Метод «многоугольника конкурентоспособности»

Число лучей многоугольника конкурентоспособности соответствует числу оцениваемых параметров конкурен­тоспособности товара. Все лучи многоугольника исходят из центра. В центре значение параметра равно нулю. На каждом луче отмечается в определенном масштабе шкала оценок этого параметра. Затем на каждом луче проставля­ются оценки параметров анализируемого товара и товара- образца. Линия, проходящая через полученные точки для каждого из товаров, образует многоугольник его конку­рентоспособности (рисунок 9.2).

Метод «многоугольника конкурентоспособности» - student2.ru

Метод построения многоугольника конкурентоспособ­ности не позволяет получить обобщенное значение уровня конкурентоспособности товара.

Метод «радара конкурентоспособности»

В отличие от метода «многоугольника конкурентоспо­собности» данный метод позволяет получить обобщенную оценку уровня конкурентоспособности товара. Радар кон­курентоспособности строится по следующим правилам:

• по числу оцениваемых параметров выбирается коли­чество радиальных оценочных шкал, которые делят круг на равные сектора;

• значение оцениваемого параметра увеличивается по мере удаления от центра круга;

• градуировка шкал на радиальных прямых осущест­вляется таким образом, чтобы все значения крите­риев лежали внутри оценочного круга;

• качественные параметры, которые трудно выразить количественной оценкой, устанавливаются в баллах по заранее определенной балльной шкале;

• наличие какого-либо дополнительного устройства (например, для автомобилей — антиблокировочной системы, подушек безопасности, электроподогре­вателей зеркал) оценивается единицей, лежащей на окружности, его отсутствие — нулем, совпадающим с центром;

• радары оцениваемого товара и товара-образца стро­ятся на одном круге [51].

Пример радара показан на рисунке 9.3.

Рис. 9.3. Радар конкурентоспособности товара

Метод «радара конкурентоспособности» позволяет по­лучить обобщенный критерий конкурентоспособности товара:

Метод «многоугольника конкурентоспособности» - student2.ru

Метод «многоугольника конкурентоспособности» - student2.ru

Конкурентоспособность анализируемого товара опре­деляется по формуле:

Метод «многоугольника конкурентоспособности» - student2.ru

Матричные методы

Матрица — это таблица, упорядоченная по строкам и столбцам. Существует множество модификаций матрич­ного метода. Для более подробного рассмотрения пред­ставим пример матричного метода, изложенного в работе 151]. Данный метод предполагает оценку конкурентоспо­собности по следующей последовательности:

1) комплексная оценка конкурентоспособности с ис­пользованием совокупности групповых критериев;

2) градация уровня конкурентоспособности по трем группам качественной оценки — «ниже среднего» (0—40 баллов), «среднее» (41—70 баллов), «выше среднего» (71 — 100 баллов);

3) характеристика признаков по каждому единичному критерию анализируемого товара для отнесения к одной из групп; ,

4) расчет обобщенного показателя конкурентоспособ­ности с учетом коэффициентов весомости групповых кри­териев по анализируемому товару и товару-образцу;

5) расчет интегрального показателя конкурентоспо­собности анализируемого товара как отношение обоб­щенного показателя конкурентоспособности данного то­вара к обобщенному показателю конкурентоспособности товара-образца.

Образец расчетной матрицы оценки конкурентоспо­собности товара показан в таблице 9.4.

Последовательность расчета рассмотрим на примере. Матрица конкурентоспособности для анализируемого то­вара представлена в таблице 9.5.

Метод «многоугольника конкурентоспособности» - student2.ru

Метод «многоугольника конкурентоспособности» - student2.ru

Матрица конкурентоспособности товара-образца пред­ставлена в таблице 9.6.

Обобщенный показатель конкурентоспособности: анализируемого товара:

1т = 0,5 • 92 + 0,1 • 98 + 0,1 • 99 + 0,2 • 35 + 0,1 • 80 = 80,7;

товара-образца:

1то6р = 0,5 • 80 + 0,1 • 70 + 0,1 • 30 + 0,2 • 42 + 0,1 • 65 = 64,9.

Метод «многоугольника конкурентоспособности» - student2.ru

Метод «многоугольника конкурентоспособности» - student2.ru

Интегральный показатель конкурентоспособности анализируемого товара составит:

Метод «многоугольника конкурентоспособности» - student2.ru

Таким образом, конкурентные позиции анализируе­мого товара на 24 % выше, чем товара-образца.

Расчетные методы

Данные методы являются наиболее простыми, базиру­ются на экспертных оценках. К ним относятся метод сум мы мест, метод балльной оценки, метод балльной оценки с учетом коэффициентов весомости параметров и др. Под­робно сущность этих методов рассматривается в следую­щей теме, посвященной оценке уровня конкурентоспо­собности фирмы в целом. Наибольшее распространение в практике оценки получил метод балльной оценки с учетом коэффициентов весомости параметров оценки.

Комбинированные методы

В практической деятельности предприятий расчетные методы, как правило, комбинируются с матричными и графическими методами.

8. Зак. 691

Тема 10.

Наши рекомендации