Положительные и отрицательные характеристики прямой рекламы
Достоинства | Недостатки |
Передача информации на любые расстояния, в недоступные районы | Высокая стоимость производства и рассылки рекламы |
Оценка результативности кампании по числу обратившихся после нее клиентов | Только один контакт при негативной реакции получателя на рекламное обращение |
Личностный конфиденциальный характер | Обилие рекламы вызывает раздражение |
Отсутствие ограничений по объему и формату передаваемой информации | Трудоемкость создания и корректировки списков клиентов |
График распространения наиболее удобен для рекламодателя | Много разосланных обращений пропадет напрасно |
Отбор адресатов | |
Отсутствие рекламы конкурентов в момент контакта | |
Оперативность |
Реклама в прессе
Газеты – рекламные обращения в газетах при относительной дешевизне достаточно кратковременны по воздействию, имеют более низкое качество воспроизведения и незначительную долю «вторичных» читателей. (три вида рекламных объявлений в газетах: объявления в рамках, мелкие строчные объявления (стоимость – по числу слов, строк), рекламные вкладыши).
Реклама в журналах и периодических изданиях более избирательна, «прицельна» (географически, демографически, профессионально, социально и т.п.), обладает более высоким качеством воспроизведения рекламных материалов, большим сроком существования и числом «вторичных» читателей, но более дорога и не дает возможности для оперативных обращений к аудитории.
Реклама на радио (радиообъявления, радиоролики, радиожурналы, радиорепортажи).
Реклама по радио предоставляет большой диапазон выбора времени вещания (часто станции работают круглосуточно), тематики и, следовательно, аудитории программ, возможность выхода с оперативной информацией. Данный тип рекламы имеет относительно невысокую стоимость, что немаловажно. Однако невозможность использования видеоряда значительно ограничивает способы воздействия на аудиторию. В отдельных случаях, учитывая специфику товара, размещение рекламы на радио бывает практически невозможно.
Реклама на телевидении (рекламные ролики, рекламные телепередачи, телеобъявления, телевизионная заставка).
Эффективно воздействует на аудиторию и через изображение, и через звук, имеет высокий уровень охвата, огромное разнообразие тематики программ и, следовательно, аудиторий. Вместе с тем при всей своей привлекательности реклама на телевидении дорога, вследствие чего данный носитель используется в основном при рекламе товаров личного потребления массового спроса.
Реклама на месте продажи
Реклама на месте продажи - это канал распространения рекламной информации, который находится в непосредственной близости к потребителю на момент принятия решения о покупке, предполагающий активное использование практически всех средств создания рекламного обращения.
На месте продажи активно используются декоративные средства (бумажные маркизы и палатки, стенды, которые крепятся на полках и между ними, стойки на прилавках, экспозиционные стеллажи), печатная продукция и средства предметной рекламы (полиэтиленовые «фирменные» пакеты встречаются чаще всего), возможно привлечение акустической и визуально-зрелищной рекламы.
Наружная реклама представляет собой рекламные объявления, расположенные за пределами торговых точек в местах возможного нахождения, перемещения и скопления членов контактной аудитории (щиты разного рода, вывески, витрины, козырьки, информация на транспорте и т.п.). Здесь фактически объектом рекламного воздействия становятся прохожие, принадлежность части которых к целевой аудитории можно только предполагать.
Как наружная реклама, так и реклама на местах продажи охватывает все виды рекламы (информативную, увещевательную, напоминающую). И в том и в другом случае обеспечивается высокая частота повторных контактов, наглядность и т.п. Однако, хотя и в разной степени, здесь недостаточно четко обеспечивается избирательность аудитории. Кроме того, есть некоторые специфические ограничения творческого характера.
Новые носители рекламы.
Новые носители информации позволяют разнообразно сочетать уже имеющиеся рекламные средства и каналы, достигая, тем самым, большей эффективности воздействия. Электронный телефонный справочник, компьютерные сети, реклама на одежде, голограммы - это только некоторые из новых возможностей, которые будут развиваться
Рекламодатели активно используют новую форму реализации рекламного средства в виде художественных фильмов - кинопроектов «продукт плейсмент» (product placement).
Примеры использования продукт плейсмент.
В США концепция кинопроект появилась в 40-х гг., когда в рамках государственной кампании по охране здоровья был создан персонаж мультфильма, демонстрирующий полезность консервированного шпината. Этот продукт придавал герою удивительную силу, помогающую победить врага и завоевать сердце красавицы. Следствием рекламной находки был необычайный рост потребления шпината.
