Рынок чистой монополии
Этот тип рынка характеризует господство одного хозяйствующего агента, т.е. на рынке существует только один продавец некоего товара, причем товар этот не имеет близких заменителей. Это может быть государственная организация, регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-своему.
Государственная монополия с помощью политики цен может преследовать достижение самых различных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления.
В случае регулируемой монополии государство предписывает устанавливать иены, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии предприятие может устанавливать цены самостоятельно.
Отчего же во всех странах существуют антимонопольные законы, которые регулируют и ограничивают деятельность предприятий-монополистов?
Основная причина заключается в конкуренции, которую монополия практически устраняет. Отсутствие конкурентной среды и государственного регулирования цен ведет к завышению их предприятиями-монополистами, что, в свою очередь, нарушает равновесие рынка товара. Именно поэтому для создания равновесного рынка монополия либо преодолевается, либо находится под государственным контролем и регулированием, поскольку неравновесный рынок создает среду для монополизма.
Кроме того, монополизм характеризуется отсутствием стремления к изменению (обновлению) продаваемого товара, а также к улучшению и совершенствованию технологического процесса производства данного товара.
В результате монополизм может воздействовать разрушительно на экономику в целом или консолидировать зону застоя, пассивности по отношению к новым импульсам спроса (более подробно эти вопросы рассмотрены в гл. 6).
Вход на монополизированный рынок и тем более на рынок чистой монополии (где один продавец) затруднен или вообще невозможен из-за существующих барьеров (наличие государственной разрешительной системы на право ведения данного вида деятельности, контроль единственного предприятия-монополиста над некоторым специфическим ресурсом, необходимым для производства товара и т.д.).
К монополистической деятельности относятся:
а) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке;
б) соглашения (согласованные действия) хозяйственных субъектов, ограничивающие конкуренцию;
в) акты и действия (соглашения, согласованные действия) органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции.
В заключение анализа рынка чистой монополии целесообразно отметить аспект, дополняющий его характеристику.
При рассмотрении экономической модели рынка чистой монополии было отмечено, что этот тип рынка характеризуется наличием предприятия-монополиста (один продавец товара), который не сталкивается с конкуренцией.
Однако в реальной жизни существуют некоторые формы конкуренции, которые все же будут оказывать влияние на поведение монополиста. Рассмотрим эти формы.
1. Потенциальная конкуренция (возможность появления в отрасли новых производителей). Если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми (а последними могут быть лишь барьеры юридического характера, т.е. запрещение заниматься данным видом деятельности), то всегда существует возможность проникновения в отрасль новых производителей. При этом, чем выше прибыль действующего предприятия-монополиста, тем сильнее опасность потенциальной конкуренции.
2. Конкуренция нововведений (здесь имеются в виду как новые технологии производства товара, так и совершенствование его потребительских свойств, а также появление новых товаров—заменителей данного). Этот вид конкуренции особенно важен в условиях постоянного обновления товарного ассортимента и тенденции к сокращению жизненного цикла товара. В силу этих причин монополист не может чувствовать себя в безопасности, так как угроза конкуренции может возникнуть с самой неожиданной стороны, например со стороны небольшой исследовательской организации, разработавшей усовершенствованный вариант товара, или какой-либо весьма далекой в технологическом отношении отрасли, где внедрено, тем не менее, производство близкого по назначению товара. Единственное, что может сделать монополист в этих условиях — это попытаться опередить при внедрении нововведений возможных конкурентов, т.е. он вынужден заниматься как качественным совершенствованием товара, так и внедрением новых, более экономичных способов его производства с последующим снижением цены.
3. Конкуренция со стороны товаров—заменителей. Существует ряд товаров, в той или иной степени заменяющих данный товар. Очевидно, что все производители взаимозаменяемых товаров являются конкурентами, даже если производство любого из этих товаров контролируется только одним предприятием.
4. Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров иностранного производства. Ясно, что в условиях свободной внешней торговли предприятие, монополизировавшее производство в масштабах одной страны (или нескольких стран), все же не будет ограждено от конкуренции и не добьется абсолютного контроля над рынком.
В таблицеприведены особенности ценообразования на рынках различных типов в зависимости от конкуренции, а также отдельные показатели, характеризующие эти рынки.
Р
Q
Рис. Зависимость цены от спроса на рынке чистой монополии
Таблица. Особенности ценообразования
на рынках различных типов в зависимости от конкуренции
Показатели | Типы рынков | |||
чистая конкуренция | монополистическая конкуренция | олигополистическая конкуренция | чистая монополия | |
1.Характер ценообразова ния | Свободное, конкурентное | Конкурентное ценообразование с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного продукта | Монополизированное, но обусловленное взаимной зависимостью немногих конкурентов | Монополизированное ценообразование |
2.Особен ность продукта | Однороден, часто стандартизирован | Дифференциро ван, но входит в группу заменителей | Может быть однородным, стандартизированным и дифференцированным | Уникален, нет близких заменителей |
3.Число предприятий–агентов рынка | Очень большое | Много | Немного | Одно |
4.Контроль рыночной цены предприяти ем | Не контролируется, соглашается с рыночной ценой | Контролируется в весьма ограниченных пределах | Контролируется, но с учетом реакций конкурентов, возможен сговор | Контролиру ется монополист ом |
5.Неценовая конкуренция | Отсутствует | Играет значительную роль | Является типичной | Является главной, имеет различные формы |
6.Условия вхождения в отрасль, на рынок и выхода из него | Препятствия отсутствует | Относительно легкие | Затруднены или трудные | Блокированы |
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение и назовите характерные черты рынка чистой конкуренции. Какова политика цен на этом рынке?
2. Перечислите основные ценовые признаки рынка чистой конкуренции.
3. Какими факторами определяется равновесие рынка чистой конкуренции? Какими способами достигается цена равновесия на нем?
4. Каков основной признак рынка монополистической конкуренции и чем он характеризуется? Каковы особенности ценообразования на нем?
5. Какие основные характеристики положены в основу дифференциации товаров, определяющих диапазон цен на рынках монополистической конкуренции?
6. Каковы условия вхождения (выхода) предпринимателя на рынке монополистической конкуренции?
7. Каков механизм сочетания элементов монополии и конкуренции на рынке монопольной конкуренции товара?
8. Дайте определение рынка олигополистической конкуренции (олигополии).
9. Каковы основные признаки (черты) рынка олигополистической конкуренции?
10. Какова политика цен предприятий на олигополистическом рынке? Чем она определяется?
11. Каким основным признаком определяется трудность вхождения предприятий на рынок олигополистической конкуренции и почему?
12. Каковы основные модели поведения предприятий на олигополистическом рынке товаров?
13. В чем сущность нескоординированной олигополии и каковы особенности поведения предприятий в области установления цен?
14. Сговор (картель) — его сущность и отрицательные последствия.
15. В чем сущность модели олигополии «игры по правилам» и каковы особенности политики цен предприятий в условиях этой модели?
16. Какова стратегия крупных олигополистических предприятий и в чем их ценовые преимущества?
17. Дайте характеристику сущности рынка чистой монополии. Чем отличается ценообразование различных форм монополии?
18. Каковы причины введения во всех странах антимонопольных законов, которые регулируют и ограничивают деятельность предприятий-монополистов?
Тест к главе 5