Каналы распределения (товародвижения)
Сбытовой маркетинг
Разработав и произведя товар, фирма должна как можно быстрее и экономнее доставить его потребителю Важным инструментом маркетинга является определение оптимального места продажи товара и доставка его туда наилучшим образом. . Эта задача не столь простая, как может показаться на первый взгляд. Для этого перед фирмой встает задача — какие выбрать каналы или пути, по которым товар будет поступать потребителям. Обычно она сводится к формированию каналов распределения и организации реального движения товаров от производителя потребителю.
Движение товара от производителя к потребителю - это одновременно экономическое и физическое перемещение товара. Эти процессы взаимосвязаны и воплощаются в маркетинговом явлении - товародвижении.
Товародвижение - перемещение товаров в экономическом и географическом пространстве.
Экономическое перемещение - процесс перехода права на товар от одного владельца к другому.
Физическое перемещение - транспортировка товара от места его создания до места конечного использования.
Экономическое движение товара связано с понятиями продажа, сбыт.
Продажа - обмен товара на деньги с переменой собственника товара.
Сбыт - продажа, часто понимаемая узко как продажа товара его владельцем или, наоборот, широко - как политика товародвижения.
С помощью сбытового маркетинга решаются задачи повышения эффективности распределения продукции и качества обслуживания потребителей, выбора оптимальных каналов товародвижения, управления каналами товародвижения.При правильной стратегии канал товародвижения становится средством конкурентной борьбы.
Функции и этапы сбыта
Как уже отмечалось, экономическое перемещение товаров начинается со сбыта
Сбыт проходит несколько этапов: поиск покупателя и организация обработки и выполнения заказов
Содержание основных этапов сбыта компании
Этап | Характеристика этапа |
1. Поиск покупателя | - информирование, установление контакта; - работа со старым клиентом; - формирование портфеля заказов. |
2. Организация обработки и выполнения заказов | - заключение сделки (договора, контракта); - обработка заказов; - аккумуляция (накапливание партии товара, годное размеру и составу к транспортировке); отгрузка товара (операция по отправке товара клиенту); - транспортировка товара (перевозка); - оплата заказа и смена собственника товара; - операции по погрузке и разгрузке товара; - организация складирования; - хранение и регулирование товарных запасов; - упаковка, фасовка. |
Управление физическим перемещением и складированием товаров представляет
собой важную и ответственную задачу, от успешного решения которой во многом зависит
экономическая эффективность товародвижения. Этим занимается самостоятельное направление, принимающее на себя эти функции - логистика-
Производитель, приступая к планированию сбыта своих товаров, выбирает оптимальный путь товародвижения и распределения товаров.. Это довольно сложная задача. Можно сформировать собственные каналы распределения и организовать все этапы реального движения товаров от производителя потребителю своими силами, но это требует больших затрат. Высокий уровень затрат побуждает предприятия к оптимизации рыночной деятельности. Функции сбыта нельзя исключить, но можно отдать. . Цель передачи сбытовых функций посредникам состоит в том, чтобы они смогли выполнить их более эффективно, с меньшими затратами. Многие производители выпускают ограниченный набор товаров, но в больших объемах, в то время как потребители нуждаются в разнообразных товарах и в гораздо меньших количествах. Производители находятся в одном месте, а потребители в другом. Если вспомнить историю с этого и началось развитие торговли. Посредники, взаимодействуя с несколькими производителями, имеют возможность удовлетворить все запросы покупателей и при этом тратят меньше коммуникационных и транспортных ресурсов. Современная экономика характерна тем, что производитель товаров передает значительную часть работы по сбыту торговым посредникам. Они благодаря своим деловым контактам на рынке, опыту, специализации и масштабу работы могут действовать на рынке более эффективно, чем непосредственно производитель.
Причины использования посредников:
1. Сокращение числа контактов.(контакты стоят денег)
2. Экономия на масштабе.
3. Снижение функционального несоответствия.
4. Улучшение ассортимента.
5. Улучшение обслуживания.
6. Быстрый и в большом объеме возврат финансов в производство.
7. Увеличение объема продаж, вызванное более значительным охватом территории
целевого рынка и широкой представленностью товара в торговле
Но иногда предприятие сонательно отказывается от использования посредников:
1.Производитель получает всю прибыль, не делясь с посредником.
2. Относительная прибыль (на единицу товара), получаемая производителем, выше,
чем при использовании посредничества.
3. У производителя выше возможности по контролю качества и оптимальности
продвижения (особенно, для сильной марки).
4. Производитель тесно контактирует потребителем, имеет возможности для
изучения потребностей.
5. Сбыт без посредников считается для производителя более надежным, т.к. торговля может не прикладывать достаточных усилий для сбыта, может сменить поставщиков на более выгодных, предоставлять недостаточную информацию о сбыте, вкусах потребителя.
Каналы распределения (товародвижения)
Производитель, приступая к планированию сбыта своих товаров, выбирает оптимальный путь товародвижения, который называется каналом товародвижения.
Большинство современных производителей для продвижения своей продукции на рынки прибегают к услугам тех или иных посредников, которые, передавая товар друг другу, образуют сравнительно устойчивые цепочки. Цепочки эти принято называть каналами распределения или маркетинговыми каналами каналами сбыта. В общем случае канал распределения — это совокупность физических и юридических лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретные товары или услуги при их движении от производителя к потребителю.Каналы распределения (по Барышеву) это разнообразные способы реализации товаров потребителям через различные оптово-посреднические организации и розничную сеть
В процессе движения по каналам распределения происходит трансформация ассортимента продукции, выпущенной ее производителем, в ассортимент товаров, востребованных конечным потребителем. Каналы распределения играют главенствующую роль в установлении соответствия между спросом и предложением на рынке.
В каналах распределения могут реализовываться следующие функции:
1. Информационно-исследовательская функция (сбор маркетинговой информации, проведение маркетинговых исследований и распространение информации, необходимой для планирования и облегчения сбыта товаров).
2.Функция стимулирования сбыта.
3. Функция по установлению контактов, включающая поиск потенциальных покупателей, налаживание и поддержание связи с ними.
4. Функция приспособления товара к запросам покупателей, включая упаковку, сортировку, монтаж и т.п.
5. Функция проведения переговоров для согласования цен и прочих условий, необходимых для последующего осуществления акта передачи товара в собственность или владение.
6. Функция организации товародвижения, включающая транспортировку и складирование товара.
7. Функция финансирования, направленная на изыскание и использование средств для покрытия издержек по работе канала.
8. Функция принятия риска, связанного с ответственностью за работу канала.
Все перечисленные функции можно разделить на две группы. Одна из них касается заключения сделок, а вторая группа связана с выполнением уже заключенных сделок. Эти функции также можно классифицировать по направлениям деятельности и выделить из них относящиеся к логистике, маркетингу, продажам, сервису.
Структура канала распределения, прежде всего, связана с тем, сколько его участников, на каких условиях и с какой эффективностью выполняют свою работу. В общем случае канал распределения представляет собой последовательность групп посредников, где каждая группа выполняет конкретную задачу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю в процессе pacпределения товара. Эти группы образуют уровень канала распределения. Поскольку определенную работу выполняют и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Обычно выделяют следующие уровни канала распределения: оптовая торговля, мелкооптовая торговля, розничная торговля.
Каналы распределения можно классифицировать по числу уровней, из которых он состоит: канал нулевого уровня, одноуровневый канал, двухуровневый канал и т.д.