Тема 1. Сущность маркетинга интеллектуальной собственности и маркетинга инноваций.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ООП

1.1. Цель и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Маркетинговые и патентные стратегии продвижения инноваций» является приобретение теоретических знаний и практических навыков эффективного использования маркетинговых технологий и патентных стратегий формирования конкурентных преимуществ инновационной продукции и ее продвижения на рынок.

Задачи дисциплины:

§ Изучить интеллектуальные продукты как объекты маркетингового управления; виды и методы маркетинговой деятельности по созданию конкурентоспособных инновационных продуктов

§ Ознакомиться со спецификой маркетинга инноваций и особенностями применения концепции маркетинга инноваций

§ Приобрести знания и навыки, необходимые для постановки и практического решения маркетинговых задач при выведении инновационного продукта на рынок.

§ Уметь формировать систему маркетингового управления, соответствующей специфике инновационных компаний на различных этапах ее жизненного цикла.

§ Выявить существующие и потенциальные запросы потребителей, поиск возможностей для создания ценности для потребителя.

§ Изучить методы сегментирования рынков, методы выбора целевых сегментов и позиционирование инновационного продукта;

§ Уметь выбирать маркетинговой стратегии для инновационного продукта.

§ Уметь разрабатывать и обосновывать стратегические и тактические маркетинговые планы, обеспечивающие развитие и продвижение инновации;

§ Уметь формировать ценовую политику, включая обоснование цен и условий контракта на высокотехнологичных рынках.

§ Уметь обосновывать выбор каналов сбыта инновационных товаров, а также методов работы в соответствующих каналах.

§ Уметь формировать коммуникационную стратегию и выбор коммуникационных каналов для продвижения инновационного продукта.

§ Уметь организовывать, контролировать и мотивировать маркетинговую деятельность в компаниях высокотехнологичных секторов.

1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

В процессе подготовки магистров по специальности 38.04.02 «Менеджмент» дисциплина «Маркетинговые и патентные стратегии продвижения инноваций» входит в вариативную часть обязательных дисциплин.

Дисциплина ориентирована на обобщение, систематизацию теоретических знаний в области маркетинга инноваций, на изучение инструментов маркетинга в сфере интеллектуальной собственности, которые направлены на подготовку решений по стратегическому развитию организации на основе создания инновационных продуктов, повышения конкурентоспособного потенциала, внедрения систем взаимодействия и взаимоотношений на всех стадиях инновационного проектирования.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ (АСТРОНОМИЧЕСКИХ) ЧАСОВ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Виды занятий Объем дисциплины
Форма обучения
Очная форма обучения Очно-заочная форма обучения
Объем зачетных единиц
Общая трудоемкость в часах
Аудиторные занятия Лекции (Л) Семинары (С) и/или Практические занятия (ПЗ)
Общая трудоемкость самостоятельной работы
Обоснование времени на внеаудиторную работу
Самостоятельная работа в форме проработки и повторения лекционного материала, материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям и зачету, экзамену
Самостоятельная работа в форме подготовки домашних заданий
Реферат + +
Форма итогового контроля Зачет/ Экзамен Зачет/ Экзамен
       

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

3.1. Учебно-тематический план курса и распределение часов по темам занятий

Очная форма обучения

№ п/п Наименование темы Всего часов Аудиторные занятия (час.) Самостоят. работа
Лекции Практическ.
1. Тема 1. Сущность маркетинга интеллектуальной собственности и маркетинга инноваций. (интерактивная форма)* 4*
2. Тема 2. Роль интеллектуальной собственности в создании инноваций. (интерактивная форма)* 4*
3. Тема 3. Патентная политика и патентные стратегии компании. (интерактивная форма)* 2*
4. Тема 4. Маркетинговые исследования на основе патентной информации (интерактивная форма)* 4*
5. Тема 5. Сегментирование рынка и позиционирование инновационного продукта.
6. Тема 6. Создание нового товара. Товарные стратегии инновационных продуктов. (интерактивная форма)* 4*
7. Тема 7. Ценообразование на инновационные товары.
8. Тема 8. Каналы распределения и сбытовые цепочки инновационных продуктов (интерактивная форма)* 2* 4*
Тема 9. Маркетинговые коммуникации и продвижение инноваций. (интерактивная форма)* 4*
Итого

*Интерактивная форма изучения тематики в настоящем учебно-тематическом плане предполагает использование аудио – видео - слайдовых материалов, раскрывающих основу и иллюстрирующих содержание материала тем.

