L - предельная полезность денег. Показывает, какую полезность приносит потребителю дополнительная денежная единица, вложенная в любое из благ
Тема III. Теория поведения потребителя
Понятие полезности. Количественный и порядковый подходы к анализу полезности.
Количественный подход: общая и предельная полезность; I и II законы Госсена. Особенности потребительского выбора.
Порядковый подход: аксиомы потребительских предпочтений; кривые безразличия, их свойства и виды для различных категорий товаров; предельная норма замещения; бюджетное ограничение; равновесие потребителя.
Связь порядкового и количественного подходов.
Реакция потребителя на изменение цен и дохода: кривые “цена-потребление”, ”доход-потребление”, кривые Энгеля. Эффекты дохода и замещения – подходы Хикса и Слуцкого.
Раздел 1.
Полезность (Utility) – уровень удовлетворения, получаемый при потреблении благ.
Количественный [кардиналистский] подход к анализу полезности: потребитель способен поставить в соответствие каждому набору благ получаемый уровень полезности (абсолютная шкала измерения); полезность измеряется в условных единицах (ютилах).
Порядковый [ординалистский] подход к анализу полезности: потребитель способен упорядочить все наборы по уровню получаемой полезности; конкретное значение полезности, соответствующее потребительскому набору, не имеет значения (относительная шкала измерения); полезность не имеет единиц измерения.
Раздел 2.
Количественный подход
Функция полезности: U = F(QA,QB, … ,QZ)
U – уровень полезности, QA,QB,…,QZ – объемы потребления в единицу времени благ A, B, … Z соответственно (потребительский набор).
Общая полезность: TU(Q) (Total Utility) – общий уровень полезности, получаемый при потреблении некоторого количества благa Q.
Предельная полезность: MU (Marginal Utility) – прирост полезности, получаемый от потребления дополнительной (последней) единицы блага.
для дискретно заданной функции TU(Q)
для непрерывной и дифференцируемой функции TU(Q)
-
для функции TU(QA,QB)
Геометрически: MU(Q0) = tg a0
Предположения:
- потребитель располагает ограниченным доходом (I), который весь расходует;
- потребитель рационален, т.е. стремится максимизировать полезность;
- цены благ (P) заданы и не зависят от количеств (Q), потребляемых отдельным потребителем;
- блага бесконечно делимы.
I закон Госсена
Часть 1 (принцип убывающей предельной полезности):
При увеличении объема потребления блага полезность, получаемая от каждой дополнительной единицы этого блага (предельная полезность), снижается.
Принцип является одной из причин действия закона спроса: получая все меньшую и меньшую полезность от каждой дополнительной единицы блага, потребитель готов платить за нее все меньшую и меньшую цену.
Часть 2:
Полезность, получаемая от одной и той же единицы блага, снижается при каждом последующем акте потребления.
Равновесие [оптимум] потребителя – состояние, в котором потребитель тратит весь свой доход и получает максимальную полезность. Стремясь достичь состояния равновесия, потребитель оценивает не только получаемую полезность, но и цены благ.
II закон Госсена
(условие равновесия потребителя в количественной теории полезности)
Для потребителя, находящегося в состоянии равновесия, полезность, получаемая от расходов последней денежной единицы, одинакова, независимо от того, на какое из благ она была израсходована.
|
Примечание: отношение MU/P называют взвешенной предельной полезностью блага.
|
l - предельная полезность денег. Показывает, какую полезность приносит потребителю дополнительная денежная единица, вложенная в любое из благ.
|
Замечание 2: Для потребителя, находящегося в состоянии равновесия, отношение предельной полезности двух благ равно соотношению их цен.
Замечание 3: При изменении в одинаковой пропорции дохода и цен на все товары потребительский выбор не изменится (т.к. не изменится условие бюджетного ограничения I = P1×Q1 + P2×Q2 ).