Особенности развития воображения мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста

Проблема развития воображения детей всегда была актуальна, так как этот психический познавательный процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения нового, учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности ребёнка. Исследований, непосредственно связанных с проблемами формирования и развития воображения дошкольников весьма мало, недостаточно проведено исследований, направленных на изучение гендерных различий воображения мальчиков и девочек дошкольного школьного возраста. Целью моего исследования является попытка изучить особенности развития невербального и вербального воображения у мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.

Под невербальным воображением мы понимаем способность фантазирования, связанную с творчеством на основе зрительного представления. Показателями могут служить оригинальность рисунков, количество идей, продолжительность и смысловая завершенность сюжета. К вербальному воображению отнесём способность к словообразованию, способность к

образованию фраз по заданным свойствам, способность к обобщению и классификации, способность к аналогиям. Я диагностировала уровень развития вербального и невербального воображения мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста и разработала рекомендации по развитию вербального и невербального воображения младших дошкольников. Основными методами исследования стали наблюдение и тестирование. Значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике воспитателей, психологов и методистов дошкольного воспитания и учтены при разработке учебно-воспитательной программы, направленной на развитие воображения дошкольников.

В диагностике участвовали 26 детей второй младшей группы МДОУ Хорошевского детского сада. На первом этапе изучения продуктивности и гибкости невербального воображения дошкольников (методика М. В. Ильиной «Круги») .По итогам выполнения задания заполнялся протокол. Определялись уровни развития образного воображения.

Максимальное количество баллов – 26.

21 балл и выше – высокий уровень;

13 – 20 баллов – средний уровень; 12 баллов и меньше – низкий уровень.

Качественный анализ результатов проводился на основе сравнения тематики фантазирования. На втором этапе происходило изучение особенностей (скорости, оригинальности) вербального воображения дошкольников (модифицированная методика М. В. Ильиной «Выведение следствий») .Для оценки результатов учитывается время, которое потребовалось ребенку, чтобы сформулировать ответ на каждый вопрос:

5 минут – 1 балл;

4 минуты – 2 балла;

3 минуты – 3 балла;

2 минуты – 4 балла;

1 минута – 5 баллов;

А также учитывался:

- оригинальный подробный ответ с элементами юмора – 5 баллов;

- необычный ответ с элементами фантазии – 4 балла;

- банальный ответ («Ничего не будет», «Такого не бывает») и т. п. –2балла;

- ответ не по существу или встречным вопросом - 1 балл;

Затем подсчитывается общая сумма баллов.

На 3 этапе: для сравнения особенностей развития невербального воображения мальчиков и девочек был использован количественный и качественный сравнительный анализ результатов 1- го и 2- го этапов исследования.

Уровенеь развития невербального воображения в группе мальчиков:7 мальчиков имеют высокий уровень развития невербального воображения; 12 – средний; 1 – низкий уровень. Результаты исследования невербального воображения группы мальчиков:большинство рисунков относится ко 2-й группе (живая природа) ;

На втором месте – рисунки группы № 6 (разное) ;

На третьем месте – рисунки группы № 1 (человек или животное).

Уровень развития невербального воображения девочек:10 девочек имеют высокий уровень развития невербального воображения, остальные 6 – средний уровень. Качественная обработка рисунков девочек по методике» Круги»:в группе девочек большинство рисунков относится ко второй группе.

На втором месте – рисунки, относящиеся к группе №6.

На третьем месте – рисунки группы №1.

Результаты второго этапа исследования, направленные на диагностику уровня развития вербального воображения, целью которой являлось изучение особенностей «скорости, оригинальности» вербального воображения.

Всего – 17 детей 4- летнего возраста показали высокий уровень развития невербального воображения. Уровень развития вербального воображения мальчиков экспериментальной группы по методике "Круги"большинство показали средний уровень развития вербального воображения -13 человек, 7 человек – низкий уровень.

Уровень развития вербального воображения девочек экспериментальной группы (Методика «Выведение следствий») : 13 человек показали средний уровень и только 3 человека – низкий уровень.

Девочки по – сравнению с мальчиками, давали больше ответов – оригинальных, что касается банальных ответов, то таких ответов тоже больше, чем у «сильного пола», если у девочек ответов не по существу всего -17, то у мальчиков таких ответов- 62. Среди мальчиков больше ответов с вариантами индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто закрыт от нас, т. к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

3 этап – Сравнение особенностей развития невербального воображения мальчиков и девочек экспериментальной группы:развитие невербального воображения у мальчиков и девочек находится примерно на одном уровне:7 человек из группы мальчиков показали высокий уровень развития невербального воображения; 12 – средний; 1- низкий. Высокого уровня вербального воображения не имеет никто, большинство человек группы мальчиков показала - средний уровень вербального воображения: 12 человек; 8- низкий уровень вербального воображения. У группы девочек, результаты немного лучше, чем у мальчиков: 13 человек имеют средний уровень вербального воображения и 3 – низкий.

Такие результаты свидетельствуют о том, что развитие воображения связано с развитием речи, из этого следует, что речь у девочек развита лучше.

Анализ результатов изучения особенностей вербального воображения показал, что вербальное воображение девочек развито лучше, чем вербальное воображение мальчиков.

Результаты качественной обработки рисунков мальчиков и девочек по методике «Круги»: мальчики и девочки имеют небольшое различие в направлении своих рисунков. Сравнив рисунки наших дошкольников, на 1 место – мы ставим рисунки группы мальчиков и группы девочек, относящиеся ко второй группе т. к. и у тех и у других, самое большее число рисунков с изображением живой природы. Однако, мальчики в два раза больше нарисовали рисунков, относящихся к спорту, а девочки в два раза больше, чем мальчики, рисовали неживую природу. В остальных группах рисунков явного расхождения нет.

После нашего исследования я разработала ряд рекомендаций воспитателям и родителям:1) воображение детей уже в дошкольном возрасте возможно и нужно целенаправленно и систематически подвергать воспитательному воздействию. Побуждение ребенка к фантазированию чрезвычайно просто и не требует от воспитателя значительных усилий. Ведь известно, что ребенку полезно и нужно «находить работу» тогда, когда запас его собственной избирательности истощается. В этих случаях ему обычно рекомендуют порисовать, побегать, повозить машину или что- то подобное. В число этих рекомендаций могут быть включены и побуждения к творческому фантазированию. Это может выражаться, например в том, что, наряду с чтением или рассказыванием ребенку сказок, загадок, можно предлагать и ему придумать нечто подобное, свое. Наступлению момента самостоятельного целенаправленного фантазирования ребенка будет значительно благоприятствовать то, если ему наглядно показать, как это делается. С этой целью в присутствии ребенка можно придумать сказку, стихотворение, загадку о предметах, которые его окружают. 2) Приступая к развитию детского воображения, следует знать, что первые творческие результаты ребенка окажутся очень несовершенными как с точки зрения содержания, так и с точки зрения способов их создания. В отличие от нас, взрослых, дети первоначально не подчиняют свое подражательное творчество предварительном замыслу, а поступают наоборот, т. е. сперва, что-то придумывают, а затем уже стараются обнаружить в придуманном

какой-то смысл. Вся работа в его первых творческих пробах сводится к внешнему копированию тех фонетических ритмов, которые присущи загадкам, стихам и сказкам. Однако, последующие попытки ребенка будут отличаться возрастающей целенаправленностью.

3) Проводя с дошкольниками работу по развитию воображения, следует учитывать их возрастные особенности. Например, необходимые упражнения следует осуществлять в игровом плане, продолжая их до тех пор, пока они выполняются детьми с интересом, и прекращая сразу же, как только эти упражнения будут им надоедать.

4) Использовать заместители предметов. В развитии воображения важную роль играет внешняя опора.

5) Осуществлять «опредмечивание» неопределенного объекта. Способом «опредмечивания» дети начинают пользоваться еще с 3-4 лет. Он состоит в том, что ребенок в незавершенной фигуре усматривает определенный предмет.

6) Один из наиболее распространенных приемов, будящих воображение – составление творческих рассказов детьми. Будить воображение, создавать предпосылку к творчеству надо как можно раньше. На первых порах этому может помочь, например, использование игры- драматизации.

Таким образом, я считаю, что как можно раньше необходимо вести работу по развитию воображения так как значение воображения велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребенка.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей развития невербального и вербального воображения у мальчиков и девочек дошкольного возраста. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что уровень развития невербального воображения дошкольников значительно выше, чем уровень развития их вербального воображения, которое необходимо целенаправленно развивать. Результаты исследования дают возможность говорить о том, что наша гипотеза нашла свое подтверждение.

Наши рекомендации