Конкуренция, конкурентоспособность и сотрудничество территорий
Конкуренция между территориями - это соперничество территорий друг с другом с целью привлечения к себе внимания потребителей территориального продукта, что выражается в притоке на территорию человеческих, финансовых, материальных, инновационных и других ресурсов.
Понятие «конкурентоспособность» до сих пор окончательно не сформулировано. Однако, его экономический смысл во многом определяется тем смыслом, который вкладывается в понятие «конкуренция». В нашем случае конкурентоспособность - обладание территорией свойствами, дающими ей возможность осуществлять действия, которые позволят быть успешными в данном состязании.
Если определять конкуренцию в соответствии с функциональным подходом - как борьбу «старого» с «новым», то конкурентоспособность — это способность экономического субъекта к нововведениям или инновациям, за счет которых экономический субъект может опередить своих конкурентов.
Существуют и другие подходы к пониманию экономической сущности понятия «конкурентоспособность», которые определяют ее через:
а) наилучшее удовлетворение потребностей целевых потребителей;
б) оценку положения экономического субъекта среди других экономических субъектов;
в) возможность достижения экономическим субъектом собственных экономических целей.
г) категорию конкурентных преимуществ.
Конкурентное преимущество - это внешняя оценка благ и ресурсов территории, которую дают непосредственные потребители. Это такие характеристики территории (ресурсы, блага, социальные характеристики), которые создают для территории определенное превосходство по сравнению с территориями, располагающими во многом подобными (порой аналогичными) ресурсами. За территорией признается конкурентное преимущество, если территория обладает определенным превосходством над сопоставимыми территориями, своими прямыми (основными) конкурентами.
Классификация конкурентных преимуществ территории:
1) внутренние преимущества – это все характеристики территории, которые позволяют потребителю снизить собственные издержки производства, управления фирмой или общественной (некоммерческой) организацией (в случае ведения деятельности на территории) или снизить собственные затраты проживания (для частных лиц, рассматривающих территорию как место постоянного или эпизодического проживания).
2) внешние преимущества - это особые уникальные возможности, которые получает потребитель при проживании и/или осуществлении деятельности на территории и которые образуют ценность для потребителя территориального продукта. В этом случае территория предлагает потребителям определенные уникальные (эксклюзивные) условия реализации их личных и деловых целей, территория более соответствует особым ожиданиям потребителей, лучше удовлетворяет нужды потребителей (см. табл. 4.4.).
Таблица 4.4. Классификация конкурентных преимуществ территории
Внутренние конкурентные преимущества | Внешние конкурентные преимущества |
Низкая стоимость природных ресурсов | Наличие особых видов природных ресурсов |
Низкая стоимость рабочей силы | Наличие специалистов с определенными умениями и навыками |
Хорошая транспортная доступность, развитие всех видов транспорта | Наличие особых видов транспорта, например водная транспортировка |
Низкая арендная плата за использование муниципального имущества | Наличие привлекательных для инвестиций производственных объектов |
Низкие коммунальные платежи | Наличие на территории разных видов жилой застройки |
Низкий уровень конкуренции между хозяйствующими субъектами (низкие барьеры входа в отрасль) | Наличие отдельных (значимых для потребителя) видов энергетических ресурсов, например природного газа |
Низкие налоги и сборы (за счет снижения ставки налога по региональным и местным налогам или сокращения суммы сбора) | Наличие особых объектов муниципальной (собственности государственной, субъекта Федерации) собственности |
Развитие смежных отраслей, что позволит в рамках кластера отраслей снизить совокупные затраты | Особое месторасположение территории, например приграничное положение со страной Европейского союза |
Низкая цена на энергетические ресурсы | Наличие особых сегментов рынка, например ориентированных на качество товара |
Конкурентное преимущество всегда относительно, поэтому работу по поиску конкурентных преимуществ территории следует начать с ответа на вопрос: Какую (или какие) территорию следует изучать в рамках сравнительного конкурентного анализа?
Территории-конкуренты можно разделить на:
1) случайных конкурентов - любая территория, на которой возможно проживание и осуществление деятельности;
2) конкурентов, отвечающих на те же потребности - это более узкий круг территорий в целом схожих друг с другом; например, по месту расположения все территории Северо-Запада России могут рассматриваться по отношению друг к другу как территории-конкуренты, отвечающие на однотипные потребности по условиям проживания и/или осуществления деятельности;
3) основных конкурентов – они максимально схожи. Особое внимание следует обращать на такие факторы, как:
• месторасположение территории;
• административно-политический уровень (МО несопоставим с регионом);
• имеющиеся в наличии природные ресурсы;
• плотность населения и структура расселения по территории;
• основные виды деятельности, развитые на территории;
• производственная и социальная инфраструктура;
• формы социального партнерства и некоторые другие факторы.
Определив круг основных территорий конкурентов, следует провести сравнительный анализ конкурентов. Объектами сравнения территорий-конкурентов могут быть следующие характеристики:
• местоположение территории (температурный режим, общая площадь и др.);
• природно-сырьевые ресурсы (количество, качество, размещение по территории и др.);
• людские ресурсы (половозрастная структура, специфика расселения, миграция, уровень образования и квалификации и Др.);
• промышленное, сельскохозяйственное производство и непроизводственная сфера (отраслевая структура, количественный состав, оценка финансового состояния и др.);
• производственная, транспортная, финансовая инфраструктуры (наличие, качество объектов инфраструктуры, размещение по территории и др.);
• социальная инфраструктура (наличие, качество объектов образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и др.);
• специфические черты территории (особый статус территории, характеристики бюджета территории, побратимские связи с другими территориями и др.);
• качество, эффективность территориального менеджмента. Удобной формой проведения конкурентного анализа являются взвешенные оценки сравнения (определяется перечень критериев для сравнения, каждый фактор получает свой вес, эксперты выставляют оценку каждой территории).