Алгоритм оценки конкурентоспособности предприятия
Алгоритм определения конкурентоспособности предусматривает:
§ определение цели оценки;
§ определение областей (видов деятельности), учитываемых при анализе;
§ выбор базы сравнения;
§ определение характеристик, подлежащих измерению;
§ оценка выбранных характеристик;
§ расчет обобщенного, интегрального показателя конкурентоспособности;
§ выводы о конкурентоспособности.
В качестве характеристики конкурентоспособности можно рассматривать степень соответствия предприятия ключевым факторам успеха на рынке. В этом случае конкуренты не просто сравниваются — оцениваются их способности к достижению успеха.
Оценить конкурентоспособность организации можно также на основе сравнительного анализа устойчивости предприятия и его основных конкурентов к возможным рискам на рынке. Если рассматривать риски только как негативные проявления среды, то подобный анализ выявляет требования к деятельности предприятий отрасли, а более высокая устойчивость предприятия свидетельствует о более высокой конкурентоспособности.
Маркетинговые подходы к оценке конкурентоспособности, в отличие от финансово–экономических, в большей степени оперируют качественной (обычно экспертной) информацией. При этом общий подход к оценке конкурентоспособности (как предприятия, так и его продукции) заключается в выборе перечня характеристик, определении их относительной важности (веса в общей оценке, %) и оценке этих характеристик для предприятия и его основных конкурентов.
Е. П. Голубков предлагает для оценки конкурентоспособности организации использовать 16 факторов результативности деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно–исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности.
Показателем конкурентоспособности организации является доля предприятия на рынке: чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тем выше ее конкурентоспособность. Доля рынка предприятия и темп роста рынка свидетельствуют об эффективности маркетинговой деятельности предприятия, которая проявляется в наличии спроса на продукцию предприятия. При увеличивающейся или неизменной доле предприятия можно говорить о том, что предприятие на рынке конкурентоспособно. Если же доля предприятия на рынке снижается, то это значит, что оно не способно конкурировать.
3.Исследование рынка поставщиков.
Процесс закупки представляет собой цепочку взаимосвязанный действий. Начинается он с составления заявок, а заканчивается практическим поступлением требуемых товаров в нужном количестве с соблюдением качества в заданные сроки, а самое главное, что может оказаться лимитирующим фактором, – на приемлемых условиях.
Таким образом, процесс закупки заканчивается выполнением заказа, сделанного на основании имеющихся заявок конкретному поставщику. Поэтому необходимо, чтобы заявки на закупку были своевременно сформулированы, поставщики правильно выбраны, а заказы на поставку и договора с поставщиками правильно и своевременно составлены и оформлены.
Планирование и проведение деятельности по закупке и поставке начинается с выбора соответствующих данной заявке поставщиков. Выявление и изучение источников закупки и поставки не является разовым мероприятием, а должно проводиться систематически, базируясь на различных источниках информации.
Таким образом, разнообразие и большое число потенциальных поставщиков требуемой продукции делает весьма актуальной проблему выбора тех из них, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно–сбытовую деятельность вашей компании или фирмы.
В целом эта проблема может быть подразделена на 3 этапа:
– выявление потенциальных поставщиков;
– анализ выявленных поставщиков;
– определение рейтинга и ранжирование выявленных поставщиков.
Завершающим этапом для принятия решения о выборе поставщика является определение их рейтинга и ранжирование. Однако этот процесс является неоднозначным и носит творческий характер.
4.Маркетинговые исследования потребительских предпочтений.
Маркетинговое исследование потребительских предпочтений представляет собой способ исследования, направленный на понимание поведения и предпочтения потребителей, угроз и возможностей для вашего бизнеса.
Главная цель при проведении маркетингового исследования потребительских предпочтений – это снижение неопределённости при принятии тех или иных управленческих решений.
Главными задачами маркетингового исследования потребительских предпочтений являются:
– Определение потенциальной и текущей ёмкости рынка. Понятие ёмкости помогает понять пределы развития в определённой области;
– Анализ конкурентов. Позволяет понять, какие стратегии и тактики следует применять в бизнесе, учитывать поведение конкурирующих предприятий;
– Определение динамики и долей основных игроков на рынке;
– Анализ потребителей. Позволяет скорректировать цены и адаптировать их под запросы потребителей, оптимизировать рекламную политику и каналы продвижения.
Маркетинговое исследование потребительских предпочтений – это актуальные и важные исследования. При анализе потребителей определяется целевая аудитория услуги или товара, цель приобретения товара, платежеспособность покупателей. Фирма должна досконально изучить своего потребителя.
При маркетинговом исследовании потребительских предпочтений выявляются основные факторы, влияющие на активность покупателей. Для современного рынка характерны определённые законы. Специалисты должны просчитать и заранее предсказать, как будет вести себя потребитель. Маркетинговые исследования потребительских предпочтений позволят своевременно изменить рекламную политику, выпускаемую продукцию, оптимизировать каналы продаж. Специалисты способны увидеть, какое будущее у выпускаемого или реализуемого товара.
