Методические указания по выполнению задания №2

Постановка задачи.Суть задания №2 заключается в выработке предложений по обоснованию цены на какой-либо (по выбору студента) товар или товарную группу. Методологической основой для решения такой задачи является мониторинг цен в розничной торговле, сравнение цен и ассортимента в конкурирующих торговых точках, анализ и сравнение качественных свойств, характеристик и цены товара, назначение новых цен на товары с учетом уровня цен в конкурирующих торговых точках.

Задача может быть описана в следующем виде. Вы выступаете маркетинговым аналитиком какой-либо торговой или товаропроизводящей фирмы. Ваша фирма конкурирует с другими производителями или торговыми предприятиями. Вы и Ваши конкуренты торгуют одинаковой и похожей продукцией. Цены в торговых точках различаются. Перед Вами, как аналитиком Вашей фирмы, стоит задача изучения ассортимента товаров и цен конкурентов, сопоставления Ваших цен с ценами конкурентов, определение собственных цен с учетом сложившейся конкурентной обстановки.

Организация маркетингового ценового исследования.Организация учебного маркетингового ценового исследования в рамках данной работы включает следующие этапы:

- изучение всего спектра существующих и перспективных методик установления цен, описанных в научной и учебной литературе и известных в практике ценообразования;

- выбор объекта (продукта, товара, услуги) исследования и места его проведения; объект и место исследования (город, район, другой регион) определяются по личному выбору студента исходя из его возможностей получения информации; предварительно выбор объекта фиксируется преподавателем;

- проведение кабинетных исследований: сбор вторичной информации об ассортименте выбранной товарной группы, качественных характеристиках товаров, ценовых и конъюнктурных характеристиках рынка;

- составление детального плана исследования, включающего списки предприятий – конкурентов, форму бланка накопления данных, в котором перечислены товары и фиксируются цены в различных торговых точках, последовательность и сроки всех стадий исследования;

- непосредственный сбор первичной информации посредством обхода торговых точек и фиксация в заготовленных формах-бланках цены на товары; также фиксируются оценки качественных параметров товаров и оценивается уровень обслуживания покупателей и другие маркетинговые характеристики товара, также отмечаются товары, которыми торгуют конкуренты и о которых Вы заранее не знали;

- обработка и анализ собранной вторичной и первичной информации, группировка данных, построение графиков, производство необходимых расчетов;

- моделирование и позиционирование товара, выводимого Вами на рынок;

- подготовка и обоснование предложений по уровню цены и особенностям ценовой политики предприятия в соответствии с целями исследования.

Рекомендуемые результаты исследования:

- создать списки изучаемых товаров и разделить их на товарные группы;

- создать ценовое и качественное описание товаров в каждой товарной группе;

- сформировать список изучаемых конкурирующих торговых точек;

- подготовить бланк для проведения сбора информации о ценах в различных торговых точках;

- обработать сведения о ценах на товары в различных торговых точках;

- провести анализ ассортимента и цен на каждый товар в каждой торговой точке;

- вычислить для конкурирующих торговых точек отклонения в ценах абсолютном и относительном выражении (отклонение в процентах);

- спланировать новую цену на товар с учетом проведенного аудита конкурентной обстановки;

- подготовить предложения по проведенному аудиту ассортимента и цен в конкурирующих торговых точках, включить свои предложения по изменению цен на собственные товары.

Методические указания по выполнению задания №3.

В данном задании необходимо описать решение одной из представленных ниже задач, номер которой соответствует номеру студента в журнале учебной группы.

Тематика задач по маркетинговому ценообразованию:

1. Виды и структура цены, определение цены на основе полных затрат (№№ 2, 14, 16).

2. Методы расчета средней цены (№ 12).

3. Расчет скользящей цены (№ 5).

4. Расчет цены по условиям продажи Инкотермс-2000 (№ 17).

5. Использование коффициента прямой эластичности спроса по цене для прогнозирования объемов производства, продаж, денежной выручки и прибыли (№№ 1, 6, 10, 13, 15, 18).

6. Определение коэффициента прямой эластичности спроса по цене (№№21, 23).

7. Определение характера и величины перекрестной эластичности товаров (№№ 3, 7, 11, 19).

8. Расчет среднеарифметического взвешенного индекса цены (№№ 4, 9).

9. Расчет агрегатных индексов цены по методу Ласпейреса и Пааше (№№ 8, 20).

10. Расчет цены методом покрытия прямых переменных затрат (№№22, 24, 25).

Задача №1

Определите, насколько изменится денежная выручка производителя товара при повышении цены единицы товара на 0,2 д.е., если базисная цена товара 5 д.е., планируемый объем продаж 200 тыс. шт. Показатель эластичности спроса по цене 1,2.

Задача №2

Определите: а) оптовую цену предприятия; б) отпускную цену предприятия; в) оптовую цену торговли; в) розничную цену; г) структуру розничной цены.

Исходные данные:

· полная себестоимость изделия – 60 д.е.;

· уровень рентабельности – 20%;

· налог на добавленную стоимость – 20 %;

· наценка торгово-логистических посреднических организаций – 15 д.е. в расчете на одно изделие;

· торговая надбавка в розничной продаже – 10 %.

Задача № 3

Изменение цены на товар А с 15 грн. до 10 грн. привело за сопоставимый период к изменению спроса на товар Б с 100 до 90 штук. Определите характер и величину взаимной эластичности спроса и цены указанных товаров.

Задача №4

Определите среднеарифметический взвешенный индекс цен на мясную продукцию в регионе по следующим показателям:

Вид продукции Цена за 1 кг, д.е. Количество, тонн
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
Мясные продукты
Колбасные изделия

Задача №5

Фирма на условиях скользящих цен получила заказ на по­ставку оборудования. В предложенных поставщиком условиях скольжения цены определена следующая структура себестоимости поставляемой продукции:

· стоимость материалов и комплектующих изделий — 70 %;

· стоимость рабочей силы — 10 %;

· постоянные расходы — 20 %.

За период с момента получения заказа до его исполнения цены на материалы выросли на 12 %, тарифные ставки оплаты труда повысились на 20 %, а постоянные расходы предприятия сократились на 5 %. Приняв базисную себестоимость единицы продукции за 500 д.е., определить процент повышения цены.

Задача №6

Определите изменение прибыли производителя товара при снижении цены единицы изделия на 0,2 д.е., если базисная цена товара 3 д.е., себестоимость 2,5 д.е., планируемый объем продаж 1 млн. штук. Показатель эластичности спроса по цене 1,6.

Задача №7

Изменение цены на товар А с 50 грн. до 60 д.е. привело за сопоставимый период к изменению спроса на товар Б с 10 тыс. до 9 тыс. штук. Определите характер и величину взаимной эластичности спроса и цены указанных товаров.

Задача №8

Определите агрегатный индекс цен на мясную продукцию в регионе по методу Ласпейреса по следующим показателям:

Вид продукции Цена за 1 кг, д.е. Количество, тонн
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
Мясные продукты
Колбасные изделия

Задача №9

В базисном году было продано: головных уборов на 800 тыс. д.е., меховых изде­лий — на 3 млн д.е., галантереи — на 400 тыс. д.е. Определите общий среднеарифметический взвешенный индекс цен на эти товары, если известно, что в отчетном периоде цены на головные уборы были снижены на 8 % , на меха — на 5, на галантерею — повышены на 1 0 %

Задача №10

Определите, насколько изменится денежная выручка предпринимателя при повышении цены единицы товара на 0,2 д.е., если базисная цена товара 5 д.е., планируемый объем продаж 200 тыс. шт. Показатель эластичности спроса по цене 1,2.

Задача №11

Изменение цены на товар А с 10 д.е. до 15 д.е. привело за сопоставимый период к изменению спроса на товар Б с 90 до 100 штук. Определите характер и величину взаимной эластичности спроса и цены указанных товаров.

Задача №12

Расчитайте среднюю цену единицы кисломолочной продукции, если за месяц на рынке было продано 4 тонны творога по цене 35 д.е. за килограмм и 5,5 тонн сметаны по цене 40 д.е. за килограмм.

Задача №13

Определите, выгодно ли производителю повысить цену единицы товара на 0,2 д.е., если базисная цена товара 5 д.е., планируемый объем продаж 200 тыс. шт. Показатель эластичности спроса по цене 0,9.

Задача № 14

Определить цену за единицу продукции при следующих условиях:

· удельные переменные затраты – 20 д.е.;

· постоянные затраты – 500 000 д.е.;

· объем продаж – 50 000 шт.;

· планируемая прибыль – 1млн. д.е.;

Задача № 15

Определить прибыль предприятия, учитывая изменение цены, на основе следующих данных:

· базисная цена – 20 д.е., новая цена – 25 д.е.;

· полные удельные затраты – 15 д.е.;

· объем реализованной продукции – 1000 шт.;

· коэффициент эластичности равен 1,0.

Задача №16

Предложите цену на новое изделие при прогнозируемом годовом объеме производства - 10000 изделий. Предположительные прямые затраты сырья и материалов на единицу изделия - 1000 д.е. Прямые затраты труда на единицу изделия - 400 д.е. Предприятие планирует сумму постоянных затрат 2000 тыс. д.е. в год и рассчитывает получить 4000 тыс. д.е. прибыли.

Задача №17.

Определите для изделия: а) отпускную цену завода-изготовителя; б) цену «франко-вагон»; в) цену по классификации "Инкотермс-2000": ФАС, ФОБ, КАФ (СФР), СИФ по следующим данным на единицу изделия:

· себестоимость – 200 тыс. д.е.;

· прибыль – 10%;

· перевозка к железнодорожной станции – 2 тыс. д.е.;

· стоимость погрузки в вагон – 0,8 тыс. д.е.;

· стоимость перевозки до порта – 3 тыс. д.е.;

· стоимость погрузочно-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна – 1,5 тыс. д.е.;

· стоимость доставки на борт судна и складирования на судне – 1,2 тыс.д.е.;

· морской фрахт до порта назначения - $150 (в задаче принят $1 – 8 д.е.);

· страхование – 5%.

Задача №18

Определите, выгодно ли производителю повысить цену единицы товара на 0,2 д.е., если базисная цена товара 5 д.е., планируемый объем продаж 200 тыс шт. Показатель эластичности спроса по цене 0,9.

Задача №19

Изменение цены на товар А с 60 д.е. до 50 д.е. привело за сопоставимый период к изменению спроса на товар Б с 9 тыс. до 10 тыс. штук. Определите характер и величину взаимной эластичности спроса и цены указанных товаров.

Задача №20

Определите агрегатный индекс цен на мясную продукцию в регионе по методу Пааше по следующим показателям:

Вид продукции Цена за 1 кг, д.е. Количество, тонн
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
Мясные продукты
Колбасные изделия

Задача №21

Определите, является ли спрос на товар эластичным, если его начальный сбыт составлял 300 единиц, после изменения цены - 200 единиц. Начальная цена – 100 д.е., измененная цена – 120 д.е. за единицу товара.

Задача №22

Постоянные расходы фирмы составляют 4 млн. д.е. в год. При вхождении на рынок фирма планирует в течение 3 месяцев реализовать 5 тыс. изделий и нести 30% убытков. Рассчитайте коэффициент ценового покрытия переменных затрат предприятия, если они в расчете на одно изделие составляют 150 д.е.

Задача №23

Определите характер эластичности спроса на товар, если его начальный сбыт составлял 500 единиц, после изменения цены - 600 единиц. Начальная цена – 10 д.е., измененная цена – 6 д.е. за единицу товара.

Задача №24

Постоянные расходы фирмы составляют 1 млн. д.е. в год. Фирма планирует в течение 6 месяцев реализовать 10 тыс. изделий и получить 10% прибыли. Рассчитайте коэффициент ценового покрытия переменных затрат предприятия, если они в расчете на одно изделие составляют 100 д.е.

Задача №25

Постоянные расходы фирмы составляют 10 млн. д.е. в год, удельные переменные затраты 200 д.е. Определите цену единицы товара фирмы по методу прямых переменных затрат и коэффициент их покрытия, если плановый годовой объем продаж составит 10000 штук при рентабельности 10%.

Список рекомендуемой литературы

1. Бєлявцев М.І. Маркетингова цінова політика: навч. посібник, рек. МОН України/ М.І. Бєлявцев, І.В. Петенко, І.В. Прозорова. - К.: Центр навчальної літератури, 2005. - 332 с.

2. Герасименко В.В. Ценообразование. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 422 с.

3. Дугіна С. І. Маркетингова цінова політика: Навч.-метод. посібник для самост. вивч. дисц. К.:КНЕУ, 2002.- 360с.

4. Дугіна С. І. Маркетингова цінова політика: Навч. посібник . К.:КНЕУ, 2005.- 393с.

5. Корінєв В.Л. Цінова політика підприємства. К.: КНЕУ, 2001.-257с.

6. Павленко А.Ф., КорінєвВ.Л. Маркетингова політика ціноутворення: Монографія. К.: КНЕУ, 2004.-332с.

7. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. Учеьник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.

8. Тормоса Ю.Г. Ціни та цінова політика: Навч.-метод. посібник для самост. вивч. дисц. К.: КНЕУ, 2003.-91с. 2001.-122с.

9. Цацулин А. Н. Ценообразование в системе маркетинга: Учеб. пособие.М.: Филинъ, 1997.- 296с.

10. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия: Метод. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009– 224с.

11. Окландер М.А., Чукурна О.П. Маркетингова цінова політика: навч. посібник. - К.: Центр навчальної літератури, 2012. - 240 с.


Наши рекомендации