Семинар 5. Ценообразование на товары. Распространение товаров
- Типы рынков, от которых зависят возможности и проблемы ценовой политики продавцов.
- Этапы установления цен из товары.
- Виды ценовых стратегий.
- Каналы распределения товаров. Типы торговых предприятий.
Основные понятия
Ценообразование, подходы к проблемам ценообразования, стратегии ценообразования, установление цены на новые товары, принципы ценообразования, инициативное изменение цены.
Вопросы для обсуждения
- Управляющий кафе-мороженым «Снежинка» может поставить перед некоторыми своими товарами одну из следующих целей:
а) максимизация текущей прибыли;
б) обеспечение выживаемости;
в) завоевание большей доли рынка.
Какую, по вашему мнению, политику цен на эти товары будет проводить управляющий кафе в каждом из этих случаев?
- Как проводится оценка спроса от цен? Допустим, что при цене 70 р. было продано 50 единиц товара; при цене 60 р. – 80 единиц товара. Какова эластичность спроса в зависимости от цены? Эластичный или неэластичный спрос наблюдается на данный товар в данный отрезок времени?
- Какие типы вертикальных маркетинговых систем распределения представлены в нижеприведенных примерах:
а) 60% всех продаваемых корпорацией «Свет» товаров поступает в ее магазины с предприятий, часть акций которых принадлежит самой корпорации;
б) Фирма «Колос» выдает лицензии на право торговли квасом на разных рынках владельцам разливочных заводов (оптовикам), которые закупают у нее концентрат кваса, готовят квас, разливают по бутылкам и продают местным розничным торговцам.
- Какие факторы учитывает отправитель, выбирая транспортное средство доставки конкретного товара?
- Представьте себе, что вы занимаетесь следующей работой: закупаете картофель у фермеров, везете его на рынок, продаете его, вычитаете из выручки свои комиссионные и издержки и передаете оставшуюся сумму фермеру. Кто вы – брокер, агент?
Темы рефератов
- Ценообразование в командно-административной и рыночной экономике.
- Маркетинговые решения в оптовой и розничной торговле.
Семинар 6. Реклама
- Сущность и роль рекламы в стимулировании сбыта и пропаганды в комплексе стимулирования.
- Постановка задач и виды рекламы.
- Рекламное обращение и его методы.
- Разработка и претворение в жизнь программы стимулирования сбыта, пропаганды.
Основные понятия
Реклама, виды рекламы, задачи, роль рекламы, рекламное обращение, методы рекламного обращения, стимулирование сбыта, пропаганда.
Вопросы к обсуждению
- Благодаря техническому прогрессу арсенал стимулирования пополнился рядом новых средств распространения информации. Перечислите преимущества и недостатки следующих средств распространения информации и скажите, в каких случаях лучше всего подходит то или иное средство:
- устройство для автоматического последовательного набора номеров и воспроизведения по телефону заранее записанных на пленку обращений разного рода знаменитостей, которые рекламируют ныне все – от зубной пасты до кандидатов политических партий;
- двухсторонняя система кабельного телевидения, позволяющая
зрителю с помощью специального пульта управления заказать только что увиденный в рекламе товар;
- каталоги и видеокассеты фирмы «Сирс», позволяющие наглядно продемонстрировать товар, о котором рассказывает диктор за кадром;
- электронные газеты, способные выдать на дисплей бытового компьютера зрителя объявления рубричной рекламы или подборки объявлений о продаже недвижимости из любого района страны.
- В последние годы многим фирмам пришлось столкнуться с распространением нежелательных слухов о своих товарах. Так, утверждали, что в получаемых магазинами «К-Март» с Тайваня пальто гнездятся ядовитые змеи, что фирма «Макдональдс» подмешивает в рубленое мясо для своих бифштексов червей, что конфеты фирмы «Поп-рок» разрушают желудок, что в надувную жевательную резинку кладут яйца пауков. Каким образом может фирма лучше всего противодействовать подобным слухам в своей деятельности по организации общественного мнения и рекламе?
- Основная задача рекламы заключается в информировании. Прокомментируйте это утверждение
- Расскажите, как вы стали бы разрабатывать пропагандистскую кампанию для «Американского общества по борьбе с раком».
- Выбор адресатов и носителей рекламного сообщения.
В рекламное агентство обратился заказчик, сообщивший,что у него есть для продажи крупные партии следующих товаров:
- лыжи прогулочные;
- мармелад в мелкой расфасовке;
- наборы цветных фломастеров.
На вопросы сотрудника агентства, каким потребителям рекламодатель собирается продавать свои товары и какие носители рекламы использовать, заказчик предложил, чтобы агентство само разработало соответствующие предложения.
Представьте, что вы – сотрудник рекламного агентства, и вам предложено заняться рекламной кампанией одного из указанных выше видов товаров. Выберите любой из них.
а) По каким критериям и какие категории, целевые группы потенциальных потребителей – адресатов рекламы вы предлагаете выделить для рекламы выбранного вами товара?
б) Какие носители рекламы вы считаете целесообразным задействовать (в т. ч. как основные и как вспомогательные) и рекомендовать заказчику для размещения рекламы?
в) В каких местах, на какой территории вы планируете размещать эту рекламу?
- Эффективность рекламы.
Общий сбыт продукции фирмы в городах А, Б и В, выбранных в качестве объектов испытания рекламы, составлял 3600 контейнеров продукции до начала рекламы и 6400 контейнеров – после ее появления. В «контрольных» (не подвергшихся рекламе) городах Г, Д и Е объем продаж составлял 4600 контейнеров в первом периоде и 5750 – во втором.
Почтовая реклама с помощью специальных буклетов обеспечила получение заказов общим объемом 600 контейнеров в городах А и Б (в городе В рассылка не проводилась). В городах А, Б и В также была равномерно задействована телевизионная реклама. Кроме того, в городе В применялась радиореклама.
Расходы на рекламу в этих городах в общей сумме составили (в тыс. ден. ед.): телереклама – 110; радиореклама – 12; адресная рассылка буклетов –12,5.
Продажа каждого дополнительного контейнера продукции, завычетом транспортных расходов, но не включая затраты на рекламу, дает фирме дополнительную прибыль в размере 0,2 тыс. ден. ед.
а) Какую часть прироста натурального объема продаж (в процентах от первоначального) логично отнести за счет рекламы? Проведите расчет.
б) Какова общая эффективность всей рекламной кампании?
в) Какова эффективность действия каждого вида рекламы, какой из них можно считать эффективным, в т.ч. на перспективу? Проведите расчеты, имея в виду, что в каждом из городов экспериментальной группы объемы продаж в каждый конкретный период были одинаковы.
Темы рефератов
- Реклама и рекламное дело в современной России.
- Современные методы рекламного обращения.
- Роль системы Интернет в рекламном деле.
Пример тестового задания: