Деятельность службы маркетинга на предприятии ОАО «Новгородхлеб»

Прежде чем анализировать организационную структуру службы маркетинга ОАО «Новгородхлеб» рассмотрим, какое место в общей структуре управления предприятием ОАО «Новгородхлеб» она занимает.

Организационная структура ОАО «Новгородхлеб» имеет линейно-функциональный характер. В данной структуре отсутствуют подразделения по тактическому и стратегическому планированию. Кроме того, высший менеджмент перегружен решениями проблем текущего плана. Также с использованием данной структуры ОАО «Новгородхлеб» не может оперативно реагировать на изменение со стороны внешней среды.

Ниже представлен фрагмент организационной структуры ОАО «Новгородхлеб» с указанием структурных подразделений, с которыми взаимодействует отдел маркетинга (рисунок 6).

Деятельность службы маркетинга на предприятии ОАО «Новгородхлеб» - student2.ru

Рисунок 6 - Фрагмент организационной структуры предприятия.

Отдел маркетинга ОАО «Новгородхлеб» состоит из четырех человек: начальника отдела, его заместителя, инженера - маркетолога и переводчицы.

Рассмотрим более подробно функции, выполняемые каждым сотрудником отдела маркетинга.

Начальник отдела маркетинга обеспечивает участие отдела в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, в определении новых рынков сбыта и новых потребителей. Начальник отдела маркетинга пытается координировать деятельность всех функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по продукции предприятия (заявки на поставку, договора на производство, наличие запасов, емкость рынка и т.п.). Но данная координация связана с трудностями. Не со всеми подразделениями предприятия происходит обмен информацией. Одни подразделения ее не собирают другие, не передают во время в нужный отдел. Основная деятельность начальника отдела маркетинга заключается в составлении баз данных по потребителям и конкурентам ОАО «Новгородхлеб». Кроме того, основными задачами являются проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации для информирования потенциальных потребителей и расширения рынков сбыта, участие совместно с другими отделами в разработке предложений и рекомендаций производимой продукции с целью улучшения ее потребительских качеств и стимулирования сбыта. Начальником отдела маркетинга не выполняются работы по координации стратегии предприятия по отдельным видам продукции, включающей стратегию продукта, цен и ценообразования, сбыта и распределения, продвижения, а также не координируется работа подразделений по разработки стратегии. Это связано с тем, что информация, которую должен получать и собирать отдел маркетинга не поступает во время, а в большинстве случаев не актуальна. Соответственно имея такие данные не возможно построить стратегию предприятия.

Основной задачей заместителя начальника отдела маркетинга является организация на плановой основе деятельности отдела маркетинга ОАО «Новгородхлеб» и координация текущей деятельности его сотрудников. Он также организует изучение мнения потребителей о выпускаемой предприятием продукции, его влияния на сбыт продукции и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества. Заместителем начальника отдела маркетинга не составляется план работы отдела, не планируется бюджет маркетинговых исследований, не проводится анализ портфеля продукции (структуры и динамики отгрузки, рентабельности, применяемости). План работ не составляется по причине того, что отдел маркетинга работает в основном по разовым заданиям других отделов, которые включают в себя решение тактических задач. Бюджет исследований не планируется по простой причине – существует общий годовой бюджет на весь отдел маркетинга. Анализ портфеля продукции не проводится из-за отсутствия четкого взаимодействия между подразделениями предприятия.

Инженер – маркетолог занимается консультированием работников отдела маркетинга ОАО «Новгородхлеб», и потребителей продукции, а также рассылкой буклетов с хлебобулочными изделиями в близлежащие учреждения, школы, потенциальным потребителям, сведением информации полученной входе маркетинговых исследований. Кроме того, занимается конкурентной разведкой. Но выполнение не которых обязанностей, таких как рассылка буклетов, потенциальным потребителям производится не вовремя. Это связано с отсутствием согласованности и гибкости в управлении.

Основной задачей переводчика является перевод технической документации зарубежных аналогов, а также просмотр сайтов зарубежных компаний конкурентов. Также занимается рассылкой рекламных материалов, существующим и потенциальным потребителям.

Основными задачами отдела маркетинга являются организация и проведение маркетинговых исследований, рекламная деятельность, поиск новых потребителей продукции, а также контакты с имеющимися потребителями. Кроме того, отдел выполняет не большие поручения из других структурных подразделений, таких как ОКБ, технический отдел (ТО), отдела сбыта.

Проведение маркетинговых исследований инициируется коммерческим директором, ОКБ или самим отделом маркетинга. По инициативе коммерческого директора может проводиться, довольно таки крупное исследование новой разработки. Но отдел маркетинга не в полном объеме справляется с поставленной задачей. Основной причиной является отсутствие кадров и четкой структуры самого отдела. По инициативе ОКБ может исследоваться отдельный вид изделия, который присутствует на рынке.

Отдел маркетинга проводит по собственной инициативе исследования направленные на изучение рынка, поиск новых потребителей и отслеживание конкурентов.

Кроме того, отдел маркетинга занимается рекламированием продукции ОАО «Новгородхлеб». Сотрудники отдела посещают специализированные выставки, производят рассылку образцов и рекламных каталогов имеющимся и потенциальным потребителям. Но иногда данные работы проводятся с опозданием. Это связанно с тем что, например отдел сбыта не вовремя передал информацию о новых потребителях в отдел маркетинга. Также сотрудники отдела маркетинга посещают предприятия – потребители с существенными потребностями в продукции с целью налаживания долгосрочных взаимоотношений.

В отделе маркетинга отсутствует четкий план маркетинга.

Таким образом, на предприятии несовершенна организационная структура службы маркетинга. Кроме того, отдел маркетинга не справляется с поставленными задачами. Это формирование стратегии предприятия, анализа портфеля продукции, проведение комплексных маркетинговых исследований. Для решения данных проблем необходимо формирование организационной структуры с четким закреплением за каждым сотрудником возложенных на него функций, а также возможность привлечения сторонней организации для выполнения возложенных функций.

Наши рекомендации