Рынок труда как регулятор спроса и предложения рабочей силы
Исследование эволюции взглядов на содержание и форму рабочей силы в связи с признанием частной собственности и исключительного права гражданина на распоряжение своей способностью к труду, на свободу выбора вида деятельности и рода занятий, недопустимости любых (кроме узаконенных) форм принуждения к труду, приводит к признанию товарной формы рабочей силы.
Запускным "устройством" движения спроса и предложения рабочей силы является конкуренция на рабочие места, обеспечивающая доход работнику, и конкуренция между работодателями на квалифицированную рабочую силу. Система экономических рычагов, правовых норм формирует механизм самонастройки движения рабочей силы в сфере обращения, а свойственные рыночным отношениям механизмы саморегулирования отражаются непосредственным образом на формировании и функционировании рынка труда.
Характерной чертой рынка труда является то, что условия занятости определяются не отдельным работником и/или работодателем, а общим взаимодействием многих участников (субъектов) рыночного процесса. Отсюда вытекает еще одна важная особенность: на рынке труда ставки заработной платы и другие условия занятости являются взаимосвязанными. Данный подход, однако, не означает, что рынок труда есть постоянное взаимодействие всех работников со всеми работодателями. Для реальной взаимозависимости конкретных условий занятости и ставок заработной платы достаточно возможности такого взаимодействия, или, другими словами, потенциальной мобильности субъектов на рынке труда.
Логика построения классической модели рынка труда в самом общем виде заключаются в следующем. Кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом уровня заработной платы спрос на труд в масштабе экономики падает. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается. Пересечение кривых спроса и предложения (так называемый "принцип ножниц") дает равновесный уровень заработной платы. При данном уровне заработной платы в экономике наблюдается полная занятость - спрос на труд равен предложению труда (рис.5).
В условиях конкуренции и беспрепятственного действия рыночных механизмов (особые требования в этом смысле предъявляются к гибкости заработной платы) отклонение заработной платы от равновесного уровня не может продолжаться долго. Рост заработной платы относительно равновесного уровня вызывает сокращение спроса на труд со стороны фирм и, одновременно, увеличение предложения труда со стороны индивидов. В результате возникает избыток предложения труда; безработица оказывает давление на заработную плату в сторону ее понижения вплоть до равновесного уровня. Когда заработная плата опускается ниже этого уровня, развертывается противоположный процесс.
Классическая модель рынка труда в ее современной интерпретации строится на следующих основных допущений:
· экономические субъекты, олицетворяющие каждую из сторон рынка труда (работники - сторону предложения, фирмы или работодатели - сторону спроса), образуют или однородную во всех отношениях совокупность, или ряд однородных в определенном отношении групп (например, работники различных профессий или возрастов, фирмы, представляющие разные отрасли экономики);
· поведение экономических субъектов рационально: фирмы стремятся к получению максимума прибыли, индивиды - максимума полезности (удовольствия, удовлетворения);
· структура рынка труда характеризуется совершенной конкуренцией, монопсонией или высокой степенью юнионизации.
Моделирование спроса на труд с помощью теории убывающего предельного продукта доказывает, что в краткосрочном плане кривая спроса на труд отдельной фирмы имеет отрицательный угол наклона (спрос на труд со стороны отдельной фирмы является функцией уровня заработной платы) и совпадает с ее кривой предельного дохода от продукта труда. В условиях конкуренции на товарном рынке на микроэкономическом уровне действует правило "прибыль максимизирующей занятости": фирма - работодатель расширяет занятость до тех пор, пока выручка, приносимая дополнительной единицей труда, не сравняется с размерами действующей рыночной ставки заработной платы.
Рис.5. Определение равновесного уровня заработной платы
В долгосрочном плане фирма реагирует на изменение уровня заработной платы путем приспособления не только объема используемого труда, но и объема используемого капитала. Причем механизм такого приспособления включает два взаимосвязанных аспекта - минимизацию издержек и максимизацию прибыли. Как показывает графический анализ, в долгосрочном плане, когда фирмы имеют возможность приспособления объема используемого капитала, как и в краткосрочном плане, когда такая возможность отсутствует, кривая спроса на труд для отдельной фирмы направлена вниз: между объемом занятости и уровнем заработной платы существует обратная зависимость. В то же время долгосрочная кривая спроса на труд для отдельной фирмы всегда имеет более пологую форму, чем лежащие в ее основе краткосрочные кривые спроса на труд. Это является отражением того факта, что долгосрочный сдвиг занятости, вызванный изменением уровня заработной платы, значительнее, чем краткосрочный сдвиг.
