Группа «Нормативно-производственные параметры»
В процессе оценки конкурентоспособности товара прежде всего анализируются показатели качественных параметров, таких как нормативно-производственные и потребительские. К группе нормативно-производственных параметров относятся патентная чистота изделий, соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам.
Анализ нормативно-производственных параметров начинают с исследования патентной чистоты изделия, затем устанавливается соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам, их границам. В случае, если установлено несоответствие патентной чистоты изделия или несоблюдение стандарта, то изделие не может быть рекомендовано для удовлетворения существующей потребности.
Для оценки уровня нормативно-производственных параметров используется специальный показатель, который имеет только два значения — 1 или 0. Если изделие соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет, то 0. Общий показатель по нормативным параметрам (/н„) рассчитывается как произведение частных показателей по данному параметру:
, (9.2)
где qi — частный показатель по /-тому нормативному параметру;
п — число нормативных параметров, подлежащих оценке.
Как видно, если один из частных показателей будет равен 0, то общий показатель также будет равен 0, значит, товар в этом случае является неконкурентоспособным.
2 группа «Потребительские параметры» Потребительские параметры характеризуют потребительские свойства товара. По виду потребительских свойств выделяют:
• показатели назначения;
• эргономические показатели;
• показатели надежности;
• показатели безопасности;
• экологические показатели;
• эстетические показатели.
Показатели назначения включают следующие группы показателей:
• функциональная пригодность;
• взаимозаменяемость;
• совместимость.
В состав эргономических показателей входят:
• антропометрические: характеризуют соответствие изделия типичным размерам и форме человеческого тела и его отдельных частей;
• физиологические: характеризуют соответствие изделия физиологическим особенностям человека — его силовым, скоростным и энергетическим возможностям;
• психофизиологические: характеризуют соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека — порогу слуха, зрения, осязания;
• психологические: определяют соответствие изделия психологическим особенностям человека — особенностям формирования и закрепления навыков, восприятия, памяти, мышления. Показатели соответствия изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам учитываются, например, при конструировании органов управления приборами, в частности, при определении направления их поворота (влево, вправо, вниз, вверх, по часовой стрелке или наоборот). Допустим, конструкция регулятора громкости, при которой поворот по часовой стрелке означает увеличение громкости, а против — уменьшение, соответствует нашим закрепленным навыкам, поэтому обеспечивает
• выполнение психологических требований;
• гигиенические: характеризует способность материалов и изделий поддерживать параметры организма человека и предметной среды, в которой он находится, на уровнях, обеспечивающих ему ощущение комфортности.
Показатель надежности как комплексный показатель включает показатели:
• безотказности;
• долговечности;
• сохраняемости;
• ремонтопригодности.
Показатели безопасности включают:
• показатели механической безопасности;
• показатели термической безопасности;
• показатели электрической безопасности;
• показатели электромагнитной безопасности;
• показатели химической безопасности;
• показатели биологической безопасности;
• показатели радиационной безопасности;
• показатели пожарной безопасности;
• показатели взрывобезопасности.
Экологические показатели характеризуют способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации (потреблении) и утилизации.
Номенклатура эстетических показателей включает:
• информационную выразительность;
• рациональность формы;
• композиционную целостность;
• совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.
Потребительским параметрам присваиваются весовые значения, составляющие в сумме единицу по группе параметров. При определении относительных весов параметров может быть использован метод экспертных оценок.
Далее определяют параметрический индекс по каждому параметру по формулам:
(9.3)
(9.4)
где Pj — значение j- того параметра оцениваемого товара;
Pjk — значение параметра товара-образца.
Из формул (9.3) и (9.4) выбирают ту, при которой повышению значения параметрического индекса соответствует улучшение потребительских свойств товара.
Сводный индекс по потребительским параметрам рассчитывается по формуле:
3 группа «Экономические параметры»
Экономические параметры характеризуют экономические свойства товара — составляющие цены потребления.
Экономическим параметрам присваиваются весовые значения, составляющие в сумме единицу по группе параметров. При определении относительных весов параметров может быть использован метод экспертных оценок.
Далее определяют параметрический индекс по каждому экономическому параметру как отношение значений параметра товара и образца.
Сводный индекс по экономическим параметрам определяется по формуле:
Интегральный показатель относительной конкурентоспособности товара рассчитывается по формуле:
Расчет можно представить в форме таблицы 9.1.
Если интегральный показатель относительной конкурентоспособности изделия превышает единицу (К> 1), то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К< 1, уступает, если К= 1 — находится на одинаковом уровне.
Пример оценки конкурентоспособности товара представлен в таблице 9.2.
Интегральный показатель относительной конкурентоспособности равен 1,121. Анализируемый товар на 12,1 % превосходит по конкурентоспособности товар-образец, что свидетельствует о целесообразности его пребывания на данном рынке.
Несмотря на то, что в практике оценки конкурентоспособности наиболее распространен метод расчета интегрального показателя уровня конкурентоспособности товара, существуют и находят свое практическое использование и другие методы оценки. В таблице 9.3 представлена классификация методов оценки конкурентоспособности товаров.
Представим характеристику отмеченных в таблице 9.3 методов оценки конкурентоспособности товара.
Прямые методы
Прямые методы основаны на определении соотношения «качество/цена». Примером является представленный выше метод расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара. Прямые методы наиболее распространены в практической деятельности предприятий.
Косвенные методы
Косвенные методы опираются только на показатели качества товара. Отсутствие в расчетах оценки конкурентоспособности цены позволяет только косвенно судить о конкурентоспособности товаров. Косвенные методы могут использоваться только тогда, когда цены конкурирующих товаров имеют близкие значения.
Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления
Данные методы используются для определения прогнозной оценки конкурентоспособности новых товаров. При этом на единой испытательной базе исследуют свойства проектируемого товара и товара-образца (лучшего аналога на данном рынке), что обеспечивает требуемую сопоставимость результатов измерений. В качестве показателя конкурентоспособности применяется комплексный показатель качества.
Методика определения комплексного показателя качества товаров состоит из следующих этапов:
1) установление номенклатуры показателей качества товара;
2) определение численных значений показателей качества товара;
3) установление значимости показателя качества товара;
4) расчет комплексного обобщенного показателя качества товара.
На этапе определения численных показателей качества товара устанавливают абсолютные и относительные показатели качества.
Абсолютный показатель качества представляет собой фактическое значение показателя качества и выражается в натуральных единицах измерения (кг, м, баллы).
Относительный показатель качества представляет отношение абсолютного показателя оцениваемого образца товара к абсолютному показателю товара-аналога.
Относительный показатель качества (q) рассчитывается по формулам:
Из формул (9.8) и (9.9) выбирают ту, при которой повышению значения относительного показателя качества соответствует улучшение качества товара.
На этапе установления значимости показателя качества товара ему присваивается весовое значение. В сумме весовые значения всех используемых показателей качества составляют единицу. При определении относительных весов показателей качества может быть использован метод экспертных оценок.
Расчет комплексного показателя качества может производиться по формуле: средневзвешенной арифметической:
средневзвешенной геометрической:
При комплексной оценке нужно учитывать, что для большинства товаров существуют такие показатели качества, низкое значение которых не может быть компенсировано высоким значением других показателей. В этом случае применяют формулу среднего взвешенного геометрического показателя, которая предупреждает «перекрытие» одних показателей другими.