Виды франчайзинга по стратегии расширения бизнеса
По стратегии расширения франчайзингового бизнеса выделяют четыре вида франчайзинга. Первый из них – это классический франчайзинг на условиях опциона (опцион – это право на выкуп), то есть это такой способ ведения бизнеса, при котором франшизополучатель заключает договор с франчайзером на приобретение франшизы на условиях опциона. Согласно этому договору, он не только может открыть одно франчайзинговое предприятие на определенной территории (что представляет собой наиболее распространенный вариант), но и получает преимущественное право на открытие сразу нескольких франшизных точек на льготных условиях и действующих под брендом франчайзера. Как будет франшизополучатель развивать свой бизнес в дальнейшем, зависит от условий франшизного договора, где прописываются все условия вплоть до количества допустимых франшиз и даже графика их открытия.
Конверсионный франчайзинг предполагает присоединение к бренду франчайзера самостоятельного предприятия, работающего в той же или смежной отрасли. Эта схема почти одинаково выгодна обеим сторонам: франчайзи, как и в других случаях получает право пользоваться «привилегиями» раскрученного бренда, а франчайзер получает партнера, который не требует специального обучения и долговременной поддержки. Последний уже обладает определенным опытом и собственными наработками, а его, пусть и небольшая, фирма имеет определенную репутацию и пользуется доверием со стороны клиентов (что является большим плюсом особенно в регионах).
Следующий вид франчайзинга можно было бы назвать более высоким уровнем конверсионного франчайзинга. Он называется дочерним и представляет собой такую форму создания франшизных предприятий, при которых франчайзи – это опытный предприниматель с собственным успешно функционирующим бизнесом. В данном случае цели такого партнерства несколько отличаются. Дочерняя франчайзинговая компания переходит на новый уровень своего развития – осваивает новые рынки, увеличивает свою конкурентоспособность или занимается инновационными разработками.
Также существует франчайзинговый контракт на менеджмент. Он представляет собой способ организации взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, при котором последний является скорее инвестором, а не владельцем собственного бизнеса. Его роль в управлении компанией и в ведении дел более пассивна, он практически во всем полагается на менеджмент головной компании, вкладывая деньги в ее развитие.
Аутсорсинг как стратегия сужения деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса.
Аутсорсинг – комплекс мероприятий, направленных на передачу предприятием определенных процессов и функций другой организации. В общем аутсорсинг – это использование чужих ресурсов. Основные признаки аутсорсинга наличие договора о передаче функций; долгосрочность соглашения (более года); передача только неосновных (непрофильных) операций; возможность передачи бизнес-процессов (бухгалтерский учет, подбор персонала, техническое обслуживание).
Аутсорсингэто отказ от самостоятельного исполнения ряда функций за счет передачи их другим поставщикам и партнерам.
Аутсорсинг эффективен в случаях если:
- независимые партнеры выполняют данные функции лучше и дешевле
- данный вид деятельности не является для компании конкурентно значимым,
- это снижает риск, связанный с изменением технологий и предпочтений потребителей,
- повышает организационную гибкость и оперативность принятия решений,
- позволяет компании сосредоточится на основном бизнесе.
Таким образом, аутсорсинг обеспечивает существенные преимущества при сужении бизнеса.
Однако, используя стратегию аутсорсинга, компания рискует вывести за свои пределы слишком многие виды деятельности и лишиться части собственных ресурсов и возможностей.
При выборе аутсорсингового способа интеграции основная задача упирается в определение тех внутренних функций организации, которые будут осуществляться сторонними организациями. Фактически аутсорсинг означает размывание структурных границ организации, уменьшение степеней ее внутренней свободы для обеспечения большей степени ее функциональной устойчивости. Поэтому стратегии развития бизнеса в рамках аутсорсингового способа интеграции в бизнес-пространстве можно назвать стратегиями кооперации (таблица).
Стратегии кооперации
Стратегия | Содержание |
Прямая контрактация | Временная передача на контрактной основе сторонним организациям или специалистам выполнения отдельных функций и услуг компании (маркетинга, дистрибьюции, сбыта). |
Обратная контрактация | Временная передача на контрактной основе сторонним организациям или специалистам выполнения отдельных производственных и обслуживающих функций компании. |
Совместное производство | Объединение с другой организацией для обеспечения выполнения отдельных производственных и обслуживающих функций. |