Кривая спроса на труд в масштабе отрасли является более крутой, чем лежащие в ее основании кривые спроса на труд отдельных фирм. Общий рыночный спрос на труд ( в масштабе экономики в целом) представляет собой сумму спроса на труд во всех отраслях при данном уровне оплаты труда.
Таким образом, любая кривая спроса на труд - в масштабе фирмы, отрасли или экономики в целом, относящаяся к краткосрочному или долгосрочному периоду - имеет отрицательный угол наклона, если она построена относительно уровня заработной платы. Причем обратная зависимость между спросом на труд и уровнем заработной платы сохраняется в любых рыночных условиях - совершенной конкуренции, монопсонии или монополии. Количественную сторону этой зависимости характеризует показатель эластичности спроса на труд относительно заработной платы. Обобщенные выводы об условиях, определяющих степень эластичности кривой спроса на труд, содержат четыре правила (закона) производного спроса Хикса-Маршалла: при прочих равных условиях эластичность кривой спроса на труд тем выше, чем (1) легче осуществить замещение труда капиталом и другими производственными факторами, (2) более эластичной является кривая предложения капитала (и других факторов производства), (3) более эластичен спрос на конечную продукцию, (4) выше доля оплаты труда в общих издержках производства.
Моделирование предложения труда осуществляется не непосредственно, а косвенно - через индивидуальный спрос на досуг. Это дает возможность применить к анализу предложения труда инструментарий достаточно хорошо разработанной в теории потребительского спроса - понятие уменьшающейся предельной полезности благ, кривые безразличия и бюджетные линии. Предполагается, что индивид вовлечен в процесс потребления благ (доступ к которым обеспечивает труд, т.е. оплачиваемая занятость) и досуг, а его целью является максимизация общей величины полезности.
Зависимость объема предложения труда индивида от уровня заработной платы (при условии неизменности субъективных предпочтений, уровня цен, и "нетрудовых" доходов) отражает индивидуальная кривая предложения труда. Для ее построения необходимо ответить на вопрос: каким образом изменение ставки заработной платы при прочих равных условиях влияет на индивидуальный выбор между досугом и благами (трудом)?
При увеличении заработной платы индивиду будет выгодно заменить досуг благами как относительно более дешевыми источниками полезности (ставка заработной платы отражает "цену досуга"). Таким образом, действует эффект "замещения", в результате индивидуальное предложение труда увеличивается. В то же время рост ставки заработной платы делает человека "богаче". Теперь он может позволить себе больше досуга, даже по возросшей цене: действует "эффект дохода". Поскольку "эффект замещения" и "эффект дохода" действуют в противоположных направлениях, невозможно заранее, исходя только из теоретических соображений, предвидеть реакцию индивида - в смысле его поведения на рынке труда - на изменение уровня заработной платы. Если фактически окажется сильнее "эффект замещения", объем предложения труда и уровень заработной платы будут связаны прямой зависимостью, а индивидуальная кривая предложения труда будет направлена вверх. Если же более сильным окажется "эффект дохода", соответствующая зависимость будет обратной, а кривая предложения труда будет направлена вниз.
Широкое признание в экономической литературе получила концепция вогнутой назад индивидуальной кривой предложения труда, в основе которой лежит следующая логика. При относительно низких заработках человек рассматривает рост заработной платы прежде всего как возможность улучшить материальные условия жизни, - "эффект замещения" досуга оказывается в этом случае, как правило, сильнее. При более высоком уровне заработной платы и большей продолжительности рабочего времени рост заработной платы чаще всего приводит к сокращению индивидуального предложения труда.
Рыночная кривая предложения труда формируется путем суммирования объемов предложения труда всех индивидов при каждом данном уровне заработной платы. Форма кривой предложения труда в конкретной экономической ситуации остается достаточно неопределенной.
В настоящее время отечественный рынок труда находится в стадии становления, и вышеизложенная сущность механизма саомнастройки на рынке труда проявляется слабо.
