии. Название и содержание индивидуальных заданий обозначенных частей дипломной работы должны отвечать ее теме.

Выполнение дипломной работы должно проходить согласно графику, утвержденному кафедрой. После подписания заявления относительно утверждения темы и плана дипломной работы студенту выдается 2 экземпляра графика выполнения дипломной работы. Ознакомление с данным графиком должно быть подтверждено подписью студента. Один экземпляр графика остается у студента, второй – у руководителя дипломной работы, где он фиксирует степень выполнения студентом такого графика и дат проведения консультаций.

Во время написания работы студент имеет возможность обращаться к руководителю дипломной работы и консультантам по охране труда и технологической части работы для получения консультаций.

Руководитель работы должен:

предоставить помощь относительно уточнения темы дипломной работы и написания ее развернутого плана;

сориентировать студента относительно сбора необходимой для достижения цели дипломной работы информации;

контролировать выполнение отдельных этапов работы согласно утвержденному кафедрой графику;

предоставлять консультации относительно выполнения проектных разделов работы, оформления работы, подготовки доклада и графического материала.

Консультанты по охране труда и технологической части должны:

выдать студенту индивидуальное задание относительно соответствующего подраздела работы;

предоставить консультации относительно их выполнения.

Перед окончательным оформлением чистового варианта выполненной работы студент должен представить руководителю дипломной работы для проверки черновик всех разделов, учитывая вступление, выводы и список использованной литературы.

Исправленный согласно замечаниям дипломного руководителя черновик подается на нормоконтроль, прохождение которого означает соответствие оформления работы установленным требованиям и возможность представления работы к защите. Также в отдельном конверте (файле) работа должна подаваться на электронном носителе с электронным вариантом осуществленного исследования. Без электронного варианта дипломная работа на прохождение нормо-контроля не принимается.

Для прохождения нормо-контроля, кроме надлежащим образом оформленной дипломной работы и ее электронного варианта, студент должен представить:

Задание на выполнение дипломной работы с подписями руководителя дипломной работы и консультантов по охране труда и технологической части (приложение Б);

отзыв руководителя дипломной работы (приложение В);

рецензию на работу (с подписью сторонних научных работников, опытных высококвалифицированных специалистов и/или руководителей предприятий с печатью, которая удостоверяет их подпись) (приложение В);

аннотацию работы на украинском, русском и английском языках (приложение Г);

ксерокопию научных статей, которые были опубликованы студентом во время обучения в университете.

После прохождения нормо-контроля дипломная работа в переплетенном виде с совокупностью всех перечисленных выше документов подается на подпись заведующему кафедрой. Если работа действительно отвечает установленным требованиям, заведующий кафедрой допускает студента к ее защите. В противном случае – студент не допускается к защите и дальнейшие мероприятия по такой ситуации определяются на заседании кафедры.

Для своевременного оформления всех необходимых документов и допуска к защите работы она должна быть закончена и представлена на кафедру в установленные графиком сроки.

Содержание и структура дипломной работы

Общий объем работы должен составлять 100–115 страниц формата А4 машинописного текста.

Работа должна органически объединять в себе теоретическую, аналитическую и проектную части. Исходя из практики написания дипломных работ, рекомендуется соблюдения такой структуры:

Вступление ……………………………………………………… ……...3-4 стр.

1. Анализ теоретико-методических аспектов исследуемого вопроса (теоретическая часть)…………..................................................20–25 стр.

1.1

1.2

1.3

Выводы по разделу 1………………………………………..…1–2 стр.

2. Исследование и анализ практических аспектов исследуемого вопроса согласно избранной базе исследования (аналитическая часть)…………………………………………...............……………………...30-35 стр.

2.1

2.2

2.3

Выводы по разделу 2………………………………………..…1–2 стр.

3. Разработка предложений и рекомендаций соискателя соответственно темы исследования (проектная часть)……………… ……..…..…... 35-40 стр.

3.1 Описание и обоснование предложений относительно усовершенствования деятельности предприятия

3.2 Рекомендации относительно усовершенствования технологических процессов на предприятии………………………………………………………..……..6–8 стр.

