Виды и стратегии конкуренции. Конкурентоспособность товара и фирмы
Конкуренция – это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтере-сованными в достижении одной и той же цели.
Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.
Объект конкуренции – это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Функции конкуренции на рынке
• выявление или установление рыночной стоимости товара;
• выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
• регулирование перелива средств между отдельными отраслями и производителями.
Виды конкуренци
• функциональная конкуренция;
• видовая конкуренция;
• предметная конкуренция.
Функциональная конкуренция – возникает, поскольку любую потребность можно удовлетворить по-разному. Следовательно, товары, с помощью которых возможно удовлетворение, выступают конкурен-тами.
(Пример: письмо-факс-электронная почта)
Видовая конкуренция – это результат того, что имеются товары, обслуживающие одну и ту же по-требность, но различающиеся между собой по каким-то существенным характеристикам.
(Пример: легковые автомобили одного класса с разными по мощности двигателями)
Предметная конкуренция – возникает потому, что производители создают практически одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые и по качеству.
(Пример: телевизоры разных марок).
Цели анализа деятельности конкурентов
• Выявление существующих и возможных товаров-конкурентов;
• Определение настоящих и потенциальных конкурентов- производителей этих товаров;
• Исследование слабых и сильных сторон всех конкурирующих товаров;
• Разработка прогнозов вероятной тактики и стратегии конкурентов.
Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает трех видов.
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изденлия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по можности двигателями.
Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лиш качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.
Стратегии конкуренции.
Для производственного предприятия имеются в основном три стратегии, которые приводят к получению прибыли.
1. Предприятие (одно или с несколькими конкурентами) может завоевать рынок путем сбыта большого количества изделий, производя их с минимальными расходами и продавая по низким ценам.
2.Изделие и предприятие отличаются от других конкурентов особыми свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может быть и лучший внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и т. д. Такие особенности называют USP (Unique Sales Proposition) и обещают изделию хорошие перспективы продаж. Такого рода USP могли бы, например, возникнуть, если бы предприятие, в отличие от своих конкурентов, дало на продукцию пятилетнюю гарантию. В этом случае предприятие обеспечиает решение проблемы в большом сегменте рынка.
3.Для малых и средних предприятий в качестве альтернативной стратегии рекомендуется селективная обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных рыночных нишах (малых сегментах рынка) или предложением средств решения проблем в таких нишах. Это означает, что предприятие использует свою способность предлагать решения проблем, возникающих у специфических групп потребителей. В то же время следует понимать, что при малом объеме продаж и, следовательно, при высоких ценах попытки конкуренции с поставщиками массовых товаров бесперспективны.
Для большей наглядности рекомендуемой стратегии конкуретной борьбы, можно составить следующую таблицу:
Решение проблемы | Лидерство по ценам | |
Обработка больших сегментов рынка | Дифференциация в узком смысле (решение проблем в больших сегментах созданием USP). | Лидерство по расходам и ценам. |
Обработка | Селективная обработка рынка | |
рыночных ниш (малые сегменты) | Предложение средств решения проблем в нише. | Лидерство по ценам в нише. |