Рынок труда выполняет различные функции, но прежде всего - функцию обеспечения сбалансированного распределения рабочей силы в соответствии со спросом и предложением. В этом своем качестве рынок труда способствует повышению эффективности производства, стимулируя высвобождение избыточных резервов рабочей силы. Одновременно он определяет общественную необходимость количества и качества затраченного труда, воплощенного в производственном продукте, являясь регулятором трудовой мотивации высокопроизводительного труда. Только рынок в состоянии определить действующую цену способности производить полезный эффект и долю каждого участника производственного процесса. Следовательно, он является способом справедливого социального распределения. Отношения состязательности между различными работодателями за привлечение работников нужного профиля и уровня квалификации, а также между работниками за лучшие рабочие места и условия найма обеспечивают самонастройку механизма распределения и перераспределения рабочей силы.
Несмотря на множественность функций рынка труда, механизм его саморегуляции не в состоянии обеспечить "снятие" всех противоречий, порождаемых движением рабочей силы. Общее и структурное равновесие спроса и предложения рабочей силы труднодостижимо, и не существует такой реальной экономической системы, с помощью которой на рынке труда полностью были бы преодолены как "избыточный спрос", так и "избыточное предложение". Это тесно взаимосвязанные явления, совместное существование которых неизбежно. Поэтому рынок труда, выполняя разнообразные функции и являясь частью всего рыночного механизма хозяйствования, не предполагает обеспечение полной занятости в традиционном понимании и ликвидацию безработицы.
Классификация рынков
Рынок труда можно определить как место или процедуру, где работодатели и работники договариваются об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах и льготах, условиях труда и т.п. Это одна из сторон двойственной природы рынка труда. Другая, более широкая, заключается в том, что рынок труда есть система трудовых отношений, отражающих уровень социального развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке труда субъектами: работодателями, работниками, государством, профсоюзами и посредниками.
Правильная организация маркетинга в области трудовых отношений предполагает классификацию рынков труда по следующим критериям:
· пространственная среда;
· временные параметры;
· степень регулирования;
· степень устойчивости;
· степень эластичности;
· степень интегрированности;
· степень организации;
· уровень функционирования;
· сегментация;
· этап развития;
· господствующая общественно-экономическая система;
· соотношение спроса и предложения труда (конъюнктура);
· моделирование среды.
По критериям пространственной сферы рынка труда можно различать применительно к условиям Российской Федерации с ее специфическим федеративным типом построения государства и соответствующим административным делением федеративный рынок труда, республиканские рынки труда, краевые, областные рынка труда, рынки труда крупнейших мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург), городские рынки труда, районные рынки труда, сельские рынки труда.
На уровне межгосударственных отношений можно вести речь о международном рынке труда, а также о рынках крупных межгосударственных регионов: Европейский, стран СНГ, среднеазиатский, Латиноамериканский, Африканский и т.д.
По критериям временных параметров рынка труда можно различать текущий (реальный), перспективный, потенциальный и прогнозируемый рынки труда.
По степени эластичности можно выделить гибкий рынок труда и жесткий рынок труда.
По критерию степени регулируемости рынок труда в контексте всей рыночной экономики может быть регулируемым и нерегулируемым. Нерегулируемому рынку присуще практически полное отсутствие социальной защищенности трудящихся, гарантий занятости, охраны труда, социальных гарантий в обмен на предоставление работникам определенного материального вознаграждения, подчас довольно высокого, чтобы привлечь нужных работников.
Регулируемый рынок труда предполагает развернутую нормативную базу, на основе которой строятся взаимоотношения между субъектами рынка труда. Эта нормативная база включает: трудовое и социальное законодательство; коллективно-договорное регулирование; систему трудовых соглашений, индивидуальных контрактов; арбитражные и судебные решения, правила внутреннего распорядка на предприятиях и в учреждениях и т.п. На регулируемом рынке труда главная роль принадлежит государству, которое берет на себя часть социальных издержек по воспроизводству рабочей силы, особенно среди неимущих слоев населения.
По критерию организации различат организованный и неорганизованный рынки труда. Организованный рынок труда предполагает два аспекта его качественной характеристики: по институализации и структуризации. К институтам рынка труда можно отнести систему отношений партнеров, выступающих на рынке труда, наличие представительных организаций как работодателей, так и трудящихся, строящих свои взаимоотношения и с государством на принципе "трипартизма", т.е. достижения сбалансированности интересов партнеров. Под структуризацией рынка труда понимается подразделение его на ряд видов, характеризующихся общими признаками (по демографическим признакам, профессиональным чертам, сегментам, формам занятости).
