Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции
Курсовая работа
на тему «Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы»
Выполнила студент 253 гр. Шевченко Екатерина Владимировна
Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии
(в строительстве)»
Руководитель работы Тимошенко Ольга Петровна
Работа защищена ______________________________ Оценка_____________
Новосибирск-2011
Содержание
Введение. 3
1. Конкуренция и формы конкурентного сосуществования. 4
1.1 Определение особенностей конкуренции и ее виды.. 4
1.2 Сбор и анализ информации о конкуренции. 5
1.3 Формы конкурентного сосуществования. 5
2. Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции и фирмы 5
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы 5
2.2 Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции. 5
2.3. Определение конкурентоспособности фирмы.. 5
3. Расчеты показателей конкурентоспособности продукции и фирмы.. 5
3.1 Оценка конкурентоспособности продукции. 5
3.2 Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы.. 5
Заключение. 5
Список используемой литературы.. 5
Введение
Цель каждого предпринимателя — максимизация прибыли, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма [14].
Термин "конкурентоспособность" применяется как по отношению к характеристике товара, так и в сравнительных характеристиках отдельных компаний, отраслей и стран на мировом рынке [3].
В теории и практике зарубежного бизнеса еще не сформировано единое понятие конкурентоспособности и методов оценки уровня конкурентоспособности производителя. Конкурентоспособность предприятия – "его способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности" [3].
Цель курсовой работы - глубже изучить теорию о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также провести практические исследования и расчеты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.
Задачей данной работы является рассмотрение понятия конкурентоспособности продукции и фирмы в маркетинге, основных принципов конкурентоспособности продукции и фирмы, оценка конкурентоспособности продукции и фирмы.
КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ
Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции.
Наибольший вклад в фундаментальное исследование конкуренции внесли А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс - теория совершенной конкуренции, Дж. Робинсон (1903-1983) и Э. Чемберлин (1899-1967) - теория несовершенной конкуренции [1].
Что же из себя представляет конкуренция? Термин «конкуренция» происходит от латинского concurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание. Другое его обоснование вытекает из французских слов: courir - бегать, сопсоиг — бега, concurrence -совместные бега с соперником. Аналогично итальянское - concurrer [1].
По К. Марксу, конкуренция - это антагонистическая форма экономического соперничества, борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала с целью получения наибольшей прибыли [1].
И. Шумпетер считал, что конкуренция не что иное, как борьба, соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берет верх, побеждая старое: новые технологии, новые товары, новые формы организации производства, новые формы управления и т.д. И. Шумпетер как бы объединяет конкуренцию с предпринимательством, выделяя в нем организационное и технологическое новаторство. Ф. фон Хайек считает конкуренцию процедурой открытий. В ходе конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, новые, ранее недоступные данные о ресурсах, технологиях, предпочтениях, о не раскрытых пока возможностях общества. Таким образом, конкуренцию можно рассматривать в ее функциональном аспекте [1].
Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется в ее функциях. В экономической литературе анализируются в основном следующие [1]:
1) регулирующая;
2) аллокационная;
3) инновационная;
4) адаптационная;
5) распределения;
6) контролирующая.
Важнейшей из них является первая, которая в той или иной степени объединяет и остальные пять.
Регулирующей функцией является подсчет ею на рынке общественно необходимых затрат труда по производству каждого конкретного вида товара. Она указывает товаропроизводителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве. Данная функция конкуренции реализуется благодаря действию закона стоимости, через его механизм. Это и есть конкретизация той самой идеи А. Смита, которая принесла ему мировую славу, — идеи «невидимой руки» рынка.
Аллокационная функция конкуренции выражается прежде всего в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства (англ. allocation —размещение). То есть конкуренция постепенно размещает в масштабе национального хозяйства — наиболее равномерно и эффективно — производительные силы: капитал во всех его проявлениях и труд — в их взаимном сочетании.
Инновационная функция конкуренции проявляется, в общем, в финансировании и стимулировании НТП. Субъекты рынка стремятся внедрить достижения науки и техники в производство первыми и тем самым обойти конкурента. Ведь всякое открытие в науке и технике реализуется конкретно в более экономичной и производительной технологии производства. А это — экономия ограниченных ресурсов, следовательно, повышение эффективности производства.
Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся
рыночной конъюнктуре, к разным ее аспектам. Фирме необходимо приспосабливаться к законодательству страны, к ее налоговой системе, к возможной инфляции, к религиозным и чисто национальным обычаям и традициям населения и т.д.
