Факторы ее определяющие
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Понятие конкурентоспособности деятельности предприятия и
факторы ее определяющие
Экономическая категория «конкуренция» является самым важным фактором, движущей силой рынка, позволяющей предприятиям искать новые пути, формы и методы, позволяющие эффективно работать на конкурентном рынке. Быстрыми темпами развивается единый мировой рынок, в основе которого лежат инвестиционные, информационные, технологические, социальные взаимозависимости стран, связанные в новую организационную структуру. И здесь тоже главенствует парадигма конкуренции, где конкурируют хозяйствующие субъекты всех уровней - от фирм до государств и союзов государств, как по горизонтали, так и по вертикали.
Анализ теоретических аспектов понятия конкуренции и раскрытие ее экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития хозяйствующих субъектов нашли свое выражение в работах зарубежных авторов: А.М. Брандербургера, С.Л. Брю, Дж. Кейнса, К.Р. Макконелла, К.Маркса, А. Маршалла, Дж.С. Милля, ДЖ.Ф. Мура, Ф. Найта, Б.Дж. Нейлбаффа, М. Портера, К.Прохалада, Д Рикардо, Дж. Робинсона, А.Смита, Ф.А.Хайека, П. Хайне, Г.Хамела, Й.Шумпетера и др. Среди современных российских ученых-экономистов, анализирующих вопросы, связанные с конкуренцией, выделяются Г.Л. Азоев, А.П. Градов, А.А. Кантарович, И.М. Кирцнер, Н.И. Перцовский, И.А. Спиридонов, Ю.В. Тарануха, Х.А. Фасхиев, Р.А. Фатхутдинов, А.П. Челенков, В.В. Черныш, В.В. Царев, А.Ю. Юданов и др. Представляют интерес диссертационные исследования по данной теме А.А. Голдина, Н.В. Данилюк, Е.В. Келаревой, С.В. Кондратюкова, Д.О. Самодурова, Н.Е. Уткина и др.
Понятие «конкуренция» на бытовом уровне длительное время означало «независимое соперничество двух или более лиц». Слово «конкуренция» латинское, обозначающее «совместный поиск» или выбор способа участия в той же гонке»[1]. Основные подходы к определению понятия «конкуренция» и их группировка представлены в таблице 1.
Проведенный анализ литературных источников, посвященных проблеме конкуренции, показывает, что присутствуют три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке.
Так А. Смит, М.Портер, Г.Л. Азоев, Л.П. Кураков, Г.Я. Киперман, Р.А. Фатхутдинов рассматривают конкуренцию как соперничество отдельных юридических или физических лиц, заинтересованных в достижении целей: максимизации прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя или обеспечение предложения по сравнению с конкурирующей компанией. С точки зрения классического подхода рассматривают конкуренцию как элемент рыночного механизма, уравновешивающего спрос и предложение К.Р. Макконнел, С.Л. Брю, А.Ю. Юданов, Б.А. Райзберг, М.А. Спиридонов, Н.И. Перцовский, А.В. Гличев, Л.И. Чайникова, В.Н. Чайников. Такие авторы, как И.М. Кирцнер, Ф. Хайек, Ю.Ф. Тарануха, А.Л. Градов рассматривают конкуренцию с точки зрения структуры рынка и условий, которые господствуют на нем. Кроме того, некоторые авторы различают поведенческую, структурную и функциональную трактовки определения понятия конкуренции[2]. Идеи поведенческого подхода были развиты представителями неоклассической теории (А. Маршалл, П. Хайне, Г. Муром, У. Джевонсон), которые рассматривали конкуренцию как борьбу за редкие экономические блага. Структурный подход отражен в работах Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлена, Ф. Найта, К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю, заложивших основы теории четырех типов рынка: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Таблица 1 – Систематизация основных подходов к определению понятия «конкуренция»
Автор | Определение | |
1. Первый подход: понимание конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на рынке | ||
Смит А. | Конкуренция – это честное соперничество между рыночными агентами за наиболее выгодные условия продажи продукта. Конкуренция – это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. | |
«Новый Оксфордский словарь» | Конкуренция - деятельность (или состояние), предполагающая старание, приложение усилия (или борьбы за получение…), чтобы получить (прибыль, выигрыш) или выиграть что-либо путем нанесения поражения или разрушения планов или утверждения превосходства над другими, вовлеченными в то же дело. | |
Шведова Н.Ю. Ожегов С.И | Соперничество за достижение больших выгод, преимуществ. | |
Маркс К. | … представляет собой способ существования капитала. И такой способ, при котором капитал соперничает с капиталом, как с самим собой, как с другим капиталом | |
2. Второй подход: конкуренция как элемент рыночного механизма, обеспечивающий согласование спроса и предложения | ||
Найт Ф. | Взаимодействие множества независимых хозяйственных единиц, действующих в условиях неопределенности | |
Гличев А.В. | Важное средство контроля в рыночной экономике. Конкуренция обязывает предприятия – изготовителей и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей | |
3. Третий подход: конкуренция как оценочный критерий, отражающий свойства рынка: структуру, особенности, условия. | ||
Кирцнер И.М | Обнаружение нового - новых возможностей и способов их удов- летворения. Конкуренция – это скорее «ситуация», чем «процесс» | |
Макконнел К.Р., Брю С.Л | Наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его. | |
Следует отметить, что понятие «конкуренция» развивается, уточняется, дополняется новым содержанием. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности.
В определении термина «конкурентоспособность» отсутствует какое бы то ни было единство взглядов. Например, Ю. Кормнов отмечает, что универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится[3].
И. Фаминский отмечает причины, осложняющие решение методологических и методических подходов к анализу проблемы конкурентоспособности[4]:
- многовариантность, когда под конкурентоспособностью понимаются лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли;
- относительность, когда конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособен на других;
- различие подходов к анализу и оценке конкурентоспособности в зависимости от уровня: на уровне товара, предприятия, отрасли и национальной экономике в целом.
Таким образом, различное понимание термина конкурентоспособности требует проведения анализа и терминологического упорядочивания.
Конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие.
Существует два понятия «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия». При анализе понятия «конкурентоспособность предприятия» выявлено, что каждый автор дает свое определение, учитывая цели и задачи исследования, специфику объектов, требований субъектов рыночных отношений. Х.А. Фасхиев систематизирует понятие «конкурентоспособность предприятия» в 3 группы: характеризующую внутреннюю и внешнюю деятельность фирмы, без упоминания товара; базирующуюся только на товарной составляющей конкурентоспособности; сочетающую товар и производственную деятельность субъекта[5].
В научной литературе нередко встречается точка зрения авторов, согласно которой конкурентоспособность товара является главной, определяющей компонентой конкурентоспособности предприятия[6].
Но необходимо говорить о том, что даже наличие у предприятия суперуникального товара не гарантирует ему успеха на целевом рынке. Более обоснованной трактовкой является та, согласно которой конкурентоспособность товара (услуги) оказывает существенное влияние на конкурентоспособность предприятия, но это влияние не всегда является главенствующим. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия соотносятся между собой как часть и целое[7]. Большая группа авторов считают, что конкурентоспособность предприятия проявляется в способности обеспечивать прибыль[8]. Эффективность понимается как достижение конечных целей деятельности предприятия. Наиболее полным, на наш взгляд, является определение, данное Х.А. Фасхиевым: «Конкурентоспособность предприятия – это оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в настоящем и будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары (услуги), превосходящие по критерию цена/качество аналоги»[9].
Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия вести деятельность на рынке, опережая конкурентов, эффективно используя свои внутренние возможности и учитывая факторы внешней среды, уделяя внимание рыночной конъюнктуре, особенностям регионального развития, отраслевым особенностям, получая при этом достаточную прибыль, позволяющую наращивать свой потенциал.
Факторы, обеспечивающие предприятию высокие достижения, эффективность деятельности, обычно увязывают с понятием «стратегические факторы успеха». Главная предпосылка их формирования заключается в способности предприятия уяснить и удержать в течение длительного времени свои преимущества как создатель продукции и услуги по сравнению с конкурентами.
Рис 1. Факторы, определяющие конкурентоспособность
Также, факторами, определяющими конкурентоспособность предприятия, являются более низкие цены, высокое качество услуг, то есть конкурентные преимущества предприятия рассматриваются непосредственно в привязке к услуге[10].
Исходя, из данного подхода сложно выявить подлинный уровень конкурентоспособности предприятия, если ассортимент услуг достаточно широк или качество их задано самой природой. Важным фактором, определяющим уровень конкурентоспособности товаров и услуг является цена.
Таким образом, на основании вышесказанного можна говорить о том, что конкурентоспособность является одним из основных факторов обеспечения эффективного и прибыльного развития предприятий. Именно данная категория обуславливает возможность предприятий функционировать не только в текущих финансово-экономических и политических условиях, но и в условиях финансово-экономического кризиса. Поэтому управление конкурентоспособностью предприятия стратегичиски важная задача, которая предусматривает совокупность мероприятия систематического совершенствования предоставляемых услуг, постоянного поиска новых видов рекламы услуг, новых групп постоянных клиентов, улучшения сервиса.