Проводимые маркетинговые исследования потребительских предпочтений помогают определить свободные сегменты, поведение и настроение покупателя, степень его удовлетворённости тем или иным товаром, подобрать наилучшее соотношение цена/качество.
Одними из методов маркетинговых исследований потребительских предпочтений являются интервью и опросы, проводимые в месте покупки товара или услуги. Если исследование проведено грамотно, то оно станет основным источником при постановке маркетинговых задач и при проведении сегментации рынка.
5. Исследованием поведения покупателей в торговом зале занимается Мерчандайзинг.
Мерчендайзинг – это методика, которая позволяет за счет лучшего учета психологии поведения покупателей значительно увеличить продажи, как отдельных товаров, так и товарооборот в целом по магазину.
Основной принцип мерчандайзинга – все должно быть на виду, доступно, привлекательно и удобно для покупателя.
Задачи Мерчандайзинга тесно связаны с комплексом маркетинга: создание благотворной атмосферы, продуманный ассорти, приемлемые цены, планировка, освещение, оформление…
Необходимый ассортимент продукции, присутствующий на складе магазина, должен быть представлен в торговом зале.
Позиции, представленные на витрине, должны быть доступны в продаже.
Правило сроков хранения и ротации товара на полке
При пополнении запаса в торговом зале товар, поступивший со склада, должен ставиться назад, а уже имеющийся на полке товар – передвигаться вперед. При этом надо проверить сроки хранения.
При распределении торговых площадей специалисты начинают с того, каждому товару выделяется место в соответствии объемом продаж.
Товары, приносящие наибольшую прибыль и имеющие наилучшие показатели продаж, должны находиться на лучших местах в торговом зале и на торговом оборудовании.
Задача рекламы в магазине – обеспечить встречу покупателя с товаром. Покупатель, рассматривающий товар, более склонен к покупке, если он получит о товаре необходимую ему информацию.
Цена продукта должна быть обозначена четко и хорошо видна покупателю, ценник не должен закрывать упаковку товара.
Ценники должны быть расположены так, чтобы покупателю было предельно ясно, какой ценник к какому продукту относится.
Полки, продукция, и рекламные материалы должны содержаться в чистоте и неповрежденном виде.
принципы мерчандайзинга.
Компоненты атмосферы торгового зала
– Визуальные компоненты атмосферы магазина – Световые эффекты, Цвет
– Музыка
– Запахи составляют основу обоняния, оказывают самое сильное и быстрое влияние на эмоциональное состояние человека, позволяют оперативно формировать атмосферу.
– Торговый персонал
Скопление людей в магазине может привести к сокращению времени пребывания посетителя в магазине или откладывание им несрочных покупок; отсутствие людей может посеять сомнение в том, что магазин пользуется популярностью.
–Парковка автомобилей возле магазинов.
Цель мерчендайзинга для Розницы: увеличить прибыль, оптимизировать ассортимент, поддержать имидж магазина, сформировать спрос на продукцию, увеличить степень удовлетворенности, расставить акцент в соответствии с атмосферой.
Цель для поставщика: увеличить продажи, представить на рынке больше ассортимента, обращать внимание на новые продукты спецпредложениями, сформировать приверженность к отдельным маркам.
6. Исследование маркетинговых возможностей предприятия.
Одним из самых распространенных методов, оценивающий в комплексе все внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT – анализ.
SWOT – анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Залог успеха любой компании является умение определять открывающиеся рыночные возможности. Ни одна фирма не может существовать отдельно от изменяющихся потребностей рынка, производя одни и те же товары. Многие фирмы продвигают современные товары, которые составляют львиную долю их продаж и прибыли. Любая фирма, желающая остаться на плаву должна научиться открывать рыночные возможности, исследуя товар конкурентов, новые высокотехнологичные разработки, как в России, так и за рубежом. Одним из действенных приемов в маркетинговой деятельности является составление матрицы возможностей предприятия по товарам и рынкам. Анализ возможностей предприятия необходимо проводить по таким разделам как: − Производство. − Распределение и сбыт продукции − Организационная структура и менеджмент − Маркетинг − Финансы .Методы анализа маркетинговых возможностей предприятия – это соотношение определенных областей потребительских нужд и реальных ресурсов предприятия по их удовлетворению для получения прибыли. Анализ маркетинговых возможностей является основой для принятия управленческих маркетинговых решений и планирования действий по внедрению решений в производство. Маркетинговая возможность фирмы – привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества. Маркетинговая возможность должна отвечать целям и ресурсам компании, давая адекватную оценку существующему производству и являясь основой для стратегического планирования. Основной базой для стратегического планирования является анализ хозяйственного портфеля предприятия, что в свою очередь определяет дальнейшую стратегию, специализацию и сфер деятельности предприятия.