Распределительная функция конкуренции особенна тем, что в основном реализуется в среде потребителей, как индивидуальных, так и производительных. Конкуренция проявляется в их борьбе за получение наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, произведенных в национальном хозяйстве, притом на самых выгодных условиях. По существу распределяется весь произведенный валовой национальный продукт — готовый продукт, а условия его распределения определяются не только экономическими, но и политическими, социальными и другими факторами.
Контролирующая функция конкуренции проявляется прежде всего в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий на рынке. Конкуренция ограничивает и ставит в определенные рамки формы или модели несовершенной конкуренции. При этом конкуренция опирается на мощные институциональные механизмы, особенно на антитрестовское законодательство [1].
Выделяют три типа конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий. При первом виде конкуренции – креативном – конкуренты направляют всю свою мощь и творческую энергию на создание новых компонентов рынка, обеспечивающих им превосходство над соперниками (новые товары, новые формы распределения, рекламы и сбыта). Этот тип конкуренции самый творческий, он созидательный и выражает все существо конкуренции. Он лежит в основе совершенной конкуренции [5].
Приспособленческая конкуренция заключается в строгом слежении за инновациями и упреждением своих конкурентов в их внедрении. Она проявляется в копировании достижений своих соперников, но в более короткие сроки. Главное – в идее, в толчке. Часто только одно слово, схема или расчет подсказывают конкуренту наилучшее решение проблемы [5].
Обеспечивающая конкуренция выражается в стремлении предпринимателя сохранить на длительную перспективу достигнутые высокие позиции на рынке, например, за счет повышения качества продукции, изменения ассортимента [5].
Очень важно выделить идею: без конкуренции нет рыночной системы.Без конкуренции рынок не может выполнить свои новаторские функции, не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует все то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса [1].
Конкуренция - необходимое и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала [1].
Конкуренция характеризуется двумя особенностями:
1. наличием на рынке достаточно большого числа независимо
действующих производителей и покупателей любого конкретного
товара;
2. свободой для производителей и покупателей вступать на рынок
или покидать его.
Отправная точка описания отрасли — определение количества продавцов и характеристика товара (однородность или высокая степень дифференцирования). Хорошо известны четыре типа отраслевой структуры [2].
Чистая монополия - ситуация, когда на нашем номинальном или региональном рынке определенный продукт (услугу) производит единственная фирма. Монополист имеет возможность устанавливать высокие цены, не нуждается в рекламе и предлагает потребителям минимальный уровень обслуживания. [2].
Олигополия - рыночная ситуация, характеризующаяся господством в отрасли нескольких, как правило крупных, компаний. Производимая продукция может быть как высокодифференцированной, так и стандартной. Чистая олигополия — несколько компаний, производящих, по существу, одинаковые по качеству товары (нефть, сталь). В данной отрасли повышение цен на продукцию компании затруднительно. Дифференцированная олигополия — несколько крупных компаний, производящих в чем-либо (качество, характеристики, дизайн, уровень услуг) различающиеся товары [2].
Монополистическая конкуренция - большое число конкурентов, выступающих с самыми разнообразными предложениями (рестораны, салоны красоты). Многие субъекты отрасли концентрируются в определенных сегментах рынка, где они могут наилучшим образом удовлетворить потребности клиентов и реализовать товары и услуги по более высоким ценам [2].
Чистая конкуренция - на рынке оперируют множество конкурентов, предлагающих однородные товары или услуги (фондовый рынок, рынок основных сырьевых товаров). В отсутствие дифференциации товаров цены конкурентов будут одинаковыми. [2].
Конкуренция определяется действиями фирм, ведущими между собой борьбу на одном и том же рынке. Предложенная Портером концепция расширенного соперничества охватывает более широкий круг систем. Он рассматривает конкуренцию как результат действия пяти факторов [6]:
1. угроза вторжения или входные барьеры в отрасль;
2. степень остроты конкуренции между фирмами внутри отрасли;
3. угроза появления товаров-заменителей;
4. рыночная власть покупателей;
5. рыночная власть поставщиков.
Для целей корпоративного планирования эта классификация является чрезвычайно полезной, так как напоминает нам о том, что уровень прибыли зависит от устранения с рынка конкурентов и товаров-заменителей, а также от ослабления зависимости от поставщиков и от наличия у товара реальных преимуществ с точки зрения покупателей. Конкуренция не ограничивается лишь борьбой фирм в одном и том же секторе рынка. Конкуренция учитывает действия иностранных компаний, действующих на национальных рынках, и отечественных фирм, работающих за рубежом [5].