Российская серия фильмов «Особенности национальной...» являются отечественным примером реализации проектов product placement. Среди телевизионных отечественных сериалов можно назвать «Убойный отдел», где персонаж выбирает среди «обычного» пиво «Бочкарев», едва ли не говоря при этом, что оно правильное. Рекламным агентством ТВИН Медиа, работающим в области проектов product placement, планируется создание ассоциации «product placement» рекламодателей и студии, наподобие ассоциации ERMA в Голливуде, курирующей контракты и участие марок в фильмах.
Существуют различия и в режимах правового регулирования рекламы, размещаемой на разных носителях. Таким образом, обеспечение результативности и эффективности использования рекламы является достаточно сложной задачей, решение которой требует анализа и оценки значительного массива информации.
5. Определение идеи и разработка рекламного обращения
1)Замысел рекламы должен носить творческий характер, эффективные рекламные обращения должны содержать уникальные предложения или¸ по меньшей мере, сами быть уникальны.. Если товар новый, то идеи могут быть связаны с уникальностью товара. Если товар не новый, то реклама может основываться на его привлекательных, но неизвестных потребительских свойствах.
Идея должна сделать рекламу привлекательной для целевой аудитории. Для этого необходимо очень хорошо знать ее потребности. Так, на основе пирамиды потребностей по Маслоу можно подойти к решению данной проблемы следующим образом:
Товар | Потребность | Главная идея |
Небольшой дом | Физилогическая | Недорогое жилье для семьи, небольшое, но добротное |
Сигнализация для квартиры | Самосохранение (безопасность) | Спасение квартиры от грабителей: «Подумайте о жене и детях» |
Духи | Социальная | Продемонстрируйте вашей возлюбленной свое внимание в день 8 марта |
Дорогой автомобиль | Самоуважение | Представьте только, как он будет выглядеть перед домом или офисом |
Билет на концерт симфонического оркестра | Самовыражение | Только приобщение к миру высокого искусства дает вам возможность себя духовно обогатить |
Далее разрабатывается само рекламное обращение. При этом обращают внимание на стиль, тон, слова и форму реализации обращения. Привлечение внимания - главное в рекламном тексте. Для этого в телерекламе следует одновременно воздействовать как на органы зрения, так и слуха. Этим целям должны соответствовать начальные изобразительный и звуковой ряды рекламного обращения.
Специалисты по рекламе отмечают, что она должна быть эстетически выдержанной и приятной. Но практика полна исключений. Многие «прилизанные» рекламные обращения, в которых вниманию потребителей не за что «зацепиться», быстро забываются (если их не передают или показывают по многу раз на дню). А вот телевизионная реклама определенной марки пива, в которой одетый молодой человек не слишком приятной наружности купался в ванне с пивом, запомнилась многим телезрителям надолго.
После того как рекламное обращение привлекло внимание, оно должно создать интерес. Потребитель смотрит в рекламное объявление, и теперь необходимо удержать его внимание, чтобы не потерять его как покупателя. Поэтому с потребителем следует говорить о его проблемах и потребностях. Интерес - это мостик между вниманием и доверием. Существует несколько способов создать и удержать интерес. Можно использовать персонажей из известных фильмов и другие визуальные образы, элементы рассказа, оригинальные рубрики, диаграммы или таблицы.
Потребитель должен вчитаться в обращение. При быстром просматривании рекламы любой человек, как правило, прочитывает только первые семь слов текста. Остальное зависит от этих семи слов.
Интерес и доверие к рекламе повышаются, когда ее содержание соответствует взглядам, жизненному опыту, денежным возможностям и другим характеристикам потребителей. В этом плане наилучший эффект достигается, когда рекламная кампания ориентирована на определенные сегменты потребителей и применяются СМИ, наиболее часто ими используемые.
Следующий шаг - создание доверия. Приводимые данные, например, контрольных испытаниях товара, должны быть правдивыми. Доверие к рекламе может возрастать, если в ней участвует авторитетный человек.
Чтобы усилить желание потребителя иметь товар, необходимо его информировать о пользе товара. Каждое новое полезное свойство должно усилить желание, поскольку это свойство совпадает с реальной или воображаемой потребностью потребителя. Даже если у товара существует только одно полезное свойство, оно должно быть представлено так, чтобы потребитель поверил в него и понял, что оно применимо к его потребностям.
