Разработка фирменного стиля.

3.1 Разработка фирменного стиля на примере туристского предприятия

«Отдых без границ»

Для грамотной разработки фирменного стиля недостаточно ресурсов, которыми обладает дизайн-студия. Фирменный стиль предприятия, к разработке которого не подключаются специалисты маркетинга и брендинга может оказаться малоэффективным.

На основании анализа использования фирменного стиля на предприятиях туриндустрии следует рассмотреть индивидуальный фирменный стиль для созданного туристского предприятия.

Туристское предприятие, заниматься турагентской и туроператорской деятельностью и включает в себя два направления:

Внутренний туризм:

• круглогодично санатории, пансионаты, базы отдыха Нижегородской, Кировской, Ивановской области;

• санатории, пансионаты, базы отдыха на Черноморском побережье Кавказа;

• экскурсионные маршруты по территории России;

Выездной туризм:

• экскурсионные маршруты в Европу, Скандинавию;

• пляжный туризм Испания, Египет, АОЭ, Турция, Болгария;

Необходимо применить технологию по созданию фирменного стиля предприятия:

1) Товарный знак

Изначально было несколько вариантов названия предприятия, одним из них был «МИР БЕЗ ГРАНИЦ», но поскольку уже было зарегистрировано туристское предприятие с таким названием, пришлось от него отказаться, для того чтобы предприятие не вызывало незаслуженных положительных или отрицательных эмоций у потенциальных потребителей. В итоге было принято решение трансформировать его в другое название «ОТДЫХ БЕЗ ГРАНИЦ». Название отображает специфику и цель работы предприятия, а также четко несет в себе обширное описание услуги данного предприятия. Оно легко запоминаемо и легко произносимо. Наименование предприятия использовано в качестве товарного знака. Название зарегистрировано в качестве словесного и изобразительного товарного знака. Регистрируемый товарный знак соответствует требованиям Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Данный торговый знак:

• не противоречит по своему содержанию общественным интересам принципам гуманности и морали;

• не является ложным или способным вести в заблуждение потребителя;

• имеет признаки различия;

• не представляет собой государственные гербы, флаги, эмблемы; официальные названия государств, сокращенное или полное наименование международных межправительственных организаций; официально контрольные гарантийные и проблемные клейма, печати; награды;

• не входит во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

• не является общепринятым символом и термином;

• не указывает на вид, качества, свойства, назначения, ценность товара, а также на место и время их производства и сбыта;

• не является названием известным в стране произведения науки, литературы и искусства или цитаты из произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права и соответствующего компетентного органа.

2) Графический товарный знак

В графическом товарном знаке использованы принципы ярлыка.

Это простой, даже примитивный по форме знак, который является простым силуэтом определенного объекта. В данном случае акцент уделен букве «О» и слову «ОТДЫХ» с туризмом, путешествием по земному шару, что и вылилось в знак глобуса, а заодно и первой буквой созданного предприятия. На таком силуэте четко пишется идентифицирующее его слово, являющееся также и названием.

3) Фирменная шрифтовая надпись (логотип)

В логотипе использовалась геометрическая фигура круг. Он является символом Солнца и Луны, одним из самых распространённых символов. Символ бесконечности, вечности, совершенства. Он не несет отрицательной энергии, как например крест или свастика. Достаточно распространен и быстро узнаваем (человек, даже если он не заинтересован, подсознательно обращает внимание) при визуальном поиске данного знака. Шрифтовое написание с выделением первой буквы в графический простой знак (глобус) и соединение всех трех слов в единой законченной композиции. Получился легко читаемый и в то же время индивидуально своеобразный знак.

4) Фирменный блок

Созданный товарный знак несет в себе сочетание логотипа и слогана, что является фирменным блоком компании. Отличительная черта - расположение слогана в верхнем правом углу композиции, что является особенным в данном товарном знаке и отличным от обычного расположения слогана.

5) Фирменный лозунг (слоган)

«Минздрав рекомендует – отдых без границ».

Слоган достаточно известен, но использован в другом качестве. Минздрав - организация, которая внушает доверие и вызывает положительные эмоции. Также здесь присутствует название предприятия, что тоже является повторением и запоминанием, хотя полный смысл слогана - это просто утверждение факта того, что отдых рекомендует сам Минздрав, причем ничем не ограниченный.

В придуманном слогане присутствуют все нужные качества. Оригинальность, здесь есть новый взгляд на давно известные утверждения. Краткость, конспективность, лаконичность.