3.3 Мероприятия по улучшению охраны труда на предприятии………………………………………..……………………..6–8 стр.

3.4 Экономическое обоснование предложенных соискателем рекомендаций……………………………………………… …………...6-8 стр.

Выводы по разделу 3………………………………………..…1–2 стр.

Выводы………………………………………………………...….3-5 стр.

Список использованной литературы

Приложения

Содержание отдельных разделов определяется выбранной темой дипломной работы и направлением специализации соискателя (студента) квалификации “бакалавр из маркетинга”.

В целом готовая к защите дипломная работа должна иметь:

твердую обложку (на внутренней стороне которой должен быть наклеен конверт, который будет вмещать: отзыв руководителя; рецензию сторонней организации; носитель с электронным вариантом дипломной работы); подписанный титульный лист (приложение Д); подписанное задание (приложение Б); аннотацию на трех языках (приложение Г); ксерокопии опубликованных статей; содержание; введение; 3 раздела и соответствующие подразделы; выводы; подпись студента в конце работы; список использованной литературы; приложения.

Введение

Во введении излагается общая характеристика работы в такой последовательности.

Актуальность темы. На основании критического анализа и сравнения с уже известными решениями поставленной задачи четко, аргументировано обосновываются актуальность и целесообразность работы для улучшения современного состояния соответствующей области экономики и развития науки в целом.

Фамилии авторов, которые сделали существенный вклад в разработку исследуемого вопроса.

Цель и задачи исследования. Формулируют цель работы и задачи, которые нужно решить для ее достижения. Цель работы по обыкновению тесно переплетается с названием работы и должна четко указывать, что именно решается в работе с помощью того или другого метода.

Объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и выбрано для изучения. Предмет содержится в пределах объекта и отображает те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. В объекте выделяется его часть, которая является предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему работы.

Методы исследования. Приводят перечень методов, которые были использованы в работе, сжато и содержательно определяя, что именно исследовалось тем или другим методом.

Метод – это совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В каждом научном исследовании можно выделить два уровня: 1) эмпирический, на котором происходит процесс накопления фактов; 2) теоретический – достижение синтеза знаний. Так, например, методами эмпирического исследования являются: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент; теоретического исследования – идеализация, формализация, гипотеза и предположения, исторический метод, системный подход.

Во введении также должен быть определен перечень задач, которые нужно решить в ходе написания дипломной работы для достижения поставленной цели.

Основная часть

Основная часть работы состоит из разделов, подразделов, пунктов. Каждый раздел начинают с новой страницы. В конце каждого раздела формулируют выводы с кратким изложением приведенных в разделе результатов, который позволяет освободить общие выводы от второстепенных подробностей. Основная часть должна иметь три раздела: теоретический, аналитический и проектный.

Теоретический раздел должен точно отвечать теме работы и полностью раскрывать ее сущностный базис. Для этого нужно привести критический, исторический обзор значительного количества литературных источников, посвященных исследованию поставленного в работе вопроса (цели).

Критический обзор предусматривает не простое изложение мыслей и точек зрения на определенное явление или проблему ведущих ученых и специалистов, а их анализ. Иначе говоря, целесообразным является приведение точек зрения отдельных ученых, которые в наибольшей мере отображают взгляд многих ученых и их анализа с точки зрения достоверности и требований современности. Такой критический анализ предоставит возможность определить нерешенные вопросы, которые касаются исследуемой области.

В конце раздела нужно сформулировать выводы с лаконичным изложением полученных результатов осуществленного критического анализа, которые создавали бы основу для дальнейшего написания работы (рис. 1.1).

Общий объем теоретического раздела не должен превышать 20 % объема дипломной работы.

Во втором разделе дипломной работы – аналитической части – приводится общая технико-экономическая характеристика базы исследования и анализируются практические аспекты исследуемого вопроса согласно избранной теме.

Перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в аналитической части дипломной работы студент определяет самостоятельно и согласовывает с руководителем дипломной работы.

