Особенности развития сферы услуг в России
В мировой торговле услугами доминирующее положение занимают промышленно развитые страны (Франция, Великобритания, Нидерланды, Швейцария, Швеция, США, Италия, Япония), предоставляющие преимущественно финансовые, телекоммуникационные, информационные, образовательные и медицинские услуги. На долю этих стран приходится 50% мировой торговли услугами. Удельный вес развивающихся стран в мировой торговле услугами значительно меньше, при этом они предоставляют в основном транспортные, туристические и финансовые (оффшорные) услуги.
Россия является импортером и экспортером услуг. Она входит в состав 30 стран – участниц международной торговли услугами. Доля России в мировом экспорте услуг составляла в 1997 г. 1%, а импорта – 1,4%. Для сравнения доля Франции – 8%, США – 5,7% в мировой торговле услугами. До 1996 г. 50% экспорта России в данной области было представлено транспортными услугами. Но в последние годы импорт транспортных услуг резко возрос, что привело к вытеснению российских транспортных фирм из-за их низкой конкурентоспособности. Зато возрос удельный вес туристических услуг, особенно их экспорта.
В структуре российской торговли услугами чрезвычайно невысок удельный вес маркетинговых, управленческих, консультационных и компьютерных услуг. В то же время Россия представляет интерес для зарубежных инвесторов в области оказания таких услуг, как посреднические, консалтинговые, общественного питания, торговли, гостиничной индустрии, рекламы и образования.
Мировой бум в сфере услуг начала второй половины XX века слабо затронул Россию. Одной из причин являлось преобладание физического труда в сфере материального производства. Только труд занятых в этой сфере признавался производительным, и только в этой сфере, согласно применявшейся методологии, создавался национальный доход. Соответственно в сферу материального производства включались промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, транспорт и связь, торговля, материально-техническое снабжение и заготовки. Труд занятых в других отраслях народного хозяйства, образовывавших «непроизводственную сферу» (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание; наука и научное обслуживание; образование, культура и искусство, здравоохранение, социальное обеспечение; финансы, кредит и страхование; управление), считался непроизводительным, а стоимость предоставляемых ими услуг в национальный доход не включалась.
Тем не менее, в советский период в сфере материального производства страны существовала довольно мощная инфраструктура услуг (включая многочисленные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, вычислительные центры), которая обслуживала, прежде всего потребности промышленного комплекса.
Однако эти службы рассматривались и учитывались в составе соответствующих отраслей в качестве подразделений, увеличивающих издержки производства. Трансформация «непроизводственной сферы» в современный сектор услуг началась практически одновременно с началом глубоких преобразований в российской экономике, с изменениями в характере экономических отношений.
Переход от централизованной экономики к рыночной объективно обусловил необходимость обособления (выделения) отдельных составляющих сферы услуг в самостоятельные структуры, способные профессионально удовлетворять спрос населения различных отраслей народного хозяйства. Этому содействовал и переход нашей страны с 1993 г. на систему национальных счетов (СНС).
Согласно методологии СНС, обобщающим показателем экономической деятельности страны выступает валовой внутренний продукт (ВВП), представляющий собой стоимость товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления и накопления. Соответственно, отрасли, производящие услуги, непосредственно участвуют в создании ВВП.
В реформационный период получили развитие самостоятельные рынки услуг (поставляемые на коммерческой основе): аудиторских, бухгалтерских, рекламных, франчайзинговых, компьютерных, по подбору персонала, по проведению операций на рынке недвижимости, спортивных, туристических, гостиничных, общественного питания, образования, частной охранной деятельности.
Одновременно происходило преобразование ранее вспомогательных подразделений промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий, оказывавших юридические, инженерные, консультативные, торговые, бухгалтерские услуги, в самостоятельных субъектов развивающейся сферы услуг, функционирующей на рыночной основе. В результате в настоящее время более половины ВВП России производится в сфере услуг, а сама она оказывает все возрастающее влияние на экономику страны, характер и структуру потребления населения.
Перевозки пассажиров предприятиями автомобильного, железнодорожного, водного, авиационного транспорта имеют важное социальное и народнохозяйственное значение, являясь связующим элементом в воспроизводственном процессе и в развитии отдельных территорий. Доля пассажирских перевозок в общем объеме транспортной продукции составляет около 21% .
Удельный вес убыточных транспортных предприятий в целом по стране составляет порядка 40%. Вместе с тем, все пассажирские перевозки на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте убыточны. Как показывает анализ, в отрасли пассажирского транспорта в последние годы сохраняются тенденции роста убыточности пассажирских перевозок во всех регионах.
Снижение убыточности является основной проблемой развития скоростных пассажирских перевозок водным транспортом и достижения транспортной и ценовой доступности населения приречных населенных пунктов и городов не только в Сибири и на Востоке страны, но и в центре России.