Формы и методы государственного регулирования цен
Государственное регулирование цен охватывает в той или иной мере всех участников процесса ценообразования, поскольку определяет условия, порядок формирования и применения цен. Однако глубина, сила, продолжительность и формы воздействия существенно различаются в зависимости от субъектов и объектов регулирования. Так, минимальное воздействие на цены имеет место в том случае, когда рынок близок к конкурентному. При наличии монополистических структур в экономике государственное регулирование должно усиливаться. Именно монополизированные сферы экономики являются основным объектом государственного регулирования в области ценообразования.
Большинство стран использует установленные правила ценообразования, которые оформляются в виде законодательных актов, pегла-ментирующих порядок и методологию формирования цен. Формы государственного управления процессами ценообразования могут быть самыми различными: от прямого директивного установления цен или их предельного уровня до общественного осуждения производителей, завышающих цены. Однако общепризнанными считаются два основных метода государственного регулирования цен, к которым относятся прямое и косвенное регулирование.
Прямые методы регулирования используются в том случае, когда государство в лице своих органов управления непосредственно воздействует на порядок определения, структуру и уровень цен. Это касается порядка определения уровня затрат (калькулирование себестоимости), уточнения состава затрат соответствующими нормативными документами, определения расходов, возмещаемых из прибыли, установления норматива рентабельности на продукцию предприятий-мо-нополистов и т. д.
В самом общем виде прямое регулирование цен предполагает, во-первых, установление минимальных цен; во-вторых, установление максимальных цен; в-третьих, установление ценового коридора (верхний предел защищает потребителя продукции, а нижний – производителя, обеспечивая минимальный доход и не допускающий разорения).
Конкретизация названных выше прямых методов ценообразования может быть осуществлена по следующим направлениям:
• прямое административное регулирование или их пределов на продукты ряда отраслей (медикаменты, почтовые и дорожные тарифы и др.);
• ограничение возможностей соглашений о ценах в рамках антимонопольного законодательства;
• запрещение ценовой дискриминации;
• соглашение государственных органов об уровне цен или их динамике с производителями;
• антидемпинговое законодательство, направленное на защиту национальной экономики от влияния внешнего рынка.
Характерно, что многие из промышленно развитых стран не обходятся без прямого регулирования ценна продукты питания и сельскохозяйственную продукцию. Уровень поддержки, выраженный в виде процентного превышения внутренних (национальных) цен над мировыми, довольно высок. Например, в целом в ЕС – 23–28 %, в Швейцарии – 50 %, в Японии – 45 %, в США – 10 %.
К прямым методам государственного регулирования, используемым в современной практике ценообразования, также относят:
• установление фиксированных цен на товары и тарифов на услуги. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовывать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены являются одним из основных видов цен, применяемыми при заключении государственных контрактов;
• замораживание цен, используемое как краткосрочное средство при подавлении всплесков инфляции и восстановлении ценовых пропорций;
• установление предельных уровней цены, регламентация ее верхней и нижней границы. Верхний предел цены целесообразно вводить на продукцию естественных монополий, так как он может быть гарантией от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на товарном рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления;
• установление предельного уровня рентабельности. Данный метод применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, а также на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти. При этом норма прибыли дифференцирована по отраслям и группам продукции. Этот метод имеет серьезный недостаток, так как он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек;
• установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
Однако в странах с развитой рыночной экономикой наиболее широко распространены косвенные методы управления ценообразова-нием. Суть их состоит в том, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвующих в ценообразующих процессах.
К таким процессам, как правило, относятся: принятие и совершенствование антимонопольного законодательства; государственные закупки на основе тендеров; регулирование денежного оборота и кредита; установление норм амортизации и учетной ставки; стимулирование малого предпринимательства; обоснованная налоговая политика; разгосударствление и приватизация; политика госинвестиций, регулирование госрасходов, уменьшение дефицита государственного бюджета; контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэкономической сбалансированности.