В целом аналитическая часть должна быть направлена на выявление недостатков в работе предприятия/организации/учреждения ( далее предприятие), раскрытие резервов, которые могут быть использованы для усовершенствования его работы. Именно аналитическая часть создает основу для проектной части работы.

Изложение материала в данном разделе должно исходить из теоретических положений и выводов, полученных в предыдущем теоретическом разделе.

Выводы аналитического раздела должны определить направления формулирования обоснованных рекомендаций согласно цели дипломной работы.

Общий объем аналитического раздела не должен превышать 40 % объема работы.

Проектная часть дипломной работы должны вмещать теоретико-методическое обеспечение решения вопросов, которые возникают перед отечественными предприятиями/организациями/учреждениями в разрезе исследуемого вопроса.

Согласно проблеме, которая стоит перед предприятием и была определена в предыдущем разделе, студент должен определить: состав информации; источника ее получения; методы сбора, записи и хранения. Анализ этой информации предоставит возможность сформулировать обоснованные рекомендации относительно решаемой проблемы.

Таким образом, проектная часть должна начинаться с изложения результатов осуществленного студентом исследования, которое создает основу для обоснованного формирования практических рекомендаций соответственно темы исследования по маркетингу.

Осуществление маркетингового исследования предоставляет возможность собрать информацию, необходимую для достижения поставленной в дипломной работе цели.

В проектной части должны быть приведены расчеты, которые подтверждали бы научную достоверность и точность сделанных на них основе выводов. Иначе говоря, основное содержание этого раздела должны составлять экономические обоснования с использованием формул, расчетов, схем, графиков и т.п. Студент должен продемонстрировать свои знания и умение не только проанализировать конкретную проблему, но и тщательно раскрыть наиболее приемлемые пути ее решения для конкретного предприятия. Следует отметить, что подраздел охраны труда и усовершенствование технологии выполняется согласно специальным методическим рекомендациям соответствующей кафедры университета.

В проектном разделе должны решаться такие задачи:

а) определение основных путей усовершенствования маркетинговой деятельности предприятия/организации/учреждения;

б) обоснование организационно-экономических мероприятий по решению поставленной в пределах дипломной работы задачи. В том числе определения их экономической эффективности;

в) разработка рекомендаций относительно внедрения новых методов обоснования управленческих решений, усовершенствования технологических процессов и охраны труда на предприятии/организации/учреждении в аспекте исследуемого вопроса ( темы дипломной работы).

Следует заметить, что экономическое обоснование эффективности предложенных мероприятий подается в отдельном подразделе в конце третьего раздела. Такие мероприятия должны иметь реальный прикладной характер, который требует соответствующих обоснований по каждой меры отдельно. Показатели экономической эффективности рассчитываются на основе данных планового периода, обоснованных студентом в проектной части.

Общий объем исследовательского раздела не должен превышать 40 % объема дипломной работы.

Выводы

В выводах излагаются самые важные результаты, полученные на протяжении написания каждого из разделов работы, а также определяется их практическая значимость для предприятий Украины. При написании выводов рекомендуется соблюдать последовательность осуществленного в работе исследования.

Список использованной литературы

В начале списка использованной литературы размещают описание источников, к которым относятся законодательные акты и нормативные документы Украины (в алфавитном порядке). Дальше, также в алфавитном порядке, приводят библиографическое описание других использованных источников.

Список использованной литературы нужно размещать в алфавитном порядке по фамилиям первых авторов или по заголовкам, по сквозной нумерации. В списке литературы должно быть не меньше 50 источников. Оформление списка нужно осуществлять согласно выпущенным кафедрой методическим рекомендациям относительно оформления отчетов о результатах научно - исследовательских и учебных работ для студентов направления подготовки “Маркетинг” всех форм обучения.

Приложения

При необходимости в приложения целесообразно включать вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия дипломной работы:

§ балансы и другие финансовые отчеты организации;

§ таблицы вспомогательных цифровых данных;

§ расчеты экономических показателей деятельности организации;

§ инструкции и методики, описание алгоритмов и программ решения задач на персональном компьютере, если они были разработаны в процессе выполнения дипломной работы;

§ иллюстрации вспомогательного характера.

Наши рекомендации