Необходимо стремиться побудить потребителя сделать что-нибудь или, по крайней мере, согласиться с призывами рекламы. Действие может быть совершено немедленно или в будущем. Побуждение к действию может быть прямым; «Посетите нашу распродажу 15 мая» или косвенным: «Приятно отправляться в полет среди друзей». Побуждение к действию обязательно должно быть заложено в тексте.
Все рекламные тексты состоят из ряда элементов или компонентов.
Главным привлекающим внимание элементом текста обычно является заголовок.
Заголовок выполняет шесть функций. Во-первых, он должен привлекать внимание. Во-вторых, заголовок должен выбирать своего читателя, для чего аудиторию классифицируют по определенным признакам и обращаются к молодым, женщинам, богатым и т.п. В-третьих, заголовок должен вводить читателя в главную часть текста. В-четвертых, в заголовке должна полное отражение идея рекламного обращения. Заголовок создает настроение и образ, предлагает сделать покупку и называет марку товара, В-пятых, заголовок должен обещать пользу покупателю от покупки. В-шестых, в заголовке должно быть отражено то новое в товаре, что интересует читателя. Потребителя интересуют новые товары, новые способы применения старых товаров или усовершенствования последних. Следовательно, слова, подразумевающие это новое, увеличивают читаемость сообщений и должны использоваться как можно шире. Среди этих слов можно использовать: «усовершенствованный»; «революционный», «только что полученный», «важный шаг вперед» и т.п.
O важности правильного составления заголовков говорит тот факт, что число людей, читающих заголовок, в пять раз превышает число читающих основной текст.
Хорошие заголовки можно распределить на пять основных типов: о полезных свойствах, провоцирующие, информативные, вопросительные и содержащие команду. Заголовки о полезных свойствах товара дают читателю прямое обещание таковых. Провоцирующие заголовки составлены так, чтобы вызвать у читателя любопытство и желание прочитать основной текст. Заголовки информативного типа включают слова «как сделать», кроме того, это заголовки, в которых делается заявка на новую информацию — скажем, о ценности товара. Вопросительные заголовки могут быть опасными. Если задается вопрос, на который читатель может легко ответить или дать отрицательный ответ, то оставшаяся часть сообщения вряд ли будет прочитана. Представьте такой заголовок: «Вам нравится еда?» Читатель ответит: «Конечно», — и не будет читать дальше. Заголовок, содержащий команду, приказывает что-то сделать и поэтому может показаться негативным, но потребитель обращает внимание на такие заголовки. Например: «Соблюдайте правила дорожного движения. Жизнь, спасенная вами, может оказаться вашей собственной».
ЗАГОЛОВОК ! Подзаголовок |
ИЛЛЮСТРАЦИИ |
ТЕКСТ |
Пояснение |
Торговая марка |
Реквизиты Рекламный лозунг |
Рисунок - Структура рекламного обращения
Можно предложить следующие главные правила создания хорошего заголовка:
1. В заголовок должна быть заложена идея личной выгоды потребителя.
2. Необходимо придать заголовку характер новости (новый товар, новые его качества, дополнительные услуги и т.п.).
3. Притягательная сила заголовка повышается, когда он не просто вызывает любопытство, а сочетает его с идеей личной выгоды и новизны.
4. Заголовок не должен носить нереальный, хвастливый и неопределенный характер («Мы обуем всю страну», «Мы пришли, чтобы решить ваши проблемы»).
5. В заголовке надо внушить потребителю мысль, что последний нашел простой и эффективный способ получения того, что он желает. Пример из рекламы автомобилей. «Одно из редких мест, дающих чувство безопасности».
Подзаголовок должен подкрепить заголовок и тему сообщения. Для некоторых подзаголовков может потребоваться даже больше места, чем для заголовка, поскольку они сообщают больше информации и требуют больше слов. Подзаголовок может располагаться как под, так и над заголовком.
Основной текст рекламного сообщения содержит полную информацию. Он является логическим продолжением заголовка и подзаголовков, связан с темой рекламной кампании, с интересами потребителя и призван объяснять» как рекламируемый товар может удовлетворить какую-то потребность. Текст должен быть составлен так, как если бы его автор беседовал с одним человеком.