Неорганизованный (конкурентный) рынок труда - ни фирмы, ни работники не имеют сильного контроля над спросом и предложением. Чисто конкурентный рынок труда характеризуется следующими чертами: 1) большое число фирм конкурируют друг с другом при найме работников конкретного вида труда; 2) многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга, предлагают данный вид труда; 3) ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой заработной платы, ни те, ни другие не "диктуют заработную плату".
На чисто конкурентном рынке труда каждый предприниматель нанимает такое небольшое количество рабочих, что это не влияет на ставку заработной платы в целом. Каждая фирма "соглашается на заработную плату" в том смысле, что она может нанимать так мало или так много труда, сколько ей необходимо по рыночной ставке заработной платы, как отражено на ее кривой абсолютно эластичного предложения труда.
Обратимся к случаю, когда в отрасли не функционирует профсоюз, а основным работодателем является фирма. Это будет представлять классический вид монопсонии на рынке труда, которой присущи следующие черты:
1. Количество занятых на данной фирме составляет основную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда.
2. Данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо в том смысле, что если рабочие нашли альтернативу применения труда, то они вынуждены приобретать новую квалификацию.
3. Фирма "диктует заработную плату" в том смысле, что ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих.
Значит, под монопсонией понимается рыночная ситуация, когда одному покупателю (нанимателю) противостоит множество продавцов (потенциальных работников). Монопсонические условия на рынке труда складываются, как правило, в мелких городах, где существует практически одно предприятие, нанимающее основную массу рабочих. Монопсония функционирует на рынке труда строительных рабочих некоторых специальностей, учителей школ, медицинских сестер.
По критерию интегрированности выделяются понятия интегрированного рынка труда и локального рынка труда, который может в свою очередь дифференцироваться в территориальном и профессиональном плане.
По критерию сегментации, например, различают рынок преимущественно физического труда (рабочие); рынок преимущественно умственного труда (служащие); рынок преимущественно творческого труда (научная и художественная интеллигенция); рынок труда менеджеров и специалистов (техническая интеллигенция, директорский корпус, предприниматели); рынок крестьянского труда.
По критерию соотношения спроса и предложения труда следует выделить понятие равновесного (сбалансированного), дефицитного (спрос превышает предложение) и избыточного (предложение превышает спрос) рынков труда. Эти понятия имеют региональный и профессиональный срез, отношение как к интегрированному рынку труда, так и к локальным (региональным, профессиональным) субрынкам труда.
В условиях перехода от планово-распорядительной системы к рыночной рынок труда проходит в своем развитии ряд этапов. По этому критерию можно было бы выделить понятие формирующегося или переходного рынка труда и развитого, зрелого рынка труда.
По критерию моделирования среды выделяют внешний и внутренний рынки труда. Внешний рынок предполагает мобильность рабочей силы между государствами, между предприятиями и фирмами, ибо исходит из наличия у работников профессий. Внутренний рынок труда основывается, чаще всего, на движении кадров внутри предприятия либо по горизонтали, когда работник перемещается на новое рабочее место, исходное прежнему, либо по вертикали, на более высокие должности или разряды. Внутренние рынки труда формируются на принципе "ценности" трудовых ресурсов и соответственно привязки их к фирме. Это проявляется, когда в фирме выделяется "ядро" постоянного высококвалифицированного персонала, пользующегося льготами и привилегиями, и "периферия" - работающие по индивидуальным контрактам, на принципах временной, частичной занятости и т.п. Последняя служит своего рада "буфером" при резких технологических изменениях и колебаниях конъюнктуры.
Исходя из такого подхода американские исследователи выделяют:
· "первичный" рынок, который предлагает работу, обладающую характеристиками: высокая заработная плата, хорошие условия труда, стабильная занятость, справедливое и корректное отношение со стороны администрации, перспективы продвижения по службе;
· "вторичный" рынок предлагает работу, обладающую меньшей привлекательностью: низкооплачиваемая, плохие условия труда, нестабильная занятость, жесткая дисциплина, минимальные возможности по продвижению.