6) Фирменный цвет

В процессе создания цветовой гаммы выбрано несколько вариантов исполнения логотипа. Психология цвета является немаловажным составляющим фактором воздействия на психологию человека. Легкость и прозрачность тропических цветов располагает к выбору именно этой гаммы в сфере туризма и отдыха (белый, бирюзовый и фиолетовый). Выбранные цвета не являются контрастными и яркими, но в то же время привлекают к себе внимание гармоничным сочетанием. Тропическая гамма несет в себе напоминание о жизни на экзотических островах, благоухающих цветах, выбеленных солнцем домиках на берегу океана, об экзотических рыбках и ледяных напитках. Ассоциируется с отдыхом, морем, солнечным летним днем. Несет в себе чувство спокойствия и нирваны, ощущение счастья радости и беззаботной романтики.

Удобочитаемость является одним из важнейших достоинств хорошего шрифта. В логотипе использованы 2 простых шрифта, в слове «ОТДЫХ» выделенным надежным шрифтом, также обыгрывается легким не несущим в себе угрозы, бирюзовым цветом. А «БЕЗ ГРАНИЦ» написано легким курсивом, что говорить потребителю о том, что разнообразие продукта и услуги не ограниченно, хотя в этом сочетании использован более утверждающий цвет – фиолетовый. Цвет воздействует на зрителя своими физическими и психо-субъективными качествами. Главное назначение шрифта, правильно передавать содержание, выражаться целенаправленно и по возможности немногословно. Удобочитаемость способствует психо-субъективному отношению к тексту, готовности к чтению, предопределяя привычки и ожидания зрителя.

7) Постоянный коммуникант (лицо фирмы)

Лицо фирмы представляют руководители предприятия во всех статьях и очерках СМИ, на презентациях и выставках.

8) Фирменный персонаж (корпоративный герой)

Первая буква названия несет в себе образ глобуса или земного шара, что и может быть обыграно в качестве корпоративного героя. [16, c. 57-58]

3.2 Фирменный стиль и Brand-book

Разработка качественного, эффективного фирменного стиля предприятия не обходится без услуги по созданию brand book.

Brand book - это своеобразная «библия» бренда, представляющая собой совокупность подробной информации о торговой марке, её миссии, легенде, позиционировании, требованиях предъявляемых к упаковке, маркировке продукта и рекламным материалам.

Для серьезного бизнеса недостаточно только разработать фирменный стиль. Дизайн нового, качественного фирменного стиля требует обязательной подробной инструкции для максимально эффективного применения. Фирменный стиль и логотипы – это элементы айдентики (Айдентика – от англ. Identity – идентичность, индивидуальность) компании и брендов, которые требуют строгих и внимательных правил обращения с ними. Фирменный стиль, а также логотипы, которые применяются неграмотно с точки зрения правил дизайна, композиции и т.д. наносят ущерб бизнесу.

Brand book прежде всего объясняет логику, использованную при разработке нового фирменного стиля. Этот документ просто и наглядно объясняет, почему определенные элементы дизайна были использованы в фирменном стиле. Brand book также дает аргументированные объяснения, почему и каким образом логотипы и фирменный стиль должны быть использованы в различных графических форматах коммуникации.

Именно brand book помогает грамотно использовать фирменный стиль и логотипы, поскольку, с точки зрения соответствия имиджу и позиционированию бренда, крайне важно, чтобы все коммуникации тороговой марки были выполнены в едином стиле и выражали общую идею. Brand book является инструментом маркетолога, бренд-менеджера и других специалистов, помогающим оперировать общими элементами и свойствами бренда, в том числе логотипами и фирменным стилем. Brand book может быть разным по своей структуре и объёму информации в зависимости от потребностей каждого конкретного клиента.

Основная задача brand book - сохранение узнаваемости торговой марки, её отличительных черт, визуальная отстройка от конкурентов, охрана эксклюзивности. Таким образом, создание фирменного стиля организации нельзя считать эффективным без качественной разработки brand book. Brand book является главной, централизующей единицей в инструментарии производителя, систематизирующей все элементы бренд-айдентики.[23]

Заключение

Фирменный стиль - это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео и др.), которые обеспечивают единство по всем изделиям предприятия и мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров предприятия, но и всей ее деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов.

Фирменный стиль – это характерный для данного предприятия язык, своеобразное удостоверение личности предприятия, его опознавательный знак, визитная карточка. Все функции фирменного стиля, так или иначе, связаны с созданием образа предприятия, который должен запоминаться и быть привлекательным для основного типа его потребителей.

