Анализ качества и обновления продукции. Качество продукции— один из основных факторов, способствующих росту продж продукции
Качество продукции— один из основных факторов, способствующих росту продж продукции. Это основной показатель конкурентоспособности организации и выпускаемой ею продукции. Однако, как правило, повышение качества продукции требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимость единицы продукции.
Рост объема выпуска за счет качества отражается через себестоимость, цену, прибыль и является объектом экономического анализа. Влияние качества продукции на результативные показатели работы организации оцениваются с помощью показателей качества.
Качество продукции — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
Столь широкая трактовка показателей технического уровня (производительность, габариты, показатели надежности, цена, эксплутационные расходы и др.) и качества изделий приводит к их многообразию. Например, номенклатура показателей, характеризующих технический уровень и качество морских и речных судов, содержит более 110 наименований.
Обобщающие показателихарактеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например удельный вес:
• новой продукции в общем ее выпуске;
• сертифицированной и несертифицированной продукции;
• продукции, соответствующей мировым стандартам;
• экспортируемой продукции и др.
Индивидуальные (единичные) показателикачества продукции характеризуют одно из ее свойств:
• полезность (долговечность, безотказность в работе);
• технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т. д.);
• эстетичность изделий.
Косвенные показатели— это штрафы за недоброкачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес прорекламированной продукции, потери от брака и др.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
• оценивается технический уровень продукции; выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
• анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
• выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня;
• обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.
Информация, используемая для комплексного анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т. д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытания, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки.
На первом этапе анализа требуется изучить динамику названных показателей, сравнить их значения с запланированными, определить причины отклонений и дать приблизительную оценку качества продукции. Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы, в том числе балльный.
Сущность балльного метода оценки состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству. Чаще всего в качестве планового показателя качества принимается усредненный балл качества по аналогичной продукции, производимой организациями-конкурентами.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделий в сопоставимых условиях.
При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой а для изучения динамики качества — с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству; б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта:
Таблица 3.6 - Объема выпуска продукции по сортам
Сорт продукции | Цена за 1 ед., руб. | Выпуск продукции, тыс. ед. | Стоимость выпуска, тыс. руб. | ||||
план | факт | план | факт | по цене I сорта | |||
план | факт | ||||||
II III | 10,8 16,5 10,4 | 12,2 15,4 9,6 | |||||
Итого | - | 37,7 | 37,2 |
По данным табл. 3.12, коэффициент сортности: по плану — 0,718 (1083/1508), фактически — 0,735 (1094/1488); выполнение плана по качеству — 102,4% (0,735/0,718); средневзвешенная цена по пла-, ну —28,7 руб. (1083/37,7), фактически — 29,4 руб. (1094/37,2), что по отношению к плану также составляет 102,4%.
Оценка выполнения плана по качеству продукции производится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной и зарекламированной продукции. Комплексный анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей в организации системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по организации, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.
Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с данными предыдущих отчетных периодов, планом, аналогичными данными других родственных организаций.
Основными факторами, определяющими качество обслуживания потребителей, являются:
• срочность обслуживания (соблюдение установленных сроком выполнения заказов);
• формы обслуживания потребителей (прогрессивность форм обслуживания, комплексность обслуживания);
• культура обслуживания.
Экономический эффект от повышения качества услуг достигается в результате установления более высокой цены на продукцию. Это связано с ростом себестоимости вследствие применения более качественных материалов и сырья, приобретения современного оборудования и др. Поэтому повышение цены на продукцию высокого качества часто обоснованно.
Таким образом, повышение качества продукции обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов и в то же время позволяет более полно удовлетворять потребности покупателей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров (услуг), способствует повышению спроса на нее. Это дает основание для повышения цены и соответственно для увеличения выручки не только за счет роста объема продаж. В этом случае экономисты говорят, что происходит дифференциация продукта и спрос на него становится менее эластичным.
Решение об обновлении продукции - одно из наиболее важных и сложных в ряду мер, формирующих рыночную политику предприятия. Если с ним поспешить, затраты на перепрофилирование усугубит недополученная прибыль. Если опоздать – усугубит убыточность текущего ассортимента.