Текст может быть составлен в самых различных стилях. Наиболее широко распространены: прямое изложение фактов, повествование, самоописание диалог/монолог, включение иллюстраций, оригинальный жанр.
При прямом изложении фактов текст непосредственно разъясняет смысл заголовка и иллюстраций или развивает его, не скрывая своей коммерческой направленности. В такой рекламе подчеркивается, почему именно этот товар должен купить потребитель.
В повествовательном тексте рассказывают какую-нибудь историю. В ней обозначается проблема и предлагается ее решение при помощи конкретных свойств рекламируемого товара.
Иногда рекламодатель использует стиль самоописания. Это обычно делается в том случае, когда продается идея достоинства организации в противоположность конкретным свойствам товара. Наиболее часто к этому стилю прибегают банки, страховые компании, общественные службы и крупные промышленные организации.
Текст в стиле диалога/монолога восполняет недостаток доверия, которым иногда страдают повествовательные объявления. Персонажи, показываемые в таких сообщениях, сами осуществляют продажу, демонстрируя полезные свойства товара; часто используются жанровые сценки («Тетя Ася приехала!»).
Иногда бывает проще рассказать историю при помощи серии рисунков иллюстраций. В этом случае мы имеем дело с изобразительным стилем, в текст включены иллюстрации. Этот стиль чаще всего оправдан для рекламы товаров, имеющих разнообразные способы применения или продающихся в различном исполнении.
Оригинальный жанр характеризуется обилием каламбуров, юмора, и т.п. Юмор помогает быстро сделать рекламу запоминающейся, кроме он помогает разрушить стереотип в восприятии товара, отрицательно влияющий на его продажу.
Реквизиты идентифицируют рекламодателя. Они могут включать марку продукта, логотип» название фирмы и ее адрес. Реквизиты должны представляться в четком, различимом и привлекательном виде.
Иллюстрации представляются в виде фотографий, рисунков, графиков, таблиц. Важность иллюстрации определяется прежде всего тем, что потребитель скорее запоминает иллюстрацию, нежели другие элементы рекламы.
Пояснения к иллюстрации объясняют содержание сложной иллюстрации. Обычно помещаются под иллюстрацией, но могут оказаться сбоку или даже внутри нес.
Рекламный лозунг (слоган) является необязательным элементом рекламного сообщения. Он, в идеале, состоит из короткой фразы, выражающей суть или особенности марки товара. Например, фирма «Филипс» создала серию рекламных материалов с лозунгом компании: «Изменим жизнь к лучшему!»
Для печатного рекламного сообщения важное значение имеют его месторасположение (рис. 4) и размеры (табл).
28% | 33% |
16% | 23% |
Рисунок - Процент внимания читателей рекламы в зависимости от ее расположения на газетной полосе
Таблица - Влияние размера рекламного сообщения на число заметивших его читателей
Размер объявления | Процент читателей, его заметивших |
Часть страницы Одна страница Двухстраничный разворот |
Лучшее место для рекламы - правый верхний угол правой полосы, худший - левый нижний угол левой полосы. Эти данные основаны на анализе маршрута чтения среднестатистического читателя, который начинается в правом верхнем углу газетной полосы и заканчивается - в левом нижнем. Позиция для рекламы может быть также выгодной на полосе рядом с важными, сенсационными, скандальными материалами.
Необходимо сделать все возможное для выделения рекламного объявления (обвести в рамку, оставить свободное пространство при минимуме текста, подобрать броский шрифт и рисунок).
Необходимо также проанализировать, какие другие объявления, газетные материалы окружают рекламное объявление. Например, не следует рекламировать пищевые продукты рядом с объявлениями врачей или с текстами о средствах против ожирения, рядом с сообщениями о похоронах, на спортивной странице неуместна реклама косметики и т.п.
Стиль обращения может быть различным, например:
1) зарисовка с натуры (представление персонажей, использующих товар в обыденной обстановке);
2) демонстрация технического и профессионального опыта в производстве товара (так, в рекламе кофе «Чибо» показывают работницу, тщательно перебирающую кофейные зерна);
3) использование научных данных (например, реклама зубной пасты «Бленд-а-мед» оперирует научными данными, чтобы убедить в превосходстве этой пасты в борьбе с кариесом);
4) использование свидетельств в пользу товара (рекламу представляет заслуживающий доверия или вызывающий симпатию источник информации, который одобряет товар);
5) создание настроения или образа (вокруг товара создается особое настроение или образ, скажем, красоты, любви или безмятежности). Тон обращения часто выбирают позитивным. Слова следует найти запоминающиеся, привлекающие внимание.
