Анализ и оценка конкурентной среды
Сильное влияние на предприятие оказывает фактор внешней среды, обобщенно определяемый словом «конкуренция». Отсюда следует неизбежная необходимость изучения уровня и интенсивности конкуренции, явлений и обстоятельств, оказывающих наибольшее влияние на конкуренцию и на ее перспективы.
Анализ конкуренции необходимо проводить в двух аспектах. Первый аспект — анализ деятельности конкретных фирм, которые можно рассматривать как ближайших конкурентов предприятия. Но помимо непосредственного влияния определенных предприятий необходимо иметь в виду влияние фактора, называемого «конкурентная среда». Такую среду образуют все предприятия-конкуренты вместе. Поэтому важной составной частью анализа конкуренции является анализ конкурентной среды, который включает:
—анализ основных факторов, определяющих интенсивность конкуренции на конкретном рынке;
—оценку общего характера конкурентной среды и интенсивности конкуренции;
—прогнозирование тенденций изменения конкурентной среды и отдельных ее факторов.
Поскольку конкурентная среда формируется не только как следствие борьбы фирм конкурентов внутри одной отрасли, то для анализа конкуренции на рынке необходимо учитывать более широкий круг факторов. Эти факторы характеризуются разной сферой действия, интенсивностью и продолжительностью действия. Можно выделить 6 основных групп факторов, которые связаны с различными субъектами микросреды. Деятельность всех этих шести субъектов рынка создает условия для конкуренции:
— непосредственно предприятия — производители (продавцы), действующие на рынке рассматриваемого товара в настоящее время;
— потенциальные конкуренты — предприятия, которые могут вступить на рассматриваемый рынок и, соответственно, обострить конкурентную борьбу;
— производители товаров-заменителей, «отбирающие» часть спроса с анализируемого рынка;
— поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, условия сотрудничества с которыми могут обострить конкурентную борьбу;
— покупатели, которые могут оказывать влияние на предприятия рассматриваемого рынка;
— государство, которое проводит определенную политику по регулированию конкуренции.
Каждый из перечисленных факторов конкуренции может оказывать различное влияние на ситуацию в отрасли как по интенсивности, так и по направлению (усиление-ослабление). Суммарное же действие этих факторов определяет характер конкурентной среды на конкретном рынке (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия), прибыльность всего рынка, статус конкретного предприятия на рынке. Существует методика, с помощью которой можно оценить значимость различных факторов конкуренции по силе их влияния на рынок товара и сделать общий вывод об уровне конкуренции на данном рынке [39].
Основные факторы, определяющие конкуренцию, и системы их проявления представлены в табл. 13.1.
Таблица 13.1 Основные факторы конкуренции
По приведенной схеме факторов, определяющих конкуренцию на рынке данного товара или анализируемой отрасли, необходимо сделать их диагностику. Для этого нужно выяснить, какие конкретно факторы действуют в рассматриваемом случае, и в чем проявляется их влияние на конкуренцию. Рассмотрим более подробно эти факторы на примере блока 1 «Ситуация в отрасли».
Количество и размер фирм, конкурирующих на рынке, в основном и определяют степень конкуренции. Конкуренция достигает наибольшей интенсивности, когда на рынке присутствует значительное число конкурентов приблизительно равной силы. Причем не обязательно, чтобы конкурирующие фирмы были очень крупными. Этот фактор необходимо рассматривать в каждой ситуации по-своему, в зависимости от размеров анализируемого предприятия. Так, крупной фирме, обладающей значительными ресурсами и различными преимуществами, конкуренцию составляют, как правило, только предприятия сравнимого размера, с аналогичными возможностями. Для средней и, тем более, для небольшой фирмы наличие даже одного крупного конкурента может оказаться существенным препятствием для успешной работы на данном рынке. Вообще, число фирм, которое свидетельствует о высокой степени конкуренции, неоднозначно. Оно различно в разных сферах деятельности и на рынках разных товаров.
Изменение платежеспособного спроса на рынке усиливает или ослабляет действие этого фактора. Увеличение размера спроса смягчает конкуренцию на рынке. Это характерно для стадии ЖЦТ «Рост». Хотