Конкурентоспособность территории
Также важнейшей характеристикой территории с позиций маркетинга является её конкурентоспособность. Этот термин также не имеет чёткого определения. Более того, в разные периоды он понимался по-разному:
- Начало XIX века (Д. Риккардо): Государства торгуют (соответственно, конкурируют) между собой в силу разницы в производительности труда в различных отраслях.
- Середина XX века (теорема Э. Хекшера – Б. Олина): Государства продают (соответственно, конкурируют) друг другу товары, в которых наиболее эффективно использованы избыточные факторы производства, и покупают товары, в которых использованы дефицитные факторы производства.
- Конец XX века (М. Портер): Государства торгуют (соответственно, конкурируют) потому, что имеют высокую производительность труда, понимаемую как эффективное использование земли, труда и капитала, результирующееся в большей величине национального дохода на душу населения.
Суть конкурентоспособности территории достаточно сложна и лучше всего раскрывается так называемым «конкурентным ромбом» М. Портера (см. схему на рис. 1.4).
Рис. 1.4.1. Детерминанты конкурентного преимущества территорий –
«конкурентный ромб» М. Портера
В соответствии с этим «ромбом» конкурентоспособность территории определяется четырьмя детерминантами:
1. Факторные условия производства - то есть известные базисные факторы производства земля, труд и капитал рассматриваются достаточно широко и понимаются как ресурсное обеспечение территории: природные, людские, финансовые, инфраструктурные ресурсы, ресурсы знаний, традиций, умений и навыков и др. Ресурсы территории обычно подразделяют на:
- Основные (полезные ископаемые, климат, почвы, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и др.), то есть ресурсы, которые достаются практически даром или при незначительных относительно экономического эффекта капиталовложениях.
- Развитые (основные фонды предприятий, инфраструктура, накопленные материальные запасы, высококвалифицированные кадры и система их подготовки, исследовательские и инновационные организации, отделы и лаборатории, библиотеки, учебные заведения и другие объекты и технологии социальной сферы), то есть ресурсы, для приобретения которых приходится вкладывать значительные силы, средства и время.
Если предприятие имеет доступ к относительно дешёвым ресурсам, то оно конкурентоспособно и, соответственно, конкурентоспособна территория, предоставившая ему такие ресурсы.
2. Условия внутреннего спроса -то есть спрос на внутренних рынках данной территории на товары и услуги собственного производства. Условия внутреннего спроса обычно характеризуются следующими параметрами:
- Структура внутреннего спроса, то есть характер и соотношение потребностей внутри территории. Если предприятие способно улавливать изменение характера и соотношения внутренних потребностей, то оно конкурентоспособно и на внешнем рынке.
- Объёмы и характер роста внутреннего спроса, то есть чем они больше, тем лучше проявляется эффект масштаба производства и тем больше возможностей выйти за пределы данной территории.
- Механизмы передачи внутренних предпочтений на внешние рынки. Обычно они реализуются через мобильных и внешних покупателей, через информационное влияние территории на окружающую среду и др.
Очевидно, что все условия внутреннего спроса находятся в тесном взаимодействии и могут усиливать или ослаблять друг друга в зависимости от влияния различных факторов.
Если предприятие способно успешно действовать на внутреннем рынке, то, как правило, оно способно конкурировать и на внешнем рынке.
3. Родственные и поддерживающие отрасли. Здесь имеются в виду предприятия, выпускающие близкую по назначению продукцию (например, производство тракторов родственно производству автомобилей) и продукцию, служащую основой для другого производства (например, продукция металлургии является основой для машиностроения). Если предприятия родственных и поддерживающих отраслей данной территории уже занимают конкурентоспособные позиции на внешних рынках, то другие предприятия этой территории имеют льшиебо возможности для занятия конкурентоспособных позиций, так как пользуются сложившейся репутацией, относительно дешёвыми ресурсами, высококачественными технологиями, оборудованием, кадрами и др.
4. Стратегия, структура и соперничество предприятий. Территориальные особенности могут существенно влиять на структуру предприятий, формы их управления и конкуренции.