6) использование символического персонажа. Создание персонажа, олицетворяющего товар.
6. Выбор конкретных носителей рекламы и определение сроков проведения рекламной кампании
Выбор конкретных носителей рекламы осуществляется на основе оценки их рентабельности. Например, если объявление должно появиться в журналах, специалист изучает данные об их тиражах и расценки на объявления. Затем он оценивает журналы по таким показателям, как достоверность, престижность, наличие региональных изданий и изданий с профессиональным уклоном, качество полиграфического исполнения, редакционная политика, длительность сроков заказа и психологическое воздействие на читателей. На основе такой оценки принимается решение, какие журналы имеют нужные показатели. Важным является показатель стоимости рекламы в расчете на 1000 человек. Если объявление в газете стоит 1500 руб., а расчетный круг читателей — 500 тыс. человек, стоимость рекламы в расчете на 1000 читателей составит 3 руб. Специалист по рекламе ранжирует носителей рекламы по показателю стоимости в расчете на 1000 читателей и отдает предпочтение изданиям с наиболее низкими расчетными ставками.
График использования средств рекламы. Рекламодателю предстоит составить временной график размещения рекламы в течение года с учетом факторов сезонности и ожидаемых конъюнктурных изменений. Предположим, сбыт того или иного товара достигает своего пика в декабре и спадает в марте. Продавец может давать интенсивную рекламу с декабря по март, может размещать ее в мае — июне, добиваясь роста сбыта в это время года.
7. Оценка эффективности рекламной кампании
Для оценки рекламной программы необходимо осуществлять замеры коммуникативной и торговой (экономической) эффективности.
Определение коммуникативной эффективности – это диагностика способности конкретного рекламного обращения передавать целевой аудитории намеченные сведения или формировать желательную для рекламодателей точку зрения.
В качестве показателей торговой эффективности рекламы можно использовать:
1) дополнительный объем продаж под воздействием рекламы:
ОПД = (ОПср – ОПс )*Д,
где ОПД – дополнительный объем продаж под воздействием рекламы;
ОПс- реднедневной объем продаж до начала рекламной кампании (руб.);
ОПср.– среднедневной объем продаж за период проведения рекламной кампании(руб.);
Д – количество дней учета объема продаж за период проведения рекламной кампании.
2) рентабельность рекламы:
Р = П/З *100
где Р – рентабельность рекламирования товара;
П – прибыль, полученная в результате проведения рекламной кампании (руб.);
З – затраты на рекламу товара (руб.).
3) Уровень достижения цели рекламы:
Э = ,
где Э – уровень достижения цели рекламы (%);
- фактическое изменение прибыли за рассматриваемый период действия рекламы (руб.);
- планируемое изменение прибыли за рассматриваемый период действия рекламы (руб.);
З – затраты на рекламу в рассматриваемом периоде (руб).
По мере увеличения количества телеканалов, сокращения темпов роста населения, развития информационных технологий эффективность рекламы будет снижаться.
Стимулирование сбыта
Реклама привлекает внимание потребителей к товару, вызывает желание его приобрести. Но нужны дополнительные стимулирующие воздействия, чтобы желание превратилось в реальную покупку товара, добиться устойчивого долговременного сбыта.
На это направлена следующая составляющая коммуникационной политики - стимулирование сбыта (sales promotion) – инструмент коммуникационной политики, который представляет собой систему побудительных мер и приемов, носящих, как правило, кратковременный характер и направленный на поощрение покупки или продажи товара..
При разработке программы стимулирования сбыта выделяют два главных вопроса — кого необходимо стимулировать и какими способами следует делать это.
Объектами стимулирующих воздействийявляются потребители, торговые посредники, собственный персонал.
- покупатели (потребители).
Для стимулирования потребителей товаров индивидуального пользования могут применяться следующие средства: купоны, лотереи, конкурсы, призы, премии, подарки, экспозиции и реклама в местах продажи, бесплатные образцы товара, возможность покупки в кредит, различные promotion-акции (дегустации, скидки с цены, скидки на количество, викторины, шоу), грамотная выкладка товара, прием подержанного изделия в качестве первого взноса за новую вещь, сезонные и другие распродажи товаров по более низким ценам и т. д.
