Анализ управления персоналом ОАО «Брянский молочный комбинат»
«БМК» работает в соответствии с требованиями российского и международного законодательства, а также нормами ведения бизнеса, апробированными международным сообществом. В основе корпоративных стандартов деятельности компании лежат общепринятые ценности современного общества: право выбора, реализация личностного потенциала, честная конкуренция.
ОАО «БМК» - это динамично развивающаяся компания, занимающая лидирующие позиции на алкогольном рынке России.
Одной их основ успеха «БМК», на протяжении многих лет, является высококлассный коллектив профессионалов, объединенный собственным видением развития современной модели успешной, открытой и эффективной компании и работающий в рамках современных правил и принципов построения цивилизованного и ответственного молочного бизнеса.
«БМК» заинтересована в привлечении энергичных, профессиональных и ответственных специалистов, которые смогут разделить успех компании и расти вместе с ней.
«БМК» - это открытие нового. Специфика бизнеса компании позволяет каждому члену коллектива реализовать свой потенциал, достичь амбициозных целей в профессиональном развитии, обогатить свои знания в различных областях, связанных с профильной деятельностью «БМК».
«БМК» - это профессиональный рост. Бизнес-среда, в которой компания осуществляет свою деятельность, позволяет каждому сотруднику достичь намеченных им профессиональных высот. Залогом профессионального роста в «БМК» является успешная командная и индивидуальная работа каждого сотрудника, его вклад в общее развитие компании.
«БМК» - это современное управление. В ОАО «БМК» внедрены и функционируют современная система управления, эффективная структура и четко отлаженные бизнес-процессы. Система управления качеством в компании соответствует требованиям стандарта ISO.
Менеджмент «БМК» придерживается коллегиально-демократичного стиля управления, что позволяет каждому сотруднику внести свой вклад в развитие компании.
«БМК» - это сформировавшаяся корпоративная культура. Отличительные качества сотрудников компании - высокая ответственность, профессионализм, энергичность. Коллектив «БМК» стремится к постоянному совершенствованию в том, что делает наилучшим образом.
Основным подразделением, осуществляющим работу с кадрами в является отдел кадров. В связи с загруженностью отдел кадров работу по определению потребности в персонале, отбор и первичную профессиональную подготовку отдел кадров проводит совместно с руководителями отделов. Для проведения тестирования привлекается психолог, так как определение психотипов и разработка мотивационных мероприятий на их основе требуют профессионального подхода.
Перед проведением анализа действующей системы управления в организации, все способы и методы рассматриваются у руководителя «БМК».
Все приведенные данные были собраны и скомпонованы отделом кадров и архивным отделом, так как именно туда «стекается» основная информация по организации.
В компании работает три категории работников, к ним относятся:
а. Руководитель,
б. Заместители руководителя,
в. Начальники отделов,
г. Ведущие специалисты,
д. Специалисты 1 категории,
е. Специалисты 2 категории,
ж. Специалисты.
Обслуживающий персонал (оплата труда производится по 1-му разряду Единой тарифной сетки) включает в себя:
а. Дворники,
б. Уборщицы,
в. Рабочие по обслуживанию здания (оплата труда производится по 3-му разряду Единой тарифной сетки),
г. Водителей (оплата труда производится по 5-му разряду Единой тарифной сетки).
На каждого сотрудника в отделе кадров оформляется личное дело, разрабатывается должностная инструкция.
Все операции и расчеты по кадрам отражаются как документально, так и в программном комплексе «Гарант», «1С-кадры».
Прием, увольнение или перевод работников отдела, установление им должностных окладов и надбавок к ним производится по приказу руководителя, согласно утвержденного штатного расписания по представлению начальника отдела, в соответствии с трудовым законодательством.
К работникам предъявляются следующие требования:
1) Все поступившие на работу должны получить вводный инструктаж от специалиста отдела кадров о конфиденциальности, по безопасности труда и пожарной безопасности.
2) После вводного инструктажа работник получает личную карточку и инструкцию по безопасности труда и пожарной безопасности, которые он приносит на рабочее место.
3) После проведения инструктажа на рабочем месте ответственное лицо (зам. руководителя, начальник отдела) заносит сведения об этом в личную карточку инструктируемого и расписывается в ней. Затем расписывается получивший инструктаж работник.
4) По истечении испытательного срока (7 дней) вновь принятый работник вместе со своим руководителем приходит к руководителю или его заместителю, который совместно с представителем комиссии по проверке знаний по охране труда, проводят проверку знаний и оформляют это протоколом и своей подписью в личной карточке. После этого новый работник допускается к самостоятельной работе приказом по ОФК.
5) Повторный инструктаж проводится не реже двух раз в год (май-июнь, ноябрь-декабрь) с обязательной прописью в личной карточке.
6) Проверка знаний по охране труда работников ОФК проводится один раз в год с оформлением протокола, прикладываемого к личной карточке работника.
7) Перевод с одной работы на другую и совмещение профессий на длительное время оформляются приказом руководителя ОФК и проведением инструктажа на новом рабочем месте с записью в личной карточке.
