Основные методы распространения товаров. Каналы распределения
Каналы распределения – совокупность форм и отдельных лиц, которые принимают на себя и помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю; путь передвижения товаров от производителей к потребителям.
Каналы распределения бывают следующих уровней:
нулевой уровень 1 2
первый уровень 1 3 2
второй уровень 1 4 3 2
третий уровень 1 4 5 3 2
1 – производитель, 2 – потребитель, 3 – розничный торговец, 4 – оптовый торговец, 5 – мелкооптовый торговец
Выбор того или иного канала распределения зависит от ряда факторов: габариты товара, его консистенция, отдаленность рынков сбыта, наличие сырьевой базы, транспортные возможности производителя, наличие транспортных путей, присутствие конкурентов на рынке и т. д.
Товародвижение.
Товародвижение – система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи товаров в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания потребителей.
Основной результат, который достигается в системе товародвижения – уровень обслуживания потребителей. Этот качественный показатель зависит от многих факторов, к числу которых относятся: скорость использования и доставки товаров; качество поставленной продукции; оказание различного рода услуг покупателям по установке, ремонту и поставке запасных частей.
К качественным показателям обслуживания относятся также: обеспечение различной партионности отгрузки товара по просьбе покупателя; выбор рационального вида транспорта; содержание оптимального уровня запасов и создание нормальных условий хранения и складирования товаров; соблюдение необходимого, заранее оговоренного уровня цен, по которым оказываются услуги товародвижения.
Важная особенность планирования товародвижения – верное определение формы организации торговли. При этом следует правильно выбрать канал распределения продукции.
Процесс организации товародвижения включает в себя следующие этапы: выбор места хранения запасов и системы складирования; определение системы перемещения грузов; введение системы управления запасами; установление процедуры обработки заказов; выбор способов транспортировки продукции.
При эффективной организации системы товародвижения, каждый из этих этапов планируется как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы, все элементы которой взаимосвязаны; пренебрежение каким-либо из этих элементов способно серьезно нарушить функционирование системы товародвижения и отрицательно повлиять на престиж фирмы.
Система товародвижения включает в себя внутреннюю и внешнюю среду. К элементам внутренней среды относятся: обработка заказов покупателей; контроль изделий, полученных от внешних поставщиков и отправляемых в качестве запасных частей на склады фирмы; подбор партий товаров по заказам покупателей и формирование оптимальных с точки зрения транспортировки партий; упаковка в соответствии с требованиями транспортных служб; оформление таможенных документов и страховка; отгрузка и контроль за перемещением грузов. К элементам внешней среды относятся: контакты с фирмами-перевозчиками; работа с посредниками и их складами; обслуживание сбытовой сети.
Для доставки товаров используются следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный. Выбор того или иного вида транспорта осуществляется на основе особенностей перевозимого товара, объема партии, наличия транспортных сетей, минимальных транспортных затрат, особенностей самого транспорта. Существует также еще один специфический вид транспорта – электронный, используемый для транспортировки специфического товара – информации.
Оптовая торговля.
Оптовая торговля – деятельность по покупке товаров большими партиями с целью их перепродажи или профессионального использования.
Оптовая торговля выполняет следующие функции: предоставляет производителям возможность сбывать свои товары на местах с минимальными контактами с потребителями; обеспечивает подготовленный торговый персонал, маркетинговую и техническую поддержку всем участникам системы распределения; закупает товары в больших количествах, позволяя поставлять их полнотоннажными партиями, что снижает издержки, а также формирует для клиентов необходимый товарный ассортимент; обеспечивает условия для хранения и поставки товаров; предоставляет финансовую помощь производителям, розничным торговцам или другим коммерческим потребителям; ведет кредитную или бухгалтерскую отчетность, берет на себя риск, отвечая за хищения и повреждения товаров и устаревание запасов; предоставляет информацию о рынке своим поставщикам и клиентам и оказывает услуги по управлению и консультационные услуги, помогая розничным торговцам совершенствовать приемы сбыта продукции.
Оптовая торговля может быть прямой, когда предприятие-производитель реализует продукцию без посредников предприятиям розничной торговли и другим предприятиям-производителям, и коммерческой, когда предприятие-производитель использует услуги предприятий оптовой торговли.
Прямая оптовая торговля имеет ряд преимуществ: предприятие-производитель лучше может узнать рынок своих товаров и поддерживать деловые связи с основными потребителями; совместно с потребителями проводятся научные исследования, направленные на повышение качества выпускаемой продукции; ускоряет цикл реализации, что позволяет увеличить общую сумму прибыли.
Предприятия оптовой торговли классифицируются следующим образом:
- оптовики-купцы:
- оптовики с ограниченным циклом обслуживания: оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара; оптовики-коммивояжеры; оптовики-организаторы; оптовики-консигнанты; сельскохозяйственные производственные кооперативы; оптовики-посылторговцы.
- оптовики с полным циклом обслуживания: торговцы оптом; дистрибъюторы товаров промышленного назначения.
- агенты: агенты производителей; агенты на комиссии; сбытовые агенты;
- оптовые отделения и конторы производителей: сбытовые отделения; закупочные конторы;
- специализированные оптовики: оптовики-скупщики сельскохозяйственной продукции; оптовики-аукционисты; оптовые нефтебазы.
Розничная торговля.
Розничная торговля – торговая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для личного, семейного или домашнего пользования.
Розничная торговля осуществляет ряд функций: исследует конъюнктуру на товарном рынке; определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров; осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли; производит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента; осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков; проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены; оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.
Классификация предприятий розничной торговли.
По формам собственности: независимые розничные торговцы, торговая сеть, розничные франшизы, арендуемый отдел, кооперативы.
По организации торговли: дежурные магазины, обычные универсамы, супермагазины, специализированные магазины, универмаги, полноассортиментные магазины сниженных цен.
Немагазинная торговля: торговые автоматы, прямые продажи на дом, прямой сбыт, электронные магазины.