Примеры влияния территориальных особенностей:
На Урале основную долю составляет продукция металлургии и машиностроения, а на Северном Кавказе – сельскохозяйственная продукция.
В Италии основную долю составляет продукция мелких и средних предприятий, производящих относительно простые товары бытового назначения, одежду, обувь, отделочные материалы, а в Германии – продукция крупных предприятий, производящих дорогостоящую высокотехнологичную машиностроительную продукцию.
По законодательству в США банки не могут владеть производственными предприятиями. Основными владельцами акций предприятий у них являются различные относительно небольшие фонды (инвестиционные, пенсионные, профсоюзные, взаимного кредитования, церковные и др.), которые не обладают контрольными пакетами акций и не способны влиять на деятельность акционерных обществ. Поэтому в целях поддержания высокой доходности своих активов они вынуждены постоянно обновлять свои инвестиционные портфели. Благодаря этому в США постоянно ведутся активные торги на фондовых биржах. В Германии законодательство разрешает банкам владеть акциями, в результате чего контрольные пакеты практически всех крупных и средних предприятий находятся в их собственности. Поскольку банки заинтересованы в стабильности своих активов, то все экономические трудности своих предприятий они, как правило, преодолевают прямым кредитованием и сменой их руководства. Продажа акций довольно редка, поэтому объёмы продаж акций германских предприятий на фондовых биржах на несколько порядков ниже, чем в США.
Упомянутые выше территориальные особенности деятельности на внутреннем рынке могут проявиться конкурентными преимуществами на внешних рынках.
Следует подчеркнуть, что перечисленные детерминанты конкурентных преимуществ действуют не изолированно, а в тесном взаимодействии друг с другом, и изменение одного может повлиять на все другие.
Своеобразным детерминантом является роль, которую играют территориальные правительства и органы управления. Эта роль не нашла отражения в «конкурентном ромбе» М. Портера по причине того, что правительство и другие органы управления могут в одностороннем порядке влиять на все детерминанты, составляющие «ромб».
Также на конкурентоспособность отдельных предприятий и целых территорий могут существенно влиять различные случайности. Основные источники их следующие:
- Новые изобретения.
Пример: Изобретение в 1920-х годах автомата перекоса лопастей винта профессором М. Юрьевым привело к возникновению новых летательных аппаратов – вертолётов, серийное производство которых смогли освоить только две страны: СССР и США. Изобретение нейлона и технологий его использования в 1940-х годах корпорацией «Дюпон» произвело переворот в текстильной и швейной промышленности и оказало серьёзное влияние не только на моду, но и на многие технические объекты.
- Технологический прорыв.
Пример: Реализация известных электронных процессов сначала на уровне электронных ламп, затем – на уровне транзисторов, затем – на уровне микросхем привела к неоднократному перемещению конкурентоспособных центров, разрабатывающих и производящих электронную продукцию. В настоящее время лидерами являются США и Япония.
- Скачки цен на ресурсы.
Пример: Нефтяные кризисы конца XX века привели к существенному перераспределению финансовых потоков. Нефтедобывающие страны стали быстро обогащаться.
- Скачки на мировых финансовых рынках или обменных курсов валют.
Пример: Ошибочная оценка и авантюризм ряда финансовых руководителей привели в 1997-1998 годах к затяжному мировому экономическому кризису, который серьёзно ухудшил покупательную способность населения Российской Федерации, но при этом увеличил конкурентоспособность российских товаров на внутреннем рынке.
- Скачки спроса.
Пример: Мода по совершенно иррациональным причинам заставляет людей выбрасывать добротные вещи, далеко не исчерпавшие свой физический ресурс, и приобретать новые, но уже другие.
- Политические решения органов управления других территорий.
Пример: Введение эмбарго, то есть наложение запрета на ввоз или вывоз какой-либо продукции с данной территории, как это сделала ООН с нефтью Ирака после войны 1991 года.
- Войны и локальные конфликты.
Пример: Войны Израиля с арабскими странами время от времени выводили из строя Суэцкий канал, в результате чего торговые суда вынуждены были доставлять грузы вокруг Африки, увеличивая сроки доставки грузов на семь и более суток и, соответственно, стоимость доставки.