Среди основных функций фирменного стиля - функции доверия, идентификации и эффективности рекламы. Постоянные элементы фирменного стиля экономят время потребителя, упрощают для него процесс совершения покупки или потребления услуг и вызывают положительные эмоции, ассоциирующиеся с именем и образом предприятия. Однако если реальный и искусственно созданный образы находятся в противоречии, то маркетинговые мероприятия могут принести больше вреда, чем пользы.

Фирменный стиль, предполагает разработку символов фирмы: торговый знак, логотип, фирменный блок, слоган, фирменный цвет и т.д.

Фирменный стиль в полном объеме представляется в документе под названием «brandbook» - это развернутое многостраничное описание всех элементов фирменного стиля и правил их применения.

Разработкаbrandbook – трудоемкий процесс, к которому всякий раз необходимо подходить индивидуально, поскольку в мире нет двух одинаковых предприятий с абсолютно одинаковыми потребностями.

Для грамотной разработки фирменного стиля недостаточно ресурсов, которыми обладает дизайн-студия, необходимо так же подключение специалистов маркетинга и брендинга.

Процесс разработки фирменного стиля и логотипа должен координироваться с бизнес - задачами и маркетинговыми целями.

Таким образом, процесс по созданию фирменного стиля предприятия начинается с разработки идеологии, текстовой и визуальной концепции фирменного стиля на основе маркетингового анализа.

В заключение, необходимо еще раз подчеркнуть, что фирменный стиль играет неоценимую роль для создания торговой марки. В свою очередь торговая марка с устойчивой репутацией обеспечивает устойчивый объем производства и доходов. Устойчивая марка необычайно живуча, и это свойство со временем дает огромную экономию средств.

Грамотно разработанный фирменный стиль, товарный знак – это сильный образ и впечатление зрителя, сильное впечатление - это долгосрочная визуальная память и лояльность потребителей, сочетание этих компонентов - часть нематериальных ценностей бренда, именно та часть, которая влияет на окончательную стоимость бренда. Именно поэтому разработка и дальнейшее эффективное, качественное использование фирменного стиля предприятия - одна из необходимых предпосылок успеха бизнеса.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс РФ.

2. Федеральный закон об основах туристской деятельности в РФ: от 1 июня 2007 года.

3. Варлоу Д., Стюарт П. Сервис, ориентированный на бренд. Новое конкурентное преимущество. Издат. дом «Олимп-Бизнес», 2007 г.

4. Випперфюрт А. Вовлечение в бренд: как заставить покупателя работать на компанию. Издат. дом «Питер-Пресс», 2007 г.

5. Гольман И.А., Добробабенко Н.С. Практика рекламы. - Новосибирск: СП «Интербук», 1991.

6. Гольман И.А. Рекламная деятельность. Планирование. Технологии организации. Издат. дом «Гелл-Принт», 2002 г.

7. Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки. - М., 1989.

8. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учеб. / А.П. Дурович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: «Новое знание», 2001.

9. Йосимштайлер Н.С. Бренд-лидерство. Новая концепция брендинга. Издат. дом Гребенникова, 2003 г.

10. Кристофер Лавлок. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии, 4 изд. М.: Издат. дом «Вильямс», 2005.

11. Котлер Ф. Маркетинг в индустрии гостеприимства /Пер. с англ. – М.: «ИНФРА-М», 2002.

12. Кеварков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии. Издат. дом «Новое знание», 2003 г.

13. Кузнецов И.Г. Фирменный стиль компании. Изда. дом «ДоминионМ»,

2007 г.

14. Манн И.: Маркетинг на 100%. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.

15. Надо Р.: Живые бренды. Новый подход к созданию и продвижению брендов. - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2008.

16. Ромат Е.В. Реклама. – СПб: Питер, 2002.

17. Рэнделл Дж. Брендинг: Основы брендинга; Реклама бренда; Планирование и организация брендинга: Краткий курс. - М: «Фаир-Пресс /Гранд», 2005.

18. Рожков И.Я., В.Г. Кисмерешкин: От брендинга к бренд-билдингу. – М.: «Гелла-Принт», 2004.

19. Сидоров С.А.: Психология дизайна и рекламы. – М.: «Современная школа», 2009.

20. Скамарина В.П., Алан Грегори. Фирменный стиль известных компаний, 2008 г.

21. Хэли М.: Что такое бренд. – М.: «АСТ», 2008.

22. http://tourlib.net/turros.htm.

23. http://brandbook.elslon.ru.

24. http://www.soldis.ru/services/detail/razrabotka-firmennogo-stilya/.

Наши рекомендации