Наиболее четко прослеживается различие этих моделей в таких странах, как США и Япония, причем первым соответствует тип трудовых отношений внешнего, открытого рынка, в то время как для Японии характерен внутренний рынок труда. В других развитых странах функционируют обе модели, либо различаясь по отдельным регионам, либо в виде смешанной модели, включающей признаки как внешнего, так и внутреннего рынка труда. Рынок труда в крупных индустриальных центрах с развитой инфраструктурой может успешно функционировать в открытом режиме. Иное дело на территориях, где функционирует одно крупное предприятие, спад производства на котором или его остановка имеют тяжелые последствия для жителей данного района (монопсонический рынок труда). В сельских районах с перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию промышленностью, в регионах с сезонными отраслями промышленности рынки труда имеют свои особенности, которые учитываются в политике занятости.
Определение моделей и видов рынка имеют важное практическое значение, поскольку дает возможность выбора стратегии маркетинга в сфере занятости, исходя из особенностей экономического развития страны в целом и ее отдельных регионов, состава трудоспособного населения, политической ситуации, долговременных и краткосрочных программ социального развития.
В условиях перехода от планово-распорядительной системы к рыночной рынок труда проходит в своем развитии ряд этапов. По этому критерию можно было бы выделить понятие формирующегося или переходного рынка труда и развитого, зрелого рынка труда.
Макро- и микрорынки труда /6/ представляют собой подсистему единого рынка труда, охватывающего определенную территорию страны, региона. Эти подсистемы находятся в неразрывном единстве и постоянно взаимопроникают друг в друга. Одной из основных форм их взаимопроникновения являются текучесть и общий оборот рабочей силы, когда занятое на "внутреннем" рынке становится на какое-то время незанятым и наоборот, незанятое занятым. В то же время происходит интенсивное перемещение рабочей силы на микрорынках. Так, принятая на многих передовых предприятиях Японии, европейских стран и в России система профессионального продвижения кадров стимулирует процессы внутрифирменного движения рабочей силы и переводит спонтанные его формы в организованные.
Макрорынок труда - это интегрированный рынок, включающий различные частные рынки, сегментированные по группам профессий и специальностей. Интегрированный рынок труда следует понимать не как механическую сумму специализированных рынков, а как их совокупность, в которой частные рынки взаимодействуют друг с другом, создавая так называемый эмерджентный эффект. Эмерджентный эффект может, например, проявляться в расширении профессионального профиля субъектов рынка труда, перемене видов профессиональной деятельности, интеграции специальности и т.д.
Развитие рыночных отношений ведет к формированию интегрированного рынка труда, сегментированных как в территориальном (региональном) плане, так и в разрезе профессий, групп профессий, статусных социальных групп. Кроме того, интегрированный рынок труда включает так называемые внешние (на макроуровне) и внутренние (на микроуровне, на уровне предприятий, фирм), рынки труда.
В основе многообразия локальных рынков труда, образующих в совокупности интегрированный рынок, лежит многообразие конкретных видов труда как экономического товара и территориально-отраслевых условий их реализации. В своем развитии интегрированный рынок труда в России проходит ряд последовательных этапов, совпадающих в основном с этапами трансформации всей экономической системы в цивилизованную рыночную систему. Можно отметить, что к настоящему времени (вторая половина 90-х годов) процесс формирования интегрированного рынка труда еще далек от завершения, при этом наблюдается резкий перепад степени зрелости локальных рынков труда по территории страны. Весьма неравномерно также развиваются локальные рынки труда, сегментированные по отдельным профессиям и социальным группам.
Сегментирование рынка
Каждый субъект, осуществляющий маркетинговую деятельность, заинтересован в том, чтобы она была эффективной. Для достижения этого необходимо знать, как анализировать возможности рынка, отобрать подходящий целевой рынок, разработать комплекс маркетинга и претворить его в жизнь. Для выработки соответствующей стратегии участникам рыночных отношений необходимо иметь представление о том потенциальном рынке, на который они выходят. С позиции маркетинга такой потенциальный рынок устанавливается на основе сегментации. Потенциальный рынок, на котором выражают свой определенный спрос работодатели и конкретизируют свое предложение наемные работники, состоит из ряда отдельных сегментов. Каждый из них характеризуется схожими потребностями со стороны потребителей, одноименными свойствами рабочей силы или однотипным поведением наемных работников, а также готовностью и возможностью совершения найма рабочей силы. Сходные совокупности образуют целевые рынки.
