Общие рекомендации по работе с группами X, Y и Z
Механизм XYZ - классификации
XYZ-классификация проводится совместно с АВС-классификацией, но не имеет универсального характера. В качестве исходных данных для проведения XYZ-классификации используются объемы продаж товаров по периодам. В результате расчетов получают коэффициент вариации спроса. Этот показатель характеризует продажи товаров, их устойчивость или нестабильность в течение периода времени.
Этапы XYZ-классификации.
Этап 1. Выбор временного периода и сбор данных для исследования.
Для расчетов можно использовать ежедневные, понедельные, ежемесячные или поквартальные продажи товаров. В качестве критерия классификации используется объем продаж. При этом необходимо определить количество периодов.
Этап 2. Составление таблицы XYZ-классификации.
Этап 3. Расчет коэффициентов вариации и упорядочение их в порядке возрастания.
Для расчета коэффициента вариации используют формулу, которая представляет собой отношение значения среднеквадратического отклонения числового ряда к среднеарифметическому значению (1).
(1)
где хi – i-e значение спроса по периодам;
n – количество периодов.
– среднеарифметическое значение спроса.
После расчета коэффициента вариации по каждой позиции, осуществляется сортировка полученных результатов в порядке возрастания значений коэффициента вариации. Затем анализируемую номенклатуру товаров делят на группы.
Этап 4. Деление на группы «X», «Y» и «Z».
Для разделения на группы часто используют классическую шкалу. Тогда в группу Х попадают товары со значением коэффициента вариации в пределах от нуля и меньше 10%. В группу Y включаются товары со значением коэффициента вариации больше или равные 10%, но меньше 25%. В группу Z – товары со значением коэффициента вариации больше или равные 25%.
Опыт показывает, что классический алгоритм деления на группы «X», «Y» и «Z» в настоящее время не отражает реального положения в производственной и торговой сферах. Результаты проведения классификации для производственных и торговых предприятий показывают, что в практике не встречаются товары с коэффициентом вариации равным 10%, а чаще всего наименьший коэффициент вариации от 20 до 28%. Следовательно, группа Х оказывается пустым множеством, в группу Y попадает 1-2 позиции ассортимента, а в группу Z – весь остальной ассортимент.
Таким образом, классический алгоритм классификации не может быть использован в практике, поэтому следует разработать новый алгоритм разделения на группы. К примеру: группа Х – коэффициент вариации от 0 до 20%; группа Y – от 20% до 40%; группа Z – больше 40%.
Кроме того, можно воспользоваться средним значением коэффициента вариации. Согласно этому алгоритму в группу Х входят товарные позиции с показателем коэффициента вариации меньше среднего значения. В группу Y коэффициент вариации в диапазоне среднего значения (V=Vср). И в группу Z – позиции с показателем коэффициента вариации, превышающим среднее значение. Можно также использовать при разделении на группы экспертные оценки или метод построения кумулятивной прямой.
Этап 5. Выработка управленческих решений.
Результатом использования XYZ-классификации может быть снижение уровня запасов, поэтому этот метод используется преимущественно при управлении запасами.
Принятие решений после проведения классификации основывается на современных подходах к управлению запасами, которые будут рассмотрены в следующем вопросе.
Линейность-нелинейность как закономерность функционирования логистических систем. Еще детерминированность и стохастичность.
Общие рекомендации по работе с группами X, Y и Z
Рекомендации по использованию результатов XYZ-классификации основаны на современных подходах к управлению запасами. В настоящее время существует три подхода к управлению запасами: максимизация, оптимизация и минимизация уровня запасов. Исторически развитие подходов
Максимизацию уровня запасов можно использовать в связи с вероятностью дефицита отдельных товарных позиций и нестабильной внешней средой. Этот подход рекомендует создание большого резервного запаса для снижения коммерческого риска.
Оптимизации уровня запасов. Основная цель – уменьшение совокупных затрат на создание и поддержание запаса. Для этого используются математико-статистические методы расчета уровня запасов на складе и размеров заказываемой партии товаров.
Минимизация запасов. Главное в минимизации это акцент на налаживание взаимоотношений с поставщиком, чтобы товары поступали в точно назначенное время.
Согласно этому подходу запас – это ширма, за которой скрываются недостатки в планировании или признак существующей конфликтной ситуации внутри предприятия и в цепи поставок. Следовательно, это явление, которое позволяет предприятию функционировать, не решая проблемы, вызывающей запас. При минимизации запасы сокращаются за счет своевременной поставки товаров от поставщиков.
Таким образом, при управлении запасами на предприятии следует использовать разные подходы к отдельным группам товаров в зависимости от ситуации на рынке или надежности доставки товарных партий от поставщиков.