Общий удельный вес интерактивной формы проведения занятий по дисциплине определяется от аудиторного фонда, частично за счет лекций, частично за счет практических занятий и составляет 54 процентов (28 академических часов) от аудиторных занятий, оставшееся количество процентов составляет активная форма изучения.

Очно-заочная форма обучения

№ п/п Наименование темы Всего часов Аудиторные занятия (час.) Самостоят. работа
Лекции Практическ.
1. Тема 1. Сущность маркетинга интеллектуальной собственности и маркетинга инноваций. (интерактивная форма)* 2* 4*
2. Тема 2. Роль интеллектуальной собственности в создании инноваций. (интерактивная форма)* 4*
3. Тема 3. Патентная политика и патентные стратегии компании.
4. Тема 4. Маркетинговые исследования на основе патентной информации (интерактивная форма)* 4*
5. Тема 5. Сегментирование рынка и позиционирование инновационного продукта. (интерактивная форма)* 4*
6. Тема 6. Создание нового товара. Товарные стратегии инновационных продуктов. (
7. Тема 7. Ценообразование на инновационные товары. (интерактивная форма)* 4*
8. Тема 8. Каналы распределения и сбытовые цепочки инновационных продуктов (интерактивная форма)* 1*
Тема 9. Маркетинговые коммуникации и продвижение инноваций. (интерактивная форма)* 1*
Итого

*Интерактивная форма изучения тематики в настоящем учебно-тематическом плане предполагает использование аудио – видео - слайдовых материалов, раскрывающих основу и иллюстрирующих содержание материала тем.

Общий удельный вес интерактивной формы проведения занятий по дисциплине определяется от аудиторного фонда, частично за счет лекций, частично за счет практических занятий и составляет 50 процентов (24 академических часов) от аудиторных занятий, оставшееся количество процентов составляет активная форма изучения.

3.2. Учебная программа дисциплины (модуля)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ООП

1.1. Цель и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Маркетинговые и патентные стратегии продвижения инноваций» является приобретение теоретических знаний и практических навыков эффективного использования маркетинговых технологий и патентных стратегий формирования конкурентных преимуществ инновационной продукции и ее продвижения на рынок.

Задачи дисциплины:

§ Изучить интеллектуальные продукты как объекты маркетингового управления; виды и методы маркетинговой деятельности по созданию конкурентоспособных инновационных продуктов

§ Ознакомиться со спецификой маркетинга инноваций и особенностями применения концепции маркетинга инноваций

§ Приобрести знания и навыки, необходимые для постановки и практического решения маркетинговых задач при выведении инновационного продукта на рынок.

§ Уметь формировать систему маркетингового управления, соответствующей специфике инновационных компаний на различных этапах ее жизненного цикла.

§ Выявить существующие и потенциальные запросы потребителей, поиск возможностей для создания ценности для потребителя.

§ Изучить методы сегментирования рынков, методы выбора целевых сегментов и позиционирование инновационного продукта;

§ Уметь выбирать маркетинговой стратегии для инновационного продукта.

§ Уметь разрабатывать и обосновывать стратегические и тактические маркетинговые планы, обеспечивающие развитие и продвижение инновации;

§ Уметь формировать ценовую политику, включая обоснование цен и условий контракта на высокотехнологичных рынках.

§ Уметь обосновывать выбор каналов сбыта инновационных товаров, а также методов работы в соответствующих каналах.

§ Уметь формировать коммуникационную стратегию и выбор коммуникационных каналов для продвижения инновационного продукта.

§ Уметь организовывать, контролировать и мотивировать маркетинговую деятельность в компаниях высокотехнологичных секторов.

1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

В процессе подготовки магистров по специальности 38.04.02 «Менеджмент» дисциплина «Маркетинговые и патентные стратегии продвижения инноваций» входит в вариативную часть обязательных дисциплин.

