Метод «многоугольника конкурентоспособности»
Число лучей многоугольника конкурентоспособности соответствует числу оцениваемых параметров конкурентоспособности товара. Все лучи многоугольника исходят из центра. В центре значение параметра равно нулю. На каждом луче отмечается в определенном масштабе шкала оценок этого параметра. Затем на каждом луче проставляются оценки параметров анализируемого товара и товара- образца. Линия, проходящая через полученные точки для каждого из товаров, образует многоугольник его конкурентоспособности (рисунок 9.2).
Метод построения многоугольника конкурентоспособности не позволяет получить обобщенное значение уровня конкурентоспособности товара.
Метод «радара конкурентоспособности»
В отличие от метода «многоугольника конкурентоспособности» данный метод позволяет получить обобщенную оценку уровня конкурентоспособности товара. Радар конкурентоспособности строится по следующим правилам:
• по числу оцениваемых параметров выбирается количество радиальных оценочных шкал, которые делят круг на равные сектора;
• значение оцениваемого параметра увеличивается по мере удаления от центра круга;
• градуировка шкал на радиальных прямых осуществляется таким образом, чтобы все значения критериев лежали внутри оценочного круга;
• качественные параметры, которые трудно выразить количественной оценкой, устанавливаются в баллах по заранее определенной балльной шкале;
• наличие какого-либо дополнительного устройства (например, для автомобилей — антиблокировочной системы, подушек безопасности, электроподогревателей зеркал) оценивается единицей, лежащей на окружности, его отсутствие — нулем, совпадающим с центром;
• радары оцениваемого товара и товара-образца строятся на одном круге [51].
Пример радара показан на рисунке 9.3.
Рис. 9.3. Радар конкурентоспособности товара |
Метод «радара конкурентоспособности» позволяет получить обобщенный критерий конкурентоспособности товара:
Конкурентоспособность анализируемого товара определяется по формуле:
Матричные методы
Матрица — это таблица, упорядоченная по строкам и столбцам. Существует множество модификаций матричного метода. Для более подробного рассмотрения представим пример матричного метода, изложенного в работе 151]. Данный метод предполагает оценку конкурентоспособности по следующей последовательности:
1) комплексная оценка конкурентоспособности с использованием совокупности групповых критериев;
2) градация уровня конкурентоспособности по трем группам качественной оценки — «ниже среднего» (0—40 баллов), «среднее» (41—70 баллов), «выше среднего» (71 — 100 баллов);
3) характеристика признаков по каждому единичному критерию анализируемого товара для отнесения к одной из групп; ,
4) расчет обобщенного показателя конкурентоспособности с учетом коэффициентов весомости групповых критериев по анализируемому товару и товару-образцу;
5) расчет интегрального показателя конкурентоспособности анализируемого товара как отношение обобщенного показателя конкурентоспособности данного товара к обобщенному показателю конкурентоспособности товара-образца.
Образец расчетной матрицы оценки конкурентоспособности товара показан в таблице 9.4.
Последовательность расчета рассмотрим на примере. Матрица конкурентоспособности для анализируемого товара представлена в таблице 9.5.
Матрица конкурентоспособности товара-образца представлена в таблице 9.6.
Обобщенный показатель конкурентоспособности: анализируемого товара:
1т = 0,5 • 92 + 0,1 • 98 + 0,1 • 99 + 0,2 • 35 + 0,1 • 80 = 80,7;
товара-образца:
1то6р = 0,5 • 80 + 0,1 • 70 + 0,1 • 30 + 0,2 • 42 + 0,1 • 65 = 64,9.
Интегральный показатель конкурентоспособности анализируемого товара составит:
Таким образом, конкурентные позиции анализируемого товара на 24 % выше, чем товара-образца.
Расчетные методы
Данные методы являются наиболее простыми, базируются на экспертных оценках. К ним относятся метод сум мы мест, метод балльной оценки, метод балльной оценки с учетом коэффициентов весомости параметров и др. Подробно сущность этих методов рассматривается в следующей теме, посвященной оценке уровня конкурентоспособности фирмы в целом. Наибольшее распространение в практике оценки получил метод балльной оценки с учетом коэффициентов весомости параметров оценки.
Комбинированные методы
В практической деятельности предприятий расчетные методы, как правило, комбинируются с матричными и графическими методами.
8. Зак. 691
Тема 10.