Следует заметить, что косвенное регулирование цен осуществляется также через систему запретов. Данная система, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования в ценовой сфере, устанавливается законодательно. Это может быть, во-первых, запрет на горизонтальное фиксирование, т. е. запрет на соглашение двух и более конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих (могущих иметь) в совокупности определенную долю на рынке данного товара, если такое соглашение может иметь своим результатом ограничение конкуренции; во-вторых, запрет на вертикальное фиксирование, по которому признаются недействительными соглашения между неконкури-рующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем; в-третьих, запрет на недобросовестную рекламу, особенно в тex случаях, когда цена не соответствует качеству товара и его потребительским свойствам; в-четвертых, запрет на ценовую дискриминацию, не допускающий установление разных уровней цен на один и тот же товар для схожих по роду деятельности покупателей; в-пятых, запрет на демпинг, т. е. продажу товара ниже его себестоимости или ниже установившегося на рынке уровня цен.
Кроме системы запретов косвенное регулирование может осуществляться путем применения льготного налогообложения, субсидирования и дотирования производителей продукции из бюджета, льготного кредитования и страхования, через регулирование величины таможенных пошлин. При этом необходимо иметь в виду, что права и возможности органов исполнительной власти по регулированию цен в значительной степени увязаны с состоянием их бюджетов. Кроме указанных могут использоваться следующие методы: снижение тарифов на энергоресурсы для некоторых предприятий; льготная арендная плата за помещение; предоставление или отзыв лицензий на соответствующие виды деятельности; предоставление отсрочек платежей по контрактам.
Одной из важнейших составляющих государственной политики цен является контроль за соблюдением порядка их применения. Контроль осуществляют финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственной торговой инспекции.
Формы и методы государственного воздействия на цены в странах с рыночной экономикой неодинаковы вследствие национальных, экономических, политических, ресурсных и других различий, определяющих место страны в мировом хозяйстве. Однако во всех странах государственное регулирование цен осуществляется в рамках антимонопольного законодательства, которое хотя и представлено под разными названиями, но имеет одинаковую суть, состоящую в поддержке конкуренции и ограничении монополизации. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции, т. е. раздел рынка, вертикальное и горизонтальное фиксирование цен, дискриминацию в торговле и т. д.
Государственное регулирование цен с учетом специфики экономики переходного периода должно базироваться на гибком использовании механизмов свободного ценообразования и их частичного государственного регулирования, прежде всего, на продукцию и услуги, жизненно важные для населения, а также предприятий-монополистов. Основная цель этого регулирования заключается в обеспечении относительного паритета цен во всех звеньях экономики. При этом степень государственного регулирования необходимо дифференцировать в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции (отечественная или импортная).
Основными принципами ценообразования в Республике Беларусь являются:
• сочетание свободных и регулируемых цен;
• разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
• установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение в условиях инфляции достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением (при необходимости) государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
• государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, регулирования цен, ведения нормативного хозяйства субъектами хозяйствования.
Методы государственного воздействия на процессы ценообразования носят избирательный характер и применяются в зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий, сложившихся в стране.
Прямое государственное регулирование цен в Республике Беларусьосуществляется с применением следующих методов:
– установление фиксированных цен, которые используются только в исключительных случаях, когда государство намерено жестко управлять предложением и спросом на отдельные группы товаров (например, сахар, табачные изделия);
– установление предельных максимальных уровней цен, опреде-ляющих верхний предел изменения цены. При этом покупатель и продавец могут договориться о приемлемом уровне цены, но не выше установленного предела. Максимальные предельные уровни цен устанавливаются на основные виды сырья, материалов, продукцию перерабатывающей промышленности, потребительские товары;
– установление предельныхминимальных (защитных) цен, определяющих предел цены, ниже которого продавец (покупатель) не имеет права реализовывать (закупать) определенные товары (закупочные цены на основные виды продукции растениеводства и животноводства, основные виды высоколиквидной экспортной продукции);
– установление предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей;
– установление предельных надбавок, скидокв розничной торговле;
– установление определенных правил или условийопределения и применения цен;
– декларирование цен, т. е. регистрация в органах ценообразования предприятиями-монополистами предельных уровней цен (тарифов) на продукцию, включенную в Государственный реестр.
Решение о выборе конкретного метода регулирования цен принимают органы, осуществляющие регулирование цен исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей и финансового состояния предприятий.
Прямое регулирование цен (тарифов) осуществляется в отношении продукции (услуг) естественных монополий, а также важнейших социально значимых товаров (услуг).
Регулируемая цена (тариф) должна формироваться на уровне, обеспечивающем производителю (продавцу) покрытие экономически оправданных затрат и получение достаточной для воспроизводства прибыли, при необходимости – за счет мер государственной поддержки.