Мнимые исключения из закона спроса
Понятие спроса. Закон спроса.
Спрос – это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужный товар.
Различают индивидуальный и совокупный спрос.
Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос – это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.
Кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот. Повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.
Изменение спроса.
Изменения в спросе зависят от следующих факторов.
1. Потребительские вкусы, предпочтения, национальные особенности. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтении потребителей вызовут уменьшение спроса
Учитывая национальные особенности, необходимо исходить из того, что спрос изменяется незначительно, если вырастет цена на товар, являющийся предметом повседневного спроса у людей, живущих на данной территории. Например, таким товаром для японцев или китайцев является рис, для русских – картофель.
2. Число покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке числа покупателей обусловливает повышение спроса. Приведем примеры: резкое усовершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации.
3. Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше товаров, и наоборот. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называют товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, т.е. возрастает при снижении доходов, называют товарами низшей категории.
4. Цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары). Взаимозаменяемыми называют такие товары (товары-субституты), которые могут быть использованы для одних и тех же целей. Они удовлетворяют одну потребность (чай и кофе, масло растительное и животное). Когда цена на один товар – субститут – повышается, то спрос на него падает. Одновременно повышается спрос на другой товар – заменитель первого. Например, если выросла цена на сливочное масло, то спрос на него снижается. Одновременно растет спрос на масло растительного происхождения.
Взаимодополняемые товары сопутствуют друг другу в процессе потребления. В этом случае изменение спроса на один товар вызывает аналогичное изменение спроса на другой товар. Например, если увеличится спрос на компьютеры, то растет спрос и на принтеры, сканеры, мышки.
Есть и независимые друг от друга товары. Изменение спроса на один товар в данном случае не скажет ся на величине спроса на другие. Например, лекарственные препараты.
5. Размер рынка. Как правило, чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена и, следовательно, тем больше спрос на него.
6. Ожидания. Потребительские ожидания связаны с изменением цен на товары или с изменением дохода. Ожидание высоких цен в будущем заставляет покупателя больше покупать товар сегодня.
Если ожидается рост дохода, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, тем самым увеличивая спрос.
Функции спроса
Функцияспроса— функция , определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных величин ( факторов ).
Величина спроса зависит от ряда факторов. Такую зависимость принято называть функцией спроса. Функцию спроса можно представить также в виде графика (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Функция спроса
Соединение между собой точек на графике, каждая из которых является конкретной комбинацией цены и количества, позволяет построить кривую спроса D.
Мнимые исключения из закона спроса.