8) Перевод на срок до одной рабочей смены производится с записью в журнале временных переводов с указанием профессии, на которую оформлен перевод, подписями инструктирующего и инструктируемого.
9) О каждом несчастном случае в рабочее время пострадавший или очевидец немедленно извещают руководителя отделения, начальника отдела, которые принимают меры для оказания первой помощи и доставки его в медицинский пункт.
10) Руководители организуют расследование причин несчастного случая в сроки, обусловленные законодательством. [3]
Но необходимо еще сделать анализ трудовых ресурсов по полу, возрасту, так как рекомендуется постоянно отслеживать динамику возрастной структуры по категориям сотрудников, отдельным подразделениям, специальностям. Знание этой динамики позволяет более эффективно управлять процессами планирования потребностей организации в рабочей силе, подготовки резерва, профессионального обучения, компенсации. Так как лишь 8% коллектива мужчины, а следовательно, основная точка зрения женская, то эту выборку можно не делать, но по возрасту следует провести. Возрастная группа характеризуется средним возрастом и рассчитывается как сумма возрастов всех сотрудников, разделенная на число занятых в организации.
Теперь нужно проанализировать уровень образования работников вышеуказанной организации, для этого необходимо примерно так же сгруппировать сотрудников, но уже по уровню образования.
Проанализировав уровень образованности (учитывая данные диаграммы), можно с уверенностью сказать, что образование в организации следует поднимать, поскольку уровень деятельности подразумевает под собой высокий уровень образования.
Для анализа стабильности рабочей силы и преданности (оценки лояльности) сотрудников организации исследовались следующие данные:
· Общий стаж работы;
· Продолжительность работы в конкретной организации .
После наглядного анализа по стажу и продолжительности видно, что многие сотрудники раньше работали в других местах, так как эта организация сравнительно недавно образовалась из многих похожих по профилю организаций. Люди, устроившиеся в УСЗН, переучивались, долго привыкали к коллективу и т.д. Поэтому говорить о лояльности персонала в этом случае не приходится. Очень многие до сих пор не уверены, что больше эта организация не переформируется или не распустится. Сотрудники очень осторожны, не особо стремятся выделиться, так как не уверены в продвижении по карьерной лестнице.
Анализ причин текучести определяется методом группировки на основе проведенного анкетирования в процентном отношении. Проведя анализ по предложенной методике, можно сделать вывод, что группа стабильных и удовлетворенных сотрудников составляет 44% от всех опрошенных. Удовлетворенных, но предпочитающих поиск работы в настоящее время - 12%. Группа сотрудников, неудовлетворенных и не занимающимся поиском работы, составила 18%. Группа мобильных сотрудников, испытывающих неудовлетворенность своей деятельностью в компании и предпринимающих активный поиск нового места работы, составила 26% опрошенных сотрудников.
Таблица 2 - Использование трудовых ресурсов
Показатель | 2008год | 2009 год | Отклон. от плана | В сравн. с пред.г. | |
план | факт | ||||
Среднегодовая численность госслужащих | -2 | -6 | |||
Отработано дней одним рабочим за год | -1 | +1 | |||
Отработано часов одним рабочим за год/ ч | -27 | +8 | |||
Средняя продолжительность рабочего дня,/ч | 7,7 | 7,8 | 7,7 | -0,1 | |
Общий фонд рабочего времени, чел / дн | -486 | -1038 | |||
Общий фонд рабочего времени, чел/ час | -5739 | -7993 |
На основе данных рассчитаем коэффициенты использования рабочего времени работников ОАО «БМК».
Данные свидетельствует о том, что в 2008 году в ОАО «БМК», уровень фактического фонда рабочего времени ниже планового на 5739 часов и на 7993 часов по уровню прошлого года.
Произведенные расчеты свидетельствуют о том, что имеющиеся трудовые ресурсы ОАО «БМК» использует недостаточно полно, что еще раз подтверждает наличие в организации по большей части пассивных сотрудников.
В среднем одним рабочим отработан 191 день, а не 192 как было запланировано, вследствие чего сверхплановые целодневные потери рабочего времени составили на одного рабочего 1 день, а на всех – 102 дня, или 795 часов. Внутрисменные сверхплановые потери рабочего времени: за один день они составили 0,1 ч., а за все отработанные дни всеми рабочими – 1949 часов.
В целом, по компании общие потери рабочего времени составили 2744 ч. (795+1949) или 1,8% (2744/150011).
Что касается изменения данных показателей по отношению к предыдущему году, то можно отметить положительное влияние следующего фактора – рост отработанных дней одним работником с 190 до 191 дня на человека. Данный фактор вызвал рост уровня фонда рабочего времени на 785 часов. Численность работников снизилась на 4 человека, что отрицательно повлияло на фонд рабочего времени и его уровень за счет данного фактора ниже на 8778 часов. Продолжительность рабочего дня по отношению к предыдущему году осталась без изменений.
Отчетный баланс рабочего времени (выявление причин его потерь), приведен в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ причин использования фонда рабочего времени
Наименование показателя | На одного рабочего | Отклонение от плана | ||
план | Факт | На одного рабочего | На всех рабочих | |
Календарное количество дней | ||||
В том числе: Праздничные и выходные дни | ||||
Номинальный фонд рабочего времени | ||||
Неявки на работу, всего в том числе: | +1 | +102 | ||
Ежегодные отпуска | -3 | -306 | ||
Отпуска по учебе | - | - | ||
Отпуска по беременности и родам | -1 | -102 | ||
Дополнительные отпуска с разрешения администрации | +3 | +306 | ||
Болезни | -2 | -204 | ||
Прогулы | - | +1 | +102 | |
Простои | - | +3 | +306 | |
Явочный фонд рабочего времени | -1 | -102 | ||
Продолжительность рабочего дня, ч | - | - | ||
Бюджет рабочего времени, ч | -8 | -816 | ||
Предпраздничные сокращенные дни, ч | - | - | ||
Льготное время подросткам, ч | -1 | -102 | ||
Внутрисменные простои, ч | +20 | +2040 | ||
Полезный фонд рабочего времени, ч | -27 | -2754 |
Он определяет, что большая часть потерь рабочего времени ((306+102+306)* 7,8 +2040 = 7609 ч) вызвана субъективными факторами. Они включают: дополнительные отпуска с разрешения администрации, прогулы, простои. Такие потери рабочего времени можно считать не использованными резервами увеличения фонда рабочего времени.
Для руководителей регламентируются число подчиненных и заместителей, затраты рабочего времени на закрепленные за ними виды деятельности.
Чтобы выбрать мотивационные действия нужно провести оценку мотивационной среды, которая создает необходимые стимулы для эффективной работы и достижения целей компании.
Результаты анкетирования по диагностике мотивационной среды и определению мотивационного профиля определили степень заинтересованности работников в повышении эффективности деятельности предприятия и представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Оценка признаков для мотивации работников ОАО «БМК»
Мотивационные признаки | Значимые для обслуживающего персонала | Значимые для управленческого персонала | ||||
Величина выбора | Средняя оценка | Величина выбора | Средняя оценка | Низкая оценка | ||
Стремление к получению материального вознаграждения | 83,1 | 9,84 | 32,4 | 3,6 | ||
Потребность в условиях безопасности в работе и социальный комфорт | 58,7 | 7,42 | 55,1 | 7,0 | ||
Потребность в хорошем отношении со стороны коллег | 47,6 | 6,34 | 15,3 | 5,67 | ||
Потребность в уважении со стороны руководителя | 38,2 | 5,75 | 12,74 | 5,0 | ||
Стремление к продвижению по службе | 31,9 | 3,98 | 14,8 | 4,22 | ||
Желание избегать ответственности | 24,3 | 2,47 | 0,98 | 1,0 | ||
Стремление проявить себя | 15,7 | 5,02 | 13,5 | 4,22 | ||
Потребность в осознании общественной значимости своего труда | 6,2 | 4,21 | 55,31 | 8,11 | ||
Потребность в удовлетворении от хорошо выполненной работы | 9,7 | 5,84 | 76,51 | 9,78 | ||
Желание проявить творчество в работе | 7,5 | 4,05 | 43,58 | 5,22 |
Выяснилось, что материальная заинтересованность является одним из основных мотивов трудовой деятельности обслуживающего персонала (82% голосов), а для управленческих работников самым значительным мотивом является потребность в удовлетворении от хорошо выполненной работы.
Вторым значимым мотивационным признаком у персонала УСЗН является потребность в условиях безопасности в работе и социальном комфорте в коллективе (60%). Потребность в хорошем отношении со стороны коллег наблюдается у 49%, а потребность в уважении со стороны руководителя выявлена у 37%.
Желание избегать ответственности наблюдается в основном у 25% работников, к которым относятся технички и подсобные рабочие.
Мотивационный признак - стремление к получению материального вознаграждения, выявлено у 33% управленческих работников, что говорит о том, что они в принципе довольны оплатой труда и на первом месте у них стоят другие мотивационные признаки: 43% управленческого персонала проявляют желание проявить творчестве в работе.
Руководитель же, со своей стороны, хотели бы видеть главным мотивом у подчиненных - удовлетворение от хорошо выполненной работы (78%), потребность в условиях безопасности и потребность в осознании общественной значимости труда работников (56% получили оба мотива).
Таким образом, обнаружилось несовпадение взглядов на мотивацию у руководителя и подчиненных ОАО «Синергия».
Для полноты обзора этого факта, можно проанализировать насколько отличаются виды поощрений персонала. Это проводится для того чтобы увидеть, как на практике будут различаться желаемые поощрения от фактических.
Проведенный анализ, показывает, как отличается мышление руководства и персонала. На основании полученных экспериментально данных, можно сделать вывод, что в целом в ОАО «Синергия» действующая система управления персоналом требует изменения и разработки рекомендаций по ее улучшению.
Выбор мотивационных мероприятий обычно определяет руководитель со специалистом по кадрам и службой психологической поддержки.