Чтобы соглашение найма на рынке труда состоялось и было эффективным как для наемных работников, так и для нанимателей, одной из задач маркетинга выступает задача определения и удовлетворения целевого рынка. Для этих целей в арсенале маркетинга разработаны три альтернативных метода: массовый маркетинг, сегментация рынка и множественный(единичный) маркетинг, которые могут использоваться на рынке труда.
При массовом маркетинге предполагается, что потребители нуждаются в товарах и услугах с аналогичными характеристиками. Например, на рынке труда оцениваются все предложенные вакансии или учитываются все зарегистрированные безработные независимо от того, как они отличаются по профессионально-отраслевой структуре, квалификации и другим признакам. Для такого рода маркетинга типична ситуация разработки единого плана, ориентированного на общее решение проблемы (например, по вопросу трудоустройства тех, кто лишен работы). Но для привлечения внимания работодателей к каким-то отдельным группам работников такой подход недостаточен. Для того, чтобы вакансии были заполнены, необходимы не желающие работать вообще, а работники с конкретным профессиональным профилем. И сами работники чаще всего имеют совершенно определенные потребности в трудоустройстве. Поэтому выделение отличительных черт и свойств на рынке у групп продавцов - наемных работников и групп покупателей - работодателей может способствовать более успешному решению проблемы взаимодействия субъектов рыночных отношений, заранее ориентированных на сферы возможных контактов. Достигается это через сегментирование рынка - разбивку рынка на отдельные группы - сегменты на основе различий в нуждах, характеристиках или поведении. Применительно к рынку труда его сегментирование представляет собой процесс разбивки предложения рабочей силы и спроса на нее на группы, выражающие совокупности, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости.
Множественная сегментация связана с учетом возможностей двух и более сегментов, каждый из которых характеризуется отличительными совокупностями, по которым разрабатываются ориентированные на каждый сегмент планы маркетинга. Например, в разнообразных программах содействия занятости населения дается попытка осуществить множественную сегментацию через разработку специальных подпрограмм содействия занятости отдельным группам населения (женщинам, инвалидам). На ее основе формируется множественный маркетинг. Единичная сегментация делает упор на единственный сегмент рынка (поиск работников с конкретными свойствами рабочей силы) и составляет основу единичного маркетинга.
Массовый маркетинг эффективен в условиях массового производства. Его основная цель - максимизировать трудоустройство. Однако в условиях усиления конкуренции или обострения кризиса, сокращение спроса упор должен делаться на маркетинговые исследования, нацеленные на выход на отдельные сегменты рынка, способные улучшить заполнение имеющихся вакансий, уменьшить число невостребованных специалистов и облегчить поиск работы. В этой ситуации стратегия рыночной сегментации выражается в привлечении внимания к отдельным группам работодателей и наемных работников, представленных на рынке, поскольку они отражают реальное желание и возможности трудоустройства по отдельным рыночным сегментам. Сегментация рынка, тем самым, нацелена на узкую специфическую группу потребителей или продавцов на рынке через специализированный план маркетинга, который основывается на учете потребностей этого сегмента. Значит, стратегия рыночной сегментации состоит уже не в максимизции спроса, а в привлечении внимания к отдельным конкретным группам работодателей и наемных работников. В рамках множественной сегментации делается попытка сочетать стороны массового маркетинга и единичной сегментации. Поскольку она одновременно ориентируется на несколько сегментов, то это позволяет достигать ряда целей - максимизировать трудоустройство и сохранить принцип специализации для отдельных групп рыночных субъектов.
