З.Устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи или получения согласия на покупку - это
1. Стимулирование сбыта.
2. Личная продажа.
3. Пропаганда.
Специально созданная среда, способствующая возникновению и укреплению предрасположенности покупателя к приобретению или использованию товара - это
1. Каналы неличной коммуникации.
2. Каналы личной коммуникации.
3. Средства массового и избирательного воздействия.
Разработка бюджета на продвижение продукта исходя из мнения руководства организации относительно уровня затрат на эти цели - это метод
1. «Процент от объема сбыта».
2. До левого участия в рынке.
3. «От наличных средств».
6. Реклама, направленная на извлечение прибыли из продажи определенных товаров - это:
1. Коммерческая реклама.
2. Имиджевая реклама.
3. Товарная реклама.
7. Реклама, предоставляющая информацию, путем напоминания потребителям о существовании товара — это:
1 .Информационная реклама.
2. Напоминающая реклама.
3. Побудительная реклама.
8. Товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара - это средство продвижения товара:
1. Распространение образцов.
2. Премия
3. Зачетные талоны.
9. Деятельность по размещению сведений в СМИ для привлечения внимания к лицам, товарам и услугам - это средство продвижения товара:
1 .Установление и поддержание связей с прессой.
2.Общефирменная коммуникация.
3. Консультирование.
10.Снижение затрат на продвижение продукта, обусловленное более низкими затратами на связи с общественностью по сравнению с другими методами продвижения - это цели такого метода продвижения, как:
1. Стимулирование сбыта.
2. Пропаганда.
3. Паблик рилейшиз.
Маркетинг инноваций: сущность и механизмы регулирования
Теория вопроса
Инновации (нововведения) это создаваемые и осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера.
Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов (открытие новых закономерностей, явлений и свойств материального мира, изобретения, научные или технические рекомендации, ноу-хау и т. п.), результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный экологический или иной эффект.
К характерным чертам инновации относят:
· Инновация не представляет собой исключительное, редкое явление. Напротив, инновации осуществляются повсеместно: в любую эпоху, во всех сферах деятельности, независимо от месторасположения объекта;
· В основе инновации любого вида лежат знания, т.е. созданная инноватором либо адаптированная им под нужды собственного предприятия (объекта управления) информация, использование которой может дать социально-экономический эффект. Следует заметить, что речь идёт только о тех знаниях, которые обусловливают новизну. К примеру, коммерциализация нового продукта иногда бывает связана с технологическими ноу-хау, которыми организация обладала задолго до этого;
· Высокий риск, имманентно присущий инновационному процессу, вследствие необратимого характера затрат на НИОКР, на коммерциализацию и, заметим, для потребителя – на переход к использованию нового товара – и неопределённости конечного результата;
· Реализация на практике. До тех пор пока новое знание не нашло воплощения в реальном мире, оно лишь потенциально является инновацией;
· Следствием инновации (в конечном итоге) обязательно является создание новой потребительской выгоды либо улучшение существующей характеристики товара, либо снижение издержек производства или обращения;
· Как правило, инновация является комплексным процессом. Например, создание нового продукта требует внесения необходимых изменений в технологический процесс; выход на новый рынок требует изменения организационной структуры и т.д. При этом инновации одного вида, например технологические, могут быть взаимозависимы: радикальная инновация требует множества улучшающих нововведений. Поэтому инновацию следует рассматривать не как однократный, но как не имеющий чётких временных границ кумулятивный процесс практической реализации новых знаний;
· В результате внедрения инновации предприниматель должен получать социально-экономический эффект на протяжении определённого периода времени, т.е. инновация обладает свойством воспроизводимости;
· Внедрение инноваций осуществляется не только в деятельность экономических, но и других объектов общественной жизни.
Существует несколько факторов, побуждающих к созданию нового продукта.
Первый — это реально существующая или потенциальная потребность в новшестве данного типа. Изобретение, а затем и новая продукция появляются как следствие запросов общества, как реакция на его экономические и социальные потребности. Задача руководства предприятия — выявить и осознать эти потребности, материализовав их в требуемый продукт.
Второй фактор — это научно-технический прогресс. Он не позволяет останавливаться на достигнутом, надолго задерживаться на выпуске одной и той же продукции. Задача менеджмента предприятия — постоянно отслеживать достижения науки и техники в данной сфере деятельности, обеспечивать соответствие этим достижениям продукции, выпускаемой предприятием.
Третьим фактором является конкуренция. Напряженная борьба хозяйствующих субъектов за покупателя, за выживание в условиях жесткого соперничества делает неизбежным процесс исчезновения с рынка некачественных или несовременных товаров и услуг.
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:
· воспроизводственную;
· инвестиционную;
· стимулирующую.
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.
Существуют следующие виды инноваций:
§ Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
§ Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
§ Продуктовые- инновации, которые были внедрены на рынке, внедрение товаров или услуг, которые являются новыми или значительно улучшенными с точки зрения их характеристик или предполагаемого использования. К ним относят существенные изменения в технических характеристиках, компонентах и материалах, в используемом программном обеспечении, интерфейсе и других функциональных характеристиках.
§ Организационные- это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей.
§ Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин.
1. По распространенности:
• единичные;
• диффузные.
2. По месту в производственном цикле:
• сырьевые;
• обеспечивающие (связывающие);
• продуктовые.
3. По преемственности:
• замещающие;
• отменяющие;
• возвратные;
• открывающие;
• ретровведения.
4. По охвату ожидаемой доли рынка:
• локальные;
• системные;
• стратегические.
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
• радикальные;
• комбинаторные;
• совершенствующие.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются напродуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
По стимулу появления (источнику) можно выделить:
· инновации, вызванные развитием науки и техники;
· инновации, вызванные потребностями производства;
· инновации, вызванные потребностями рынка.
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
· инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);
· инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
· инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:
· радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;
· улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
· модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.
Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.
Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:
· развитие рыночных отношений,
· проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
· создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
· обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
· расширение спроса на инновации,
· предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
· содействие модернизации техники,
· развитие лизинга наукоемкой продукции,
· активизация предпринимательства,
· пресечение недобросовестной конкуренции,
· поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке
· развитие экспортного потенциала страны,
· развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
· внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.
Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
· государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
· содействие развитию инновационной инфраструктуры,
· кадровая поддержка инновационной деятельности,
· содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
· моральное стимулирование инновационной деятельности;
· информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях,которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.)
· содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РБ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
· защита интересов белорусских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.
Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
· проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
· направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
· выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
· создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
· предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
· снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.
Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
· установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
· гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.
Правовое регулирование раскрывает понятие «инновации», уточняет правила их создания, рамки охраны в качестве объектов интеллектуальной собственности (ОИС), определяет статус инновационных субъектов. Особое внимание уделяется внедрению интеллектуальных продуктов в коммерческий оборот, в связи с чем подробную регламентацию получают договорные отношения в этой области, выделяются новые виды договоров — на создание инноваций, оказание услуг для осуществления такого рода деятельности, страхования рисков и др.
В Республике Беларусь имеется достаточно обширная законодательная база, приняты нормативные акты, регулирующие эту сферу деятельности. Вместе с тем правовое поле в рассматриваемой области еще только начинает формироваться, и многие механизмы остаются не до конца проработанными.
Высшая форма регулятивной деятельности – это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.