Программы развития территории
3.2.1. Программы – один из наиболее распространённых и очевидных инструментов территориального маркетинга. Программы представляют собой описание (письменное или устное) последовательности действий, которые должны привести к заявленному результату. Также программы содержат перечни источников ресурсов, в том числе людских, а также сроки выполнения отдельных действий и всей программы целиком. Достижение заявленного результата является целью разработки программы и всех действий по её реализации.
Программы могут иметь политическую окраску, то есть быть связанными с какими-то политическими процессами, и могут быть просто направлены на улучшение жизни и деятельности населения данной территории. Разделение на политические и неполитические программы достаточно условно, и практически любая неполитическая программа, в принципе, может быть использована её авторами как аргумент в политической борьбе.
Программы развития могут приниматься как законодательными и исполнительными органами управления территории (Пример: Программа развития дорожной сети территории), так и политическими партиями (Пример: Программа улучшения положения пенсионеров, принимаемая Партией пенсионеров), общественными организациями (Пример: Программа возрождения музыкальных традиций, принимаемая местным музыкальным обществом), отдельными промышленными предприятиями (Пример: Программа сокращения вредных выбросов, принимаемая металлургическим комбинатом) и даже отдельными людьми (Пример: Личная программа здорового образа жизни).
Программы могут быть как взаимосогласованными, то есть способствующими взаимной реализации, так и несогласованными, в лучшем случае не взаимодействующими друг с другом. Отдельно следует упомянуть о программах-конкурентах, которые, преследуя позитивные цели развития территории, претендуют на одни и те же ресурсы, социальные группы, сроки и т.п. В результате взаимодействия таких программ в местном сообществе может складываться о них неоднозначное, нередко негативное впечатление.
Ниже рассмотрены важнейшие группы программ развития территории.
3.2.2.Экономика Российской Федерации, большинства субъектов федерации и муниципальных образований на данном этапе своего развития характеризуется неким «порочным кругом бедности». Суть этого «круга» состоит в том, что соответствующая территория имеет «слабый» бюджет. «Слабый» бюджет порождает низкую заработную плату бюджетников и, соответственно, низкую их покупательную способность. Заработная плата на частных предприятиях, как показывает практика, отличается от зарплаты бюджетников незначительно и достаточно точно отслеживает её изменения. Население, пытаясь самостоятельно улучшить своё материальное положение, усиленно развивает «серые» и «чёрные» рынки. В результате имеет место низкая собираемость налогов, ведущая опять-таки к «слабому» бюджету. Ситуацию усиливают, как правило, неоднозначные межбюджетные отношения, а также низкое качество местных товаров и услуг. Поскольку внешние инвестиции здесь маловероятны, то единственный выход – мобилизация внутренних ресурсов путём стимулирования внутреннего спроса.
В этом случае наряду с различными финансовыми приёмами реальный положительный эффект дают программы территориального заказа. Суть этих программ заключается в направлении даже небольших бюджетных средств на развитие спроса на продукцию тех местных отраслей и предприятий, которые дают своей деятельностью мультипликационный эффект, то есть порождают спрос на продукцию смежных отраслей и предприятий.
Пример: Рынок жилья на любой территории Российской Федерации в силу исторических особенностей практически безграничен. Поэтому программа территориального заказа на жилищное строительство с частичным бюджетным финансированием или без него, под бюджетные гарантии или без них обеспечивает не только концентрацию и рациональное использование денежных средств, занятость населения и поступление налогов, но и сильный мультипликационный эффект в отраслях и предприятиях, производящих строительные и отделочные материалы, строительную и бытовую технику, мебель, посуду и т.п. Считается, что организация одного рабочего места в жилищном строительстве приводит к появлению в смежных отраслях и предприятиях 5-7 рабочих мест.
3.2.3.Другим направлением эффективной реализации территориального заказа является проведение конкурсов на выполнение работ, связанных с расходованием бюджетных средств и имеющих высокую социальную значимость для конкретной территории.
Пример: В любом муниципальном образовании каждый год решается вопрос о ремонте и строительстве школ, больниц, дорожного строительства, различных объектов коммунального хозяйства, благоустройства, обновлении их оборудования и т.п. Муниципалитет, объявляя конкурс на проведение подобных работ, не только создаёт конкурентные отношения между подрядчиками, но и может управлять мультипликационным эффектом от использования бюджетных средств.
3.2.4. Такие особенности экономики бывшего СССР, как относительно небольшое количество крупных предприятий, формирующих внутренний валовой продукт, практически без изменений передались современной Российской Федерации. Нерыночность сложившейся ситуации, выражающаяся в производстве большинством этих предприятий неконкурентоспособной продукции, приводит к экономическому спаду, росту безработицы, обнищанию населения, к образованию значительных ниш в производстве товаров и услуг. Во многих странах сложившаяся ситуация исправляется силами малого и среднего предпринимательства (бизнеса), обладающего несравненно большими возможностями в части маневренности денежными и иными ресурсами, а также большей конкурентоспособностью по сравнению с крупными предприятиями и потому способного ликвидировать товарный дефицит и снизить безработицу.
В Российской Федерации и её отдельных административных территориях также создаются программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Наиболее известна из них федеральная программа «Одно окно», суть которой заключается в осуществлении полной государственной регистрации вновь образующегося юридического лица при подаче в «одно окно» относительно небольшого стандартного пакета документов. Однако следует констатировать, что даже полное внедрение программы «Одно окно» во всех регионах не сдвинет серьёзно проблему развития малого и среднего предпринимательства, так как оно далеко не исчерпывается вопросами регистрации. Необходим целый комплекс программ поддержки, разработка которого находится в зачаточном состоянии.
3.2.5.Жители многих стран мира в силу разнообразных причин, в том числе моды, не испытывают большой склонности к накопительству и предпочитают тратить свободные денежные средства, посещая самые различные уголки мира, то есть занимаясь туризмом. По оценкам некоторых аналитических организаций ежегодно той или иной формой туризма занимается 1-2 миллиарда человек. Стремительное развитие туризма в мире можно сравнить только с развитием компьютерной техники и технологии. Ряд территорий мира за счёт туризма имеют до 50 % и более бюджетных поступлений. Неудивительно, что программы развития туризма занимают важное место в развитии этих территорий. Однако следует констатировать, что за исключением некоторых традиционно туристических территорий (Москва, Санкт-Петербург, зоны отдыха в Краснодарском крае) сколь-нибудь серьёзных программ развития туризма на местах в РФ не существует. Особенно это касается территорий, удалённых на значительное расстояние от западных границ РФ, то есть Севера, Поволжья, Урала, Сибири.