Судя по результатам опросов, половина предпринимателей, решая вопрос об обновлении, идут в ногу с теорией маркетинга. Иными словами, считают необходимым постоянно менять ассортимент. Однако данная позиция отражает порой гипотетическое желание, а не практические действия. Ведь вывод на рынок нового продукта – это сначала затраты, а лишь потом результат. В условиях нарастающего дефицита финансовых средств на развитие постоянное обновление продукции более чем проблематично. Для понимания реальных процессов обновления ассортимента важно проанализировать соотношение оценок предпринимателей, выбирающих реалистичные критерии его смены.
В зависимости от критериев смены ассортимента (от динамики прибыльности) меняется скорость его обновления, значит – возраст выпускаемой продукции. Данные опроса подтверждают этот вывод (таблица 2.12)
Таблица 2.12 – Зависимость критерия от скорости его обновления
Доля продукции данного возраста в объеме производства | Условие принятия решения об обновлении ассортимента, в % от числа ответивших | |||
Убыточность ассортимента | Снижение прибыльности ассортимента | Стабилизация прибыльности ассортимента | Постоянное обновление ассортимента | |
Менее 1 года | ||||
От 3 до 5 лет |
Кроме того, для каждого критерия можно ориентировочно определить средний возраст продукции предприятий.
У малых предприятий дожидающихся убыточности текущего ассортимента, порядка 60 % объема производства – продукция старше 3 лет. Ориентация на снижение прибыльности коррелирует с возрастной группой от 1 года до 5 лет. (Всего 75 % объема производства, при этом 43 % объема – продукция от 1 года до 3 лет). В объеме производства фирм, отслеживающих стабилизацию прибыльности текущего ассортимента, на долю продукции младше 3 лет приходится 54 % выпуска. А у тех малых предприятий, что считают необходимым обновлять ассортимент постоянно - 86 % (при этом 52 % объема производства – продукция младше 1 года).
Выбирая критерий обновления ассортимента, предприниматель в значительной мере сообразуется с целевой установкой бизнеса и подчас, провоцирует препятствия для ее реализации. Как следует из данных таблицы 2.13, дожидаясь убыточности ассортимента, малые предприятия сильно рискует дождаться падения спроса, “завязнуть” в неплатежеспособном рыночном сегменте, столкнуться с высоким уровнем конкуренции. Значимость факторов рыночной конъюнктуры, как ограничителей реализации цели, для данной группы предприятий в среднем в 2 раза выше.
Если фирма обновляет ассортимент по мере стабилизации его прибыльности, для нее значительно возрастает значимость факторов финансовой устойчивости бизнеса и потенциала его развития, стабильности и “благоприятности” внешней среды. Очевидно, не опоздав со сменой рыночно устаревшей продукции на рыночно перспективную, предприятия ощутимо смягчает негативное влияние колебаний рыночной конъюнктуры.
Таблица 2.13 – Критерий обновления ассортимента
Факторы, препятствующие реализации цели | Условие принятия решения об обновлении ассортимента | |
Убыточность ассортимента, в % от числа ответивших | Стабилизация прибыльности ассортимента, в % от числа ответивших | |
Снижение спроса | ||
Низкая платежеспособность | ||
Высокая конкуренция | ||
Дефицит финансовых средств на развитие | ||
Дефицит денежных оборотных средств | ||
Нестабильность законодательства | ||
Высокие местные налоги | ||
Высокие федеральные налоги |
Инновации в рыночной политике далеко не исчерпываются сменой ассортимента. Новшества – это и смена партнеров по бизнесу, его переориентация, модификация отношений в рамках сугубо хозяйственных связей и за их пределами.
Среди источников информации, стимулирующей предпринимателей к обновлению ассортимента, смене направлений деятельности, доминируют внешние. Это, прежде всего, потребители. Значительно выросла за последние годы стимулирующая роль выставок, ярмарок, что знаменует определенный этап развития рыночной инфраструктуры. Положительная динамика отмечена применительно к внутрифирменному анализу, как импульс к пересмотру, модификации рыночной политики.
С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирма не может полагаться только на существующие ныне товары. Потребитель хочет и ждет новых и усовершенствованных изделий. И конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить его этими новинками. Следовательно, у каждой фирме должна быть своя программа разработки новых товаров.
Создать новую продукцию - значит увидеть нынешние и будущие запросы потребителей, найти эффективный способ их решения и предложить для этого необходимые средства.
Успешная деятельность любого предприятия обеспечивается непрерывностью его функционирования и развития с учетом жизненного цикла товара на рынке. Для того, чтобы обеспечить непрерывность производственного процесса, одновременно с производством товара должны вестись работы по созданию нового товара, который придет на смену старому.
При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы.