Основные характеристики и роли товарных групп в торгово-технологическом процессе магазина
Необходимые товары (А) | Товары повседневного спроса (В) | Специальные товары (С) |
Объемы продаж большие 10% наименований формирует 50% товарооборота | Объемы продаж средние 40% наименований формирует 40% товарооборота | Объемы продаж низкие 50% наименований формирует около 10% товарооборота |
Показатели прибыли слабые 50% товарооборота формирует около 10% прибыли | Показатели прибыли средние 40% товарооборота формирует 40% всей прибыли | Показатели прибыли высокие 10% товарооборота формирует 30% всей прибыли |
Показатели оборачиваемости товарных запасов высокие | Показатели оборачиваемости товарных запасов средние | Показатели оборачиваемости товарных запасов низкие |
Обеспечивают основной поток покупателей в магазин | Обеспечивают вторичный поток покупателей в магазин | На покупательский поток не влияют |
Место размещения — «холодные» зоны | Место размещения не имеет значения | Место размещения — «горячие» зоны |
Товары группы С отличаются от других многообразием видов и большим числом наименований, что создает трудности при формировании ассортимента, обеспечивают всего 10% товарооборота. Преимущество этой группы заключается в получении прибыли от небольших объемов продаж: при их доле в товарообороте около 10% они участвуют в формировании более 30% всей прибыли магазина. Однако для их продажи нужно прилагать больше усилий, они нуждаются в поддержке со стороны товаров группы А и требуют размещения в «горячих» зонах.
Для внедрения метода ABC необходимо:
♦ выявить «холодные» и «горячие» зоны торгового зала;
♦ разместить в «холодные» зоны товары группы А, тем самым пре
вратив их в «горячие» зоны;
♦ рядом с товаром группы Айв другие «горячие» зоны разместить
товары группы С;
♦ в остальные зоны разместить товары группы В со средней привле
кательностью;
♦ проанализировать эффективность различных вариантов размеще
ния отделов и внести соответствующие корректировки.
Принципиальная схема размещения товарных групп по методу ABC может выглядеть следующим образом (рис. 4.3).
Вход/Выход
Рис. 4.3. Возможные варианты размещения товарных групп при внедрении метода ABC
Розничным торговым предприятиям не следует ограничиваться одним из представленных выше методов продажи товаров, необходимо придерживаться комплексного подхода и исходить из конкретной ситуации функционирования предприятия и его целей. Поэтому внедрение технологий продажи товаров на основе принципов мерчандайзинга предполагает сочетания и комбинации самых различных методов.
АНАЛИЗ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНОГО
ОТДЕЛА И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО
ВАРИАНТА ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ
В целях выявления целесообразности внедрения метода импульсивных продаж и метода ABC и выбора наиболее удачного варианта размещения товарного отдела необходимо провести анализ привлекательности отдела при различных вариантах его размещения. Для определения эффективности места размещения отдела можно использовать следующие коэффициенты.
Коэффициент подхода к отделу(К{) показывает, какая часть посетителей магазина зашла в отдел:
N
где п1 — количество покупателей, посетивших отдел в течение определенного
периода времени;
N— общее количество посетителей магазина в течение определенного периода времени.
Коэффициент покупки(К2) показывает, какая часть посетителей магазина сделала покупки в данном отделе:
К -П>
2 N
где п2 — количество покупателей, сделавших покупки в отделе.
Коэффициент привлекательности(К3) указывает на предпочтительность варианта размещения отдела и определяется как отношение коэффициента покупки (К2) к коэффициенту подхода (К{):
Чем больше К3 (ближе к единице), тем вариант размещения отдела считается наиболее привлекательным.
Результаты анализа привлекательности отдела при различных вариантах его расположения в торговом зале магазина (табл. 4.4) показывают, что месторасположение отдела влияет на основные показатели привлекательности и подтверждает тот факт, что посещение отдела покупателем не всегда приводит к совершению покупки [23]. Например, при четвертом варианте размещения (отдел размещен в зоне адаптации) отдел посещали 100% покупателей, но покупки из них делали всего около 56%. При третьем варианте размещения (отдел размещен в зоне адаптации по левой части зала) отдел посетили более 90% покупателей, но покупки осуществляли здесь всего 30% из них, т.е. этот вариант оказался наименее привлекательным (К3 = 0,33). Первый (отдел в зоне покупки) и второй (отдел в зоне возвращения) варианты размещения оказались наиболее предпочтительными: коэффициенты привлекательности равны соответственно 0,75 и 0,70.
и другие показатели экономической эффективности не только отдела, но и всей торговой деятельности магазина. Необходимо отметить, что усилия работников торгового зала, возможности товаров-продавцов и оборудования и другие факторы должны быть ориентированы на создание как можно большего числа привлекательных отделов и повышение их посещаемости.
Таблица 4.4