Тема 2. Сущность и разновидности маркетинга территорий

Повышение конкурентоспособности России – главная цель органов власти и политики; кому нужен маркетинг территорий; сущность и разновидности маркетинга территорий.

Территориальная организация населения в мире, в России и ее частях.

Субъекты маркетинга территорий, их цели, интересы; участники маркетинговых отношений; целевые группы; «потребители территорий»;

«резиденты – нерезиденты»; «физически-юридические лица».

Территориальная организация населения в мире, в России и ее частях. Комплекс мер, обеспечивающий целевую ориентацию маркетинга территорий; демаркетинг территорий; посредники маркетинга территорий.

Стратегии маркетинга территорий: маркетинг имиджа, маркетинг привлекательности, маркетинг инфраструктуры, маркетинг населения и персонала.

Инструменты маркетинга территорий. SWOT-анализ. Исследование целевых рынков. Позиционирование территории. Рыночная доля территории. Стратегия «4Р» территории.

Тема 3. Структура, элементы маркетинга территорий

Методы продвижения как элемент маркетинга территорий.

Маркетинг, реализуемый на территории субъекта Российской Федерации. Его цели и принципы. Управление функционированием и управление развитием региона. Функции маркетинга, реализуемого на территории субъекта Российской Федерации, согласование региональных (локальных) и национальных интересов. Составляющие маркетинга территории (региональный аспект). Имидж региона и его составляющие.

Внешние и внутренние факторы, их значение и динамика изменений. Роль бенчмаркинга в повышении эффективности и границы его применимости в маркетинге территории (региональный аспект).

Место территориальные структуры в рамках политической структуры общества. Влияние текущей политической жизни на функционирование территориальные структуры. Влияние международных факторов на организационную структуру.

Инструменты оценки регионов. Позиционирование региональных товаров, регионов и стратегические решения. Идеология устойчивого конкурентного преимущества региона. Маркетинговый анализ и планирование социально-экономического развития регионов. Межрегиональное взаимодействие. Региональная служба маркетинга.

Направления как элемент маркетинга территорий. Субъект Российской Федерации и направления его развития в рамках маркетинга территорий.

Имидж как элемент маркетинга территорий. Обоснование выбора целевого рынка. Системный подход к формированию позитивного имиджа территории. Имидж и репутация в структуре маркетинга территорий. Механизмы формирования имиджа и репутации территории.

Имидж и достопримечательности, в структуре маркетинга территорий: цели, функции, разновидности маркетинга достопримечательностей. Развитие услуг в сфере туризма как один из способов развития достопримечательностей территории.

Инфраструктура как элемент маркетинга территорий. Инфраструктура как условие повышения эффективности маркетинга территорий. Разновидности инфраструктуры. Основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти по развитию инфраструктуры. Привлечение, удержание и расширение бизнеса в регионе.

Маркетинг персонала как реализации территорией функции проживания. Особенности маркетинга персонала территории. Механизмы доброжелательной мотивации местного населения к иногородним жителям. Маркетинговые инструменты на рынке труда.

Технологии как элемент маркетинга территорий. Субъект Российской Федерации и технологии его развития в рамках маркетинга территорий

Реклама и коммуникации в регионе и вне региона. Социальные функции рекламы в маркетинге территорий.

Управление информацией как стратегическим ресурсом территории. Основные каналы продвижения информации. Концептуальные основы информационного маркетинга в России и за рубежом.

Стратегические направления информационного маркетинга. Регулярные региональные публикации. Подготовка специальных региональных информационных и презентационных документов. Распространение информации о регионе по официальным каналам. Функционирование информационного маркетинга как процесса в маркетинге территорий.

Тема 4. Место как элемент маркетинга территории

Методы продвижения места.

Муниципальное образование как место в структуре маркетинга территорий. Специфика видов муниципальных образований (городское и районное). Функционирование и развитие городов и муниципальных районов. Маркетинговые стратегии городов и планирование городского развития. Город и маркетинговые коммуникации. Имидж города и инструменты маркетинга территорий. Имидж места.

Специфика города как места. Определение приоритетов. Качество жизни и ее стоимость в городах. Жилищно-коммунальные услуги и маркетинг места. Культура и маркетинг места. Интернет-услуги и маркетинг места.

Наши рекомендации