Показатели деятельности компании IKEA
Практическое занятие №1«Классификация маркетинга в зависимости от состояния спроса».
Цель занятия – научиться определять вид маркетинга в зависимости от состояния спроса на рынке.
Для выполнения практической работы необходимо изучить теоретический материал по теме «Составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, функции и принципы маркетинга».
Выбор вида маркетинга в зависимости от ситуации на рынке.
Выберите, какой вид маркетинга наиболее подходит к следующим ситуациям на рынке? Аргументируйте ответ. Какие мероприятия в рамках выбранного вида маркетинга необходимо использовать?
Пример решения:
1). Ситуация - Значительная часть россиян не делает прививки от гриппа вследствие его негативного отношения к ним
Вид маркетинга - Конверсионный.
Основная задача – изменить отрицательное отношение к товару у потребителей путем более эффективного его продвижения. Необходимо больше мероприятий, направленных на разъяснение пользы от прививок.
2). Ситуация - В последние годы в России наблюдается снижение потребления молока.
Вид маркетинга - Ремаркетинг.
Задача – восстановление спроса в случае его падения путем поиска новых возможностей оживления спроса: придания товару новых свойств, проникновения на новые рынки и т.п.
1). Ситуация - Строительная компания выиграла несколько тендеров, но возможности компании не позволяют ей должным образом выполнить все заказы
Вид маркетинга - ______________________
Основная задача - ______________________
_____________
_____________
2). Ситуация - Экономический кризис практически не отразился на рынке кондитерских товаров. Уровень существующего спроса устраивает большинство игроков на рынке.
Вид маркетинга - ______________________
Основная задача -________________________
_____________
_____________
3). Ситуация - Спрос на кондиционеры имеет сильную зависимость от температуры воздуха
Вид маркетинга - ______________________
Основная задача -________________________
_____________
_____________
4). Ситуация - В последние годы в России наблюдается снижение покупок компьютеров вследствие насыщения рынка
Вид маркетинга - ______________________
Основная задача - ______________________
_____________
_____________
Практическое занятие №2 «Установление основных видов потребностей».
Цель занятия – научиться выявлять потребности в товарах.
Для выполнения практической работы необходимо изучить теоретический материал по теме «Объекты маркетинговой деятельности».
Определение нужд и потребностей покупателей, удовлетворяемых различными товарами и услугами.
Определите, какие потребительские нужды удовлетворяют товары/услуги, представленные в таблице?
Пример:
Пельмени «Сам-Самыч» Быстрое утоление голода (физиологическая потребность)
Кроссовки NIKE Удобная обувь для занятий спортом, модная обувь (физиологическая и социальная потребность)
Курс «ораторское мастерство» Потребность в саморазвитии, общении
Ужин в кафе-бистро - ________________
_____________
Контактные линзы - ______________________
_____________
Страхование жизни - ________________
_____________
Пицца «Маргарита» - ________________
_____________
Букеты живых цветов - ________________
_____________
Практическое занятие №3 «Анализ поведения потребителей»
Цель задания:уметь анализировать факторы покупательского поведения.
Кейс « IКЕА: стильная мебель для дома по приемлемым ценам»
Шведская компания IКЕА является массовым производителем дешевой, стильной мебели для дома, поставляемой во многие страны мира. Компания была основана в 1943 г. ремесленником из небольшого шведского города и в свое название вобрала его инициалы и первые буквы из названия фермы и прихода, где он вырос. IКЕА производит мебель разнообразной номенклатуры и функционального предназначения, которая продается по достаточно низким ценам, позволяющим купить ее большинству людей.
Выйдя на зарубежный рынок в 1973 г., IКЕА продолжала наращивать продажи за рубежом.
Показатели деятельности компании IKEA
Год | Число мест продажи | Число стран продажи | Численность привлекаемого персонала | Товарооборот, млн.шведских крон |
Способность IКЕА добиваться успеха на многих рынках впечатляет. Исследования показали, что одной из возможных причин успеха компании является то, что низкие цены легко преодолевают культурные барьеры, способствуя росту объема продаж в разных странах. Для поддержания низких издержек компании необходимо продавать мебель схожего стиля во всех своих магазинах.
Однако низкие цены не являются единственной причиной успеха компании. При разработке дизайна своих магазинов и мебели она учитывала запросы потребителей, предопределяющие их выбор. Компания понимает, что покупка мебели – это целенаправленный процесс: люди покупают мебель для того, чтобы сделать свою жизнь комфортнее. В случае с IKEA проблема заключалась в том, чтобы сделать явные достоинства шведского образа жизни – красивые дома и высокое качество жизни – доступными по приемлемым ценам.
Интерес потребителей к мебели IKEA оживил деятельность розничных торговцев мебелью. В тех местах, где были открыты новые магазины IKEA, оживилась торговля домашними сопутствующими товарами. Исследования также показали, что доля семейного бюджета, которую готовы потратить потребители на сопутствующие товары, возросла. IKEA считает, что конкуренция скорее имеет место за ту часть семейного бюджета, которую потребители тратят на дорогостоящие приобретения (автомобили, отдых и т.д.), а не с другими розничными торговцами мебелью.
Хотя компания специально не использовала демографические и психографические переменные при сегментации своих потребителей, продукты IKEA особенно активно покупались 20- и 30-летними людьми. Для того чтобы расширить продажи мебели среди потребителей других возрастных групп, находящихся на иных стадиях семейного жизненного цикла, IKEA пыталась расширить объем продаж, используя соответствующую стратегию продаж, среди семей, имеющих детей подросткового возраста, а также среди семей, которые дети уже покинули.
Признав, что потребители делают покупки для улучшения своей жизни, IKEA также получила более детальную информацию об их практических запросах. Люди обычно больше посещают те магазины, которые удобно расположены и в которых сам процесс покупки доставляет удовольствие. Для удовлетворения этих важных потребностей IKEA размещала свои магазины близко к автомагистралям, обеспечивая парковку, заботу о детях, ресторанное обслуживание. Разнообразные мебельные гарнитуры были представлены в реальных комнатах в сопровождении как дорогих, так и более дешевых мебельных аксессуаров (ковров, светильников, картин и др.).
Вопросы
1. Как в семьях принимают решения о покупке новых предметов мебели?
2. Кто оказывает влияние на решение о покупке и кто вовлечен в этот процесс?
3. Какие факторы влияют на покупку мебели молодой женатой парой?
4. Насколько важной является цена для компании IKEA как розничного торговца мебелью для дома?
5. Как факторы культуры и субкультуры влияют на покупку определенных видов мебели? Как эти факторы может использовать IKEA для выработки правильной маркетинговой стратегии?
6. Будет ли пропаганда шведского образа жизни способствовать продаже мебели IKEA?
7. Какие исследования потребителей можно рекомендовать компании IKEA для увеличения объема продаж?