Анализ ассортимента и ассортиментной политики

Ассортиментная политика – это принципы формирования набора товаров (услуг), которые производит или продает предприятие. Цель этой политики состоит в том, чтобы ассортимент предприятия, с одной стороны, наиболее точно соответствовал спросу покупателей, с другой стороны, позволяет оптимально распределить ресурсы предприятия и получить наибольшую прибыль. Чтобы выяснить это, необходимо провести его маркетинговый и экономический анализ.

При формировании нового ассортимента предприятия и при анализе существующего ассортимента, с целью его рационализации, необходимо определить, в первую очередь, маркетинговые характеристики, к которым относят структуру, ширину, полноту, глубину, устойчивость, новизну ассортимента. Они показывают, насколько ассортимент соответствует сложившейся на рынке структуре спроса, сколько и какие потребности показателей он может удовлетворить, какую возможность выбора предоставляет покупателям и, следовательно, каким потенциалом прибыли он обладает, насколько конкурентоспособным делает данное предприятие.

1) Структура ассортимента – это отношение определенных совокупностей изделий (классов, подклассов, групп, подгрупп, видов или разновидностей) к их общему количеству в ассортименте предприятия (в процентах). Показатели структуры ассортимента могут иметь стоимостное и натуральное выражения. Наиболее полное представление о маркетинговом аспекте структуры ассортимента дает оценка в натуральных показателях (количество тех или иных групп изделий, их соотношение).

2) Ширина ассортимента – количество ассортиментных групп (подгрупп или классов) товаров, предлагаемых данным предприятием. Она может оцениваться коэффициентом ширины. В обобщенном виде формула его расчета имеет вид:

Гф

Кш = ---- (1)

Гбаз

где Гф – фактическое количество групп (подгрупп) товаров, имеющихся в продаже;

Гбаз – общее (базовое) количество ассортиментных групп.

Фактической шириной может считаться количество ассортиментных групп, представленных в ассортименте предприятия (бытовая техника, радиоэлектронная аппаратура, одежда и т.д.). Базой для сравнения может быть перечень (и, соответственно, количество) ассортиментных групп товаров в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП). Данный классификатор представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации.

Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать предприятие, снизить его зависимость от одного типа товаров и покупателей, ориентироваться на разные потребности покупателей, стимулировать совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов в различные товарные группы. Кроме того, стремление увеличить ширину может ухудшить ассортимент по глубине.

При анализе ширины могут рассматриваться не группы, а подгруппы товаров. Например, в практике торговли выделяют следующие подгруппы швейных изделий: верхняя одежда, готовое платье, белье, головные уборы.

3) Полнота ассортимента – количество видов товаров, имеющихся в ассортименте предприятия. Выше, при оценке ширины ассортимента, рассматривался классификационный признак более высокого уровня – группа товаров. При оценке полноты рассматриваются виды товаров – признак классификации более низкого уровня. Например, в ассортиментной группе бытовой техники, стиральные машины, пылесосы, электробритвы и т.д.

Полнота ассортимента показывает соответствие фактического наличия видов товаров утвержденному ассортиментному перечню, существующим потребностям покупателей или перечню, существующим потребностям покупателей или перечню видов товаров в ОКП. Она характеризуется коэффициентом полноты ассортимента:

ВФ

Кп = ----- , (2)

Вбаз

где Вф – фактическое количество видов товаров, представленных в ассортименте предприятия;

Вбаз – Количество видов товаров по базе.

За базу для расчета коэффициента полноты может быть принято количество видов товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, представленное в ОКП или каком-либо отраслевом классификаторе продукции.

4) Глубина ассортимента – это число разновидностей товаров (сортов, моделей, модификаций, вариантов) по каждому виду товаров. Так, если предприятие предлагает зубную пасту в трех разных по размеру фасовках с двумя ароматами, то глубина ассортимента по данному виду товаров - 6. Глубина определяет способность ассортимента (и предприятия, соответственно) удовлетворять одну и ту же потребность покупателей из разных сегментов, людей с разными вкусами и предпочтениями. Кроме того, большая глубина ассортимента означает возможность выбора для покупателей, что повышает вероятность покупки. Однако, чрезмерное увеличение глубины затрудняет покупательский выбор и увеличивает затраты предприятия. Кроме того, по различным видам товаров может требоваться разная глубина ассортимента. Глубину можно оценить коэффициентом глубины:

Рф

Кг = ----- , (3)

Рбаз

где Рф – фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже;

Рбаз – количество разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем, условиями договора поставки и т.п.

Данный показатель можно рассчитать по отдельному виду товаров, имея в виду только его разновидности, а можно по всему ассортименту предприятия в среднем.

На основе анализа коэффициентов ширины, полноты и глубины можно сделать выводы о том, какие направления формирования ассортимента характерны для предприятия – узкая специализация, расширение ассортимента в рамках одной ассортиментной группы или увеличение числа ассортиментных групп. Делается вывод, насколько эти направления целесообразны для предприятия.

5) Новизна ассортимента определяется появлением новых разновидностей и видов товаров за определенный период времени. Она характеризует способность ассортимента удовлетворять изменяющиеся желания и предпочтения покупателей за счет появления новинок. С другой стороны, продвижение на рынке новых товаров всегда связано с риском. Поэтому высокий удельный вес новых товаров может означать рискованность ассортимента. Новизну можно оценить с помощью коэффициента обновления:

Рн

Кн = ----- , (4)

Рф

где Рн – количество новых разновидностей товаров, появившихся на момент оценки;

Рф – общее количество разновидностей товаров в ассортименте.

При расчете данного показателя необходимо определиться:

- что считать новым товаром – только принципиально новый товар или в определенной степени видоизмененный прежний товар, либо то и другое;

- за какой период времени учитывать появившиеся товары – за последний год, квартал полугодие, то есть до каких товар будет считаться новым.

Выбор периода зависит от отрасли, сферы деятельности предприятия, характера данного класса товаров.

6) Устойчивость (стабильность) ассортимента характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже и постоянный спрос на него. Устойчивость можно оценить с помощью коэффициента устойчивости:

(Рф1 + Рф2 + … + Рфп)

Ку = ---------------------- , (5)

Рбаз * n

где Рф1, Рф2,…, Рфn – фактическое количество разновидностей (или видов) товаров на моменты первой, второй и дальнейшей проверок;

Рбаз – базовое количество разновидностей (видов) товаров;

n – количество проверок, наличия товаров в продаже.

Наши рекомендации