Для стимулирования потребителей промышленных товаров предоставляются различные льготы при заключении сделки. Например, упомянутая выше скидка на количество покупаемой продукции, удобные для покупателей сроки поставки и условия платежа (среди которых наиболее важными являются условия кредитования), «бонусные» скидки за регулярность закупок товара у одной и той же фирмы, бесплатная передача товара во временное пользование «на пробу» и т. д.
- торговые посредники – использование гибких систем расчетов и условий поставки, кредитование, проведение совместных рекламных мероприятий, в том числе оформление мест продажи, предоставление бесплатно или на льготных условиях торгового оборудования и т.п., а также эксклюзивных прав на распространение особо ходовых товаров, на использование торговой марки, на проведение конкурсов и т.п.
Стимулирование посредников делается для того, чтобы они продавали товары фирмы с максимальной энергией, расширяли круг покупателей. На это тратится гораздо больше средств, чем на стимулирование потребителей.
- собственный торговый персонал. Применяются гибкие системы оплаты труда, определенные схемы премирования, конкурсы и т.п., т.е. сочетание моральных и материальных стимулов.
Кратко охарактеризуем отдельные методы стимулирования потребителей.
Распространение образцов – это предложение товара потребителям бесплатно или на пробу. Образцы могут разносить по принципу «в каждую дверь», рассылать по почте, раздавать в магазине. Это самый эффективный, но в то же время и самый дорогой способ представления нового товара.
Купоны представляют собой сертификаты, дающие потребителю право на оговоренную экономию при покупке конкретного товара. Купоны можно рассылать по почте, прилагать к другим товарам, включать в рекламные объявления.
Покупатель должен послать или предъявить купон по указанному адресу фирмы, магазина и т.п. Ему в этом случае предоставляются при покупке товара определенные льготы или он становится участником какой-то лотереи или конкурса. Купоны применяют для стимулирования желания купить новый товар, увеличения частоты покупок традиционных товаров, спрос на которые начал падать.
Главная проблема при использовании купонов заключается в получении оценок относительно того, сколько потребителей увидят купон, вырежут его, не забудут положить в бумажник и, наконец, предъявят в соответствии с правилами, чтобы получить обещанные льготы. В Северной Америке погашается немногим более 3% купонов при средней скидке указанных выше размеров. Хотя все очень сильно зависит от конкретной ситуации, от предложений конкурентов. Кроме того, так как купонную систему применяют многие организации, данный метод стимулирования сбыта может обесцениться.
Упаковка по льготной цене – это предложение потребителю определенной экономии против обычной цены товара. Информацию о ней помещают на этикетке или на упаковке товара. Например, это может быть продажа по сниженной цене одного из вариантов расфасовки товара (в частности, продажа двух пачек по цене одной).
Премия – это товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара. В качестве премии «при упаковке» выступает дополнительный товар, помещаемый внутри или снаружи упаковки. Почтовая премия – это товар, высылаемый потребителям, которые представили доказательство покупки товара (например, крышку от коробки). К этой группе методов относятся и сувениры с рекламой.
Зачетные талоны представляют собой специфический вид премии, которую получают потребители при совершении покупки. Талон они могут обменять на товар в специальных обменных пунктах.
В местах продажи товара устраиваются его экспозиции и демонстрации. Производитель может предоставить скидку с каждого дополнительного ящика товара, купленного в определенный отрезок времени, или предложить бесплатный товар посреднику, купившему у него определенное количество товара.
Конкурсы, лотереи, игры предоставляют возможность удачливым потребителям товара, его дилерам или коммивояжерам выиграть денежный приз или путевку на отдых.
При формировании программы стимулирования необходимо осуществить выбор средств стимулирования, длительности стимулирования и составить бюджет стимулирования.
К сожалению, стимулирование во многом представляет собой подход, основывающийся на методе «штурма» и направлено на распродажу скопившихся из-за неэффективной работы отдела маркетинга товаров. При этом стимулирование сбыта обладает следующими недостатками:
1) товары продаются по сниженной цене;
2) на стимулирование необходимы дополнительные затраты;
3) эффект от стимулирования является кратковременным;
4) предоставление скидок в рознице трудно контролировать;
5) потребители привыкают к приобретению товаров по сниженным ценам и ожидают периода распродаж.