С точки зрения разработки целевых рынков для наемных работников маркетинг рынка труда можно представить матрицей [14] (см. табл.1):
Таблица 1
Маркетинг рынка труда для наемных работников
Общие | Маркетинговый подход | ||
характеристики | Массовый маркетинг | Множественная сегментация | Единичная сегментация |
Целевой рынок | Широкий круг потребителей-работодателей | Две или несколько хорошо ориентированных групп работодателей | Одна хорошо определенная группа работодателей |
Трудовые услуги | Предоставляемые массовыми профессиями | Отличительные черты для отдельных групп: молодых специалистов, женщин и т.д. | Услуги труда отдельных профессий для конкретных производств |
Заработная плата | Один принятый диапазон зарплаты | Отличительный диапазон в зарплате для каждой группы | Один диапазон в зарплате, приспособленный для одной группы наемных работников |
Ориентация в стратегии маркетинга | На различные типы работодателей через широкую программу маркетинга | На два или несколько сегментов рынка через различные маркетинговые планы, приспособленные к каждому сегменту | На конкретных нанимателей через узкоспециализирован-ную программу маркетинга |
Согласно общей теории сегментации ее объектами выступают потребности, продукты и предприятия, которые могут группироваться по различным признакам. Для потребителей это - географические факторы (например, общность региона проживания), демографические (половозрастной состав), уровень доходов, общность исторического развития и т.п. Для сегментации рынка с точки зрения представленных на нем товаров - продуктов и услуг - сегментация может вестись на основе зрения тех характеристик, которые они образуют (характер использования, способ применения и т.п.). Для сегментации рынка с позиций предприятий важное значение приобретают отраслевой профиль, задействованность в структурной перестройке и т.п. здесь особую роль играет учет тех факторов, которые влияют на деятельность предприятия сегодня или окажут доминирующее воздействие в перспективе.
Таким образом, сегментация рынка труда представляет собой процесс разбивки предложения рабочей силы и спроса на нее на группы, выражающие совокупности, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости.
Объектами сегментирования на рынке труда выступают как работодатели, так и наемные работники. Сегментация рынка с позиции работодателей позволяет оценить их потребности и наилучшим образом к ним адаптироваться. В тех случаях, когда объектом сегментации выступают наемные работники, формируется представление о тех группах, которые характеризуют их совокупность (по качественным и количественным характеристикам, поведенческим функциям и т.п.). Так, с позиции качества рабочих мест в самом общем виде рынок труда можно представить в виде двух основных его сегментов: рынка квалифицированных и низкоквалифицированных рабочих мест. В первом сегменте сосредоточены рабочие места, требующие квалифицированной подготовки определенного уровня. На них, как правило, заняты работники, имеющие высшее и специальное среднее образование. Они представляют административно-управленческий персонал, инженерно-технических работников, работников с высокой и средней квалификацией. Данная группа имеет относительно высокий уровень заработной платы и определенные стабильные гарантии занятости. Второй сегмент состоит из рабочих мест, занятость на которых не требует специальной подготовки и высокой квалификации. В него входят рабочие места, рассчитанные на квалифицированных рабочих, работников сферы обслуживания, служащих. Для этого сегмента характерны более низкий уровень оплаты труда и меньшие гарантии занятости.
Сегментацию же профессиональной структуры предложения рабочей силы можно провести по следующим группам:
· профессии высококвалифицированного, творческого и интеллектуального труда, спрос на которые растет;
· массовые сквозные профессии межотраслевого применения стабильного спроса: потребность производства в этих работниках определяется тенденциями экономики;
· непривлекательные профессии тяжелого, малоквалифицированного ручного и вредного труда, не соответствующие социально-культурным и психофизическим требованиям современной рабочей силы. До сих пор они характеризовались острым дефицитом кадров и низким качеством трудового потенциала;
· профессии, потребность производства в которых падает в результате структурной и технологической перестройки, и высвобождающиеся работники должны пройти переподготовку и переквалификацию;
· непристижные и малооплачиваемые профессии.
Большинство исследователей приходят к выводу о двойственности современного рынка труда, где функционируют по крайней мере два неконкурирующих друг с другом рынка труда, или два сегмента единого рынка труда. Наиболее упрощенная формула этой сегментации - наличие рынков: а) первичных (независимых и подчиненных) и б) вторичных рабочих мест и групп рабочей силы.
Первичные независимые рабочие места занимают специалисты с высшим и средним специальным образованием, управляющие и администраторы всех звеньев и высококвалифицированные рабочие. Это высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации, надежные гарантии занятости. Первичные подчиненные рабочие места занимают техники, административно-вспомогательный персонал и рабочие средней квалификации. Здесь также относительно высоки уровень заработной платы и гарантии занятости. Вторичные рабочие места, как правило, не требуют специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Они концентрируются преимущественно в небольших фирмах и на второстепенных предприятиях.
Однако можно констатировать появление в наиболее развитых странах нового типа сегментации рынка труда:
а) рынок, охватывающий быстрорастущие наукоемкие производства и отрасли сферы услуг с гораздо меньшим средним уровнем концентрации и смешанной в квалификационном отношении рабочей силой;