Дисциплина ориентирована на обобщение, систематизацию теоретических знаний в области маркетинга инноваций, на изучение инструментов маркетинга в сфере интеллектуальной собственности, которые направлены на подготовку решений по стратегическому развитию организации на основе создания инновационных продуктов, повышения конкурентоспособного потенциала, внедрения систем взаимодействия и взаимоотношений на всех стадиях инновационного проектирования.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ (АСТРОНОМИЧЕСКИХ) ЧАСОВ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Виды занятий Объем дисциплины
Форма обучения
Очная форма обучения Очно-заочная форма обучения
Объем зачетных единиц
Общая трудоемкость в часах
Аудиторные занятия Лекции (Л) Семинары (С) и/или Практические занятия (ПЗ)
Общая трудоемкость самостоятельной работы
Обоснование времени на внеаудиторную работу
Самостоятельная работа в форме проработки и повторения лекционного материала, материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям и зачету, экзамену
Самостоятельная работа в форме подготовки домашних заданий
Реферат + +
Форма итогового контроля Зачет/ Экзамен Зачет/ Экзамен
       

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

3.1. Учебно-тематический план курса и распределение часов по темам занятий

Очная форма обучения

№ п/п Наименование темы Всего часов Аудиторные занятия (час.) Самостоят. работа
Лекции Практическ.
1. Тема 1. Сущность маркетинга интеллектуальной собственности и маркетинга инноваций. (интерактивная форма)* 4*
2. Тема 2. Роль интеллектуальной собственности в создании инноваций. (интерактивная форма)* 4*
3. Тема 3. Патентная политика и патентные стратегии компании. (интерактивная форма)* 2*
4. Тема 4. Маркетинговые исследования на основе патентной информации (интерактивная форма)* 4*
5. Тема 5. Сегментирование рынка и позиционирование инновационного продукта.
6. Тема 6. Создание нового товара. Товарные стратегии инновационных продуктов. (интерактивная форма)* 4*
7. Тема 7. Ценообразование на инновационные товары.
8. Тема 8. Каналы распределения и сбытовые цепочки инновационных продуктов (интерактивная форма)* 2* 4*
Тема 9. Маркетинговые коммуникации и продвижение инноваций. (интерактивная форма)* 4*
Итого

*Интерактивная форма изучения тематики в настоящем учебно-тематическом плане предполагает использование аудио – видео - слайдовых материалов, раскрывающих основу и иллюстрирующих содержание материала тем.

Общий удельный вес интерактивной формы проведения занятий по дисциплине определяется от аудиторного фонда, частично за счет лекций, частично за счет практических занятий и составляет 54 процентов (28 академических часов) от аудиторных занятий, оставшееся количество процентов составляет активная форма изучения.

Очно-заочная форма обучения

№ п/п Наименование темы Всего часов Аудиторные занятия (час.) Самостоят. работа
Лекции Практическ.
1. Тема 1. Сущность маркетинга интеллектуальной собственности и маркетинга инноваций. (интерактивная форма)* 2* 4*
2. Тема 2. Роль интеллектуальной собственности в создании инноваций. (интерактивная форма)* 4*
3. Тема 3. Патентная политика и патентные стратегии компании.
4. Тема 4. Маркетинговые исследования на основе патентной информации (интерактивная форма)* 4*
5. Тема 5. Сегментирование рынка и позиционирование инновационного продукта. (интерактивная форма)* 4*
6. Тема 6. Создание нового товара. Товарные стратегии инновационных продуктов. (
7. Тема 7. Ценообразование на инновационные товары. (интерактивная форма)* 4*
8. Тема 8. Каналы распределения и сбытовые цепочки инновационных продуктов (интерактивная форма)* 1*
Тема 9. Маркетинговые коммуникации и продвижение инноваций. (интерактивная форма)* 1*
Итого

*Интерактивная форма изучения тематики в настоящем учебно-тематическом плане предполагает использование аудио – видео - слайдовых материалов, раскрывающих основу и иллюстрирующих содержание материала тем.

Общий удельный вес интерактивной формы проведения занятий по дисциплине определяется от аудиторного фонда, частично за счет лекций, частично за счет практических занятий и составляет 50 процентов (24 академических часов) от аудиторных занятий, оставшееся количество процентов составляет активная форма изучения.

3.2. Учебная программа дисциплины (модуля)

Тема 1. Сущность маркетинга интеллектуальной собственности и маркетинга инноваций.

Маркетинг как наука, философия бизнеса и вид деятельности на предприятии. Основные понятия, объекты и субъекты маркетинга. Цели, задачи и принципы маркетинга на предприятии.

Роль, особенности и содержание маркетинга на рынках интеллектуальной собственности. Понятие и особенности маркетинга в научно-технической сфере.

Результат научно-технической деятельности как товар. Объекты интеллектуальной собственности как товар. Понятия научно-технической и наукоемкой продукции.

Наши рекомендации