Организация маркетингового подразделения
Служба маркетинга— это организационная структура, целью которой является обеспечение маркетинговой поддержки деятельности предприятия. Служба маркетинга представляет собой административно-управленческое подразделение предприятия, которое выполняет маркетинговые функции.
Создание эффективно работающей организационной службы маркетинга позволяет предприятию в полной мере воспользоваться всеми маркетинговыми инструментам и добиться желаемой цели.
Фирма должна располагать возможностями для решения определенных задач, хотя некоторые из них могут выполняться на стороне. Например, нет необходимости проводить изучение рынка силами сотрудников самого предприятия, однако его руководство обязано проследить за тем, чтобы работа была выполнена на высоком уровне. Иными словами, хотя деятельность по изучению рынка осуществляется сторонними исполнителями, собственная организация фирмы должна планировать, санкционировать и направлять такую деятельность. Таким образом, кто бы ни был ответственным за маркетинг, он должен сознавать, что процесс маркетинга связан с выполнением ряда работ, которые можно подразделять на группы. Более того, выполнение данных работ можно включить, в обязанности определенных лиц, эффективность работы которых может быть измерена.
Это не означает, что для каждого вида работы в области маркетинга необходим отдельный исполнитель или специальный отдел. Во многих случаях один и тот же человек может отвечать за различные виды маркетинговой деятельности. В самых мелких фирмах одному лицу, возможно, придется взять на себя ответственность за процесс в целом. Тем не менее, тот факт, что одному человеку придется выполнять всю работу по маркетингу, отнюдь не означает, что эта работа перестает быть многогранной. Может оказаться, что один и тот же человек собирает о рынках данные, определяет свои цели. Затем он выходит на рынок, чтобы продать свой товар, и, наконец, оценивает результаты и размышляет о возможной рационализации всего процесса.
Однако на крупных предприятиях создаются отделы или даже управления по маркетингу.
Оптимальная структура службы маркетинга зависит от многих факторов: целей предприятия, условий макро- и микросреды, а также специфики самого предприятия, его размера, количества и степени однородности товаров, уровня квалификации сотрудников и т.д.
Организация и структура собственно отдела маркетинга существует как бы в четырёх измерениях:
- маркетинговые функции;
- товары и группы товаров;
- география сбыта (регионы);
- сегменты рынка.
Существуют различные схемы организации службы маркетинга:
- Функциональная — подразделения службы формируются в зависимости от выполняемых ими функций;
- Региональная – за каждым отделом маркетинговой службы закреплён регион обслуживания;
- Товарная — для каждого товара или группы товаров формируется свое подразделение, занимающееся их разработкой и продвижением;
- Рыночная — за каждым отделом маркетинговой службы закреплен свой товарный рынок;
- Смешанная форма организации маркетинговой службы;
- Матричная схема.
Функциональная схема организации службы маркетинга. За каждым специалистом или отделом службы маркетинга закрепляется одна из функций. Все отделы подчиняются руководителю службы маркетинга, который координирует их деятельность.
Если предприятие очень мало, то выполнение маркетинговых функций может взять на себя один человек. Основное достоинство такой схемы — простота. Сотрудники, специализирующиеся на выполнении определенной задачи, получают большой опыт и становятся профессионалами в выполнении возложенных на них функций.
Организация службы маркетинга по функциональной схеме целесообразна в случае, когда предприятие выпускает небольшое количество товаров. Если ассортимент предприятия достаточно широк, то организация по такой схеме неэффективна, так как специалистам трудно разрабатывать для каждого товара отдельные комплексы маркетинга. Кроме того, возможно проявление группового эгоизма (каждое подразделение переоценивает свою значимость и не считает нужным советоваться или учитывать пожелания и рекомендации других функциональных отделов) и возникновение проблем, связанных с координацией.
Заполнение штатной структуры службы маркетинга функциональной структуры может быть следующим:
- управляющий по исследованию рынка и контролю;
- управляющий по планированию маркетинга для каждого из товаров;
- управляющий по рекламе и стимулированию сбыта;
- управляющий по товародвижению и продажам (сбыту);
- управляющий по сервисному обслуживанию.
Недостатками такой структуры является то, что с расширением номенклатуры товаров и усложнением географии рынков структура службы становится дробной и труднее определять ответственность подразделений за общие результаты. При увеличении количества товаров, контролируемых одним маркетологом, возникает опасность недостаточного внимания с его стороны тем или иным из них.
Организация службы маркетинга по региональному (географическому) принципу. Такая схема организации службы маркетинга применяется предприятиями, которые работают на больших (с точки зрения географии) рынках.
Если предприятие реализует товар в разных регионах страны, то возможна организационная схема службы маркетинга, при которой каждое подразделение осуществляет полный маркетинговый цикл в одном или нескольких регионах (географических зонах). Организация службы по такому принципу целесообразна при наличии большого количества рынков, на которых выступает фирма, при не слишком большой номенклатуре выпускаемых товаров. При этом специалисты службы маркетинга могут проживать в закрепленных за ними регионах, что позволит им лучше узнавать клиентов и их потребности и экономить средства предприятия на командировочные расходы. Удобство здесь заключается в том, что регионы обычно достаточно независимы, обладают собственной функциональной инфраструктурой для изучения, планирования маркетинга, рекламы и сбыта. Недостатком такой схемы является возможное дублирование функций и сложность координации.
Организация службы маркетинга по товарному принципу. Маркетинг конкретного товара имеет большее значение потому, что дифференциация товара становится одним из главных факторов конкурентной борьбы. За каждым отделом маркетинга закрепляется конкретный товар или группа сходных товаров. В таком подразделении разрабатывается весь комплекс маркетинга для данного товара: товарная и ценовая стратегии, политика коммуникаций и сбыта.
Основными функциями управляющего по товару являются:
- составление плана и бюджета маркетинга своего товара;
- прогнозирование возможных изменений на рынке товара;
- сбор информации и изучение деятельности конкурентов;
- координация деятельности всех подразделений предприятия, влияющих на маркетинг конкретного товара;
- контроль над соотношением цен и соблюдением статей бюджета;
- введение новых товаров и снятие с производства старых.
Маркетинг-управляющему данного товара (группы товаров) подчиняются управляющие по рекламе и стимулированию сбыта, по товародвижению и продажам, по сервисному обслуживанию. Кроме того, управляющий по рекламе и стимулированию сбыта подчиняется главному управляющему по рекламе и стимулированию сбыта. Соответственно по данному товару (группе товаров) назначается управляющий по исследованиям рынка, подчиняющийся маркетинг-директору. Если предприятие очень крупное, то при каждом таком отделе может быть выстроена функциональная структура. Чем разнороднее производственная программа и динамичнее рынок, тем больше подходит для предприятия такая схема организации службы маркетинга. Основным достоинством этой структуры является то, что каждый отдел четко знает специфику товара и целевой аудитории, которой этот товар предлагается.
Недостаток такой структуры — большие затраты на оплату труда сотрудников, возникновение конфликтов между разными отделами. Кроме того, приобретая глубокие знания о товаре, специалист может уделять мало внимания функциям маркетинга.
Организация службы маркетинга по рыночному принципу. Каждый отдел обслуживает закрепленный за ним сегмент рынка. Такая структура целесообразна, когда сегменты достаточно велики и сильно различаются между собой. Основной задачей каждого отдела становится "поддержание тесных и длительных связей со своими клиентами по всем позициям ассортимента. Недостаток такой структуры: получив хорошие знания особенностей сегмента, специалист может столкнуться с трудностями при работе с отдельными товарами. От специалистов требуется универсализация знаний, что осложняет подбор необходимых кадров. При большом количестве рынков данная структура становится громоздкой. Кроме того, она хуже адаптируется к изменениям рынка.
Комбинированные (смешанные) варианты организации службы маркетинга. В таких структурах несколько функций реализуются на базе товарной или рыночной структуры, а остальные функциональные отделы обслуживают все направления (отдельные товары или рынки).
Матричная схема службы маркетингазаключается в создании подразделений маркетинга по комбинации признаков (товарный/рыночный + функциональный). Например, для каждого товара разрабатывается программа и назначаются специалисты, которые отвечают за ее разработку и реализацию. Одновременно каждая программа проходит и через функциональные отделы. Хорошо выстроенная матричная структура маркетинговой службы работает очень эффективно, но возникает дублирование обязанностей, конфликты и т. д.
Сравнительный анализ различных схем маркетинговых служб представлен в таблице 1.