Маркетинговая деятельность в ОАО Сбербанк России
Организация маркетинга в ОАО «Сбербанк России» представлена следующей структурой (см. рис. 12)
Итак в зависимости от того, какой из 5 концепций управления маркетингом придерживается банк, предопределяются в последствии и задачи банка. В данный момент развития ОАО «Сбербанк России» АОСБ № 8625 ориентируется на концепцию совершенствования организации деятельности банка, то есть стремится к совершенствованию методов деятельности для увеличения распространения своих продуктов и снижению издержек.
Задачи банка имеют иерархическую лестницу.
Генеральная задача банка
Задачи банка:
1. Максимальная ориентация на клиента и в этом смысле превращение Сбербанка в «сервисную» компанию. Это значит, что Банк будет стремиться удовлетворить максимальный объем потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента и тем самым максимизировать свои доходы от каждого набора клиентских отношений.
2. «Индустриализация» систем и процессов в Банке повысит уровень управляемости и масштабируемости, снизит затраты, улучшит качество обслуживания клиентов и позволит Банку более эффективно управлять кредитными и другими видами рисков.
3. Формализация Производственной Системы Сбербанка (ПСС) как новой идеологии управления Банком. Разрабатываемый на базе технологий Lean2, этот подход предполагает интегрированную работу по оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям «снизу вверх», создание в Банке систематической способности к обновлению и самосовершенствованию, а также изменение менталитета и ценностных установок сотрудников.
4. Развитие операций на международных рынках как одно из приоритетных направлений.
Задачи маркетинга:
1. Увеличение объема прибыли к 2014 году более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.
2. Укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц).
3. Лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками Банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.
4. Поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках стран СНГ и Восточной Европы, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5--7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.
Стратегия маркетинга:
Для банка наиболее подходит стратегия фокуса на дифференциации. Банк должен сосредоточиться на том, чтобы стать лучшим в своей нише рынка, сосредоточившись либо на дифференциации продукта, либо на основе предложения выгодных и гибких цен в данном сегменте.
А) Построение лучшей в стране системы организации продаж и обслуживания корпоративных клиентов.
Б) Дифференциация модели работы Банка и продуктового предложения по трем ключевым сегментам: крупным, средним и малым предприятиям.
В) Развитие продуктового ряда
Г) Оптимизация внутренних технологий и процессов.
При анализе концепции маркетинга значительная роль принадлежит банковской услуге - ведь именно она должна удовлетворять потребности личности и общества совокупностью своих качеств. Общепринятое определение товара или услуги - это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность. Товарная политика в банке обуславливает определенный курс действий услугопроизводителя на основе четко сформулированной программы поведения на рынке. Товарная политика в ОАО «Сбербанк России» предполагает меры по повышению конкурентоспособности продукции банка, позиционированию, созданию новых услуг, удлинению жизни цикла банковского продукта, оптимизации товарного ассортимента банка. Она предполагает:
· систематическое исследование оценок продукта, исследование реакций потребителей на маркетинговые исследования на этапах продвижения услуги или продукта
· разработку систем управления качеством услуги
· контроль качества предлагаемой услуги или продукта
· активизацию усилий сотрудников в обеспечении качества услуги
· организацию специальных подразделений, ведающих вопросами планирования и контроля качества банковской услуги
На сегодняшний день в линейке кредитных продуктов банка насчитывается более 20 программ и тарифных планов, способных удовлетворить потребительские предпочтения различных социальных слоев населения.
Проведем количественный анализ кредитного портфеля по кредитованию физических лиц за 2006-2009гг. по объему и структуре кредитных вложений для выявления места ипотечных кредитов в кредитном портфеле. Представим структуру кредитного портфеля по кредитованию физических лиц за 2006-2009гг. Сбербанка России в виде таблицы 4.
На основании данных таблицы 4 построим диаграмму, изображенную на рисунке 13
Основу же розничного направления у всех банков составляют «потребительские кредиты». Это связано, во-первых, с высоким уровнем спроса, во-вторых, меньшими размерами кредитов и сроков, на которые они предоставляются. И конкурентоспособность банков будет во многом определяться эффективным сочетанием потребительских и экономических свойств продуктов данного кредитного направления.
Экономические критерии потребительских кредитов представлены в таблице 5.
Особенностью потребительского кредитования ОАО «Сбербанк России» является то, что оно представлено сразу двумя продуктами, которые отличаются главным образом категориями заемщиков. Клиентам уже имеющим положительную кредитную историю кредиты предоставляются на более простых и выгодных - более низкие процентные ставки - условиях.
Также, нужно отметить эффективная процентная ставка не является одинаковой для всех территориальных отделений банка, и может различаться.
Похожий подход применяется ЗАО «ВТБ-24», но несколько иным образом - там отсутствуют комиссионные сборы при повторном оформлении кредита. Для новых клиентов единовременная комиссия составляет 2 % от суммы, но не менее 3 000 руб. Также нужно отметить и такую особенность: при кредитовании на срок свыше 3 лет минимальная сумма кредита составляет 150 000 руб. В качестве конкурентного преимущества можно отметить, бесплатное оформление для всех клиентов пластиковых карт.
Особенностями процентной политики ФК «УРАЛСИБ» является четкая зависимость суммы и условий кредита от поручительства. Так, максимальная сумма кредита без поручительства составляет до 300 тыс. рублей, а максимальная сумма кредита при поручительстве одного лица -- до 500 тыс. рублей. Максимальный срок кредитования при предоставлении кредита под поручительство до 7 лет.
Из данных таблицы, следует, что с точки зрения экономических критериев наиболее выгодные условия предлагает ОАО «Сбербанк России». При этом нужно учитывать, что исходя из суммы кредита, привлекательность продуктов может отличаться. Если необходим кредит на небольшую сумму - то оптимальный со всех точек зрения кредит от ОАО «Сбербанк России». Если необходим кредит на крупную сумму и более долгий срок - кредиты ФК «УРАЛСИБ» и ЗАО «ВТБ-24» могут более привлекательны.
Таким образом конкурентную маркетинговую стратегию ОАО «Сбербанк России» на данном сегменте можно определить как - лидер рынка - предприятие, владеющее максимальной долей рынка отрасли и определяющая ценовые изменения, введение новых товаров, стимулирование сбыта.
По итогам исследования были сделаны выводы о том, что в сложившихся условиях, хотя по уровню процентных ставок кредитование в ОАО «Сбербанк России» является достаточно конкурентоспособным, кредиты ОАО «Сбербанк России» на потребительские нужды утратили конкурентоспособность с точки зрения длительности принятия решения об их выдаче, а также необходимости в поручителях. Количество выданных кредитов на потребительские нужды и задолженность по ним существенно снизились в 2009 году. Это связано как с ростом конкуренции со стороны других банков, так и ориентацией банка на кредитование посредством банковской пластиковой карточки.