Сущность фирменного стиля
На товар появится спрос, если грамотно организована реклама самой фирмы-производителя. Этому способствует создающая имидж корпоративная реклама, налаженные связи с общественностью (pablicrelations), известность и репутация кампании. Основой коммуникативной политики в данном случае является фирменный стиль (ФС), представляющий лицо фирмы на рынке и признанный обеспечить узнаваемость ее товаров и услуг среди конкурентов.
Понятие фирменного стиля зародилось относительно недавно, ему еще нет и сотни лет. Еще в древности искусные мастера помечали свою продукцию личным клеймом, которое условно можно трактовать как логотип. Кочевые народы накладывали знак собственности на скот.
Латинский эквивалент слову тавро - brand используется ныне для обозначения одного из ключевых понятий маркетинга. В средневековье клейма стали принадлежностью уже цеховых артелей. И уже в эпоху научно-технической революции с общим ростом численности населения и развитием рыночных отношений стало совершенно очевидно, что недостаточно выпускать качественную продукцию. Необходимо ее выделять среди конкурентов при помощи целого ряда устойчивых элементов, из которых стал формироваться фирменный стиль [2, c. 213].
В постиндустриальную эпоху сфера услуг заняла позицию не менее прочную, чем производственная сфера. А для организаций, оказывающих услуги уже в начале своего существования наличие фирменного стиля является жизненно необходимым. Западные компании уже давно осознали эффективность фирменного стиля в борьбе за клиентов: достаточно вспомнить такие компании как CocaCola, McDonalds, Nike, Nokia, Sony, Samsung, как тут же возникает узнаваемый зрительный, а то и вкусовой образ.
В эпоху развитого социализма советские компании, работавшие на экспорт, имели собственный фирменный стиль. Например, "Аэрофлот" сохраняет свой логотипи по сей день. В то же время, разница по уровню оформления между западными и российскими компаниями, работающими на одних рынках, в последнее десятилетие постепенно выравнивается.
«Фирменный стиль» - понятие, введенное теоретиками рекламы в начале XX века, когда количество компаний, работающих в одной области, критически возросло, и стала актуальной проблема их узнаваемости. За рубежом используются также термины «координация дизайна», «проектирование внешнего облика предприятия», «система идентификации».
Фирменный стиль (корпоративная идентичность) - это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарами и деятельности конкурентов. Фирменный стиль - это выставленная на всеобщее обозрение индивидуальность.
Фирменный стиль - это и средство формирования имиджа фирмы, а также определенный "информационный носитель", так как компоненты фирменного стиля помогают потребителю находить ваш товар и ваши предложения, формируя у него положительное отношение к вашей фирме, которая позаботилась о нем, облегчив процесс отбора информации или товара.
Понятие фирменного стиля тесно связано с понятием имиджа, так как фирменный стиль - это как бы оболочка, которую наполняют конкретным содержанием. А эта, наполненная, оболочка плюс мероприятия по PublicRelations (ПР) и создают понятие имиджа фирмы.
Краткие выражения про фирменный стиль:
- это средство формирования имиджа компании;
- это ваша индивидуальность;
- это лицо Вашей компании;
- непременный спутник вашего успеха на рынке;
- это ваше преимущество перед конкурентами;
- это всегда заявление о себе в социуме;
- это философия компании;
- почти первая вещь для компании;
- выходной костюм компании;
- это динамичная система, присутствующая в любом медиа-средстве;
- это графическое отображение сущности компании;
- он четко отображает энергию души компании;
- визуальное, информативное средство коммуникации с потребителем;
- упаковка вашей компании [2, c. 215].
Зачем нужен фирменный стиль и как его использовать? Кто-то разрабатывает фирменный стиль по принципу "иметь фирменный стиль - модно и современно". Другие действуют по принципу "и я тоже". Кому-то фирменный стиль может понадобиться в предпродажной подготовке по требованию инвесторов. Но настоящая потребность в разработке фирменного стиля возникает лишь тогда, когда осознаются выгоды от его использования.
Фирменный стиль нужен для того, чтобы:
Посредством индивидуальности и единства графических и др. констант, выделиться среди конкурентов, стать узнаваемым (идентификация) и хорошо запоминаемым. Если вас быстрее узнают, то быстрее начинают сотрудничать. Из-за хорошей узнаваемости уменьшается количество средств, потраченных на рекламные кампании. Наличие фирменного стиля (хорошего) значительно повышает эффективность рекламы.
Для завоевания доверия у потребителей, партнеров по бизнесу. Если у вас гармоничный, грамотный, красивый фирменный стиль, то он обязательно вызовет доверие, а это важный фактор для осуществления главного в бизнесе - сотрудничества. Нет сотрудничества - нет прибыли. Плохое сотрудничество - "плохая" прибыль. По одежке встречают.
Для демонстрации преемственности к деятельности, позиционированию.
Каким должен быть фирменный стиль?
1 Быть индивидуальным, запоминающимся - повышает эффективность рекламы
2 Быть эстетичным, гармоничным, красивым - доверие
3 Демонстрировать преемственность к деятельности, позиционированию - повышает эффективность рекламы
4 Соответствовать технологическим требованиям, при использовании фирменного стиля в рекламе (при нанесении элементов на рекламные носители) - сохраняет идентификацию (узнаваемость).
Есть два мнения о том, когда надо разрабатывать собственный фирменный стиль:
- сразу, как только образовалась фирма;
- по мере накопления достаточного количества средств и закрепления устойчивых направлений деятельности [6, c. 68].
Правильней было бы сказать, что фирменному стилю надо уделять внимание всегда, начиная с первых дней создания фирмы.
Вы регистрируете фирму с определенным названием, это имя фирмы - уже носитель определенного стиля. Далее вы заказываете печать фирмы, которая представляет собой шрифтографическую композицию и может быть носителем фирменного стиля... и так далее, на каждом шагу по созданию своей фирмы Вы встречаетесь с дилеммой: задуматься над привнесением фирменного стиля в то, что Вы создаете или отложить эту головную боль на потом?
На самом деле, если Вы не уделяете внимания созданию фирменного стиля своего предприятия, стиль все равно складывается, но бессистемно, хаотично. Другими словами - Вы создаете в этом случае плохой стиль. Чем дольше это продлится, тем труднее будет исправлять.
Основой фирменного стиля являются его константы – главные и неизменные элементы: товарный знак (логотип+фирменный знак); цветовая гамма; фирменный шрифт; фирменный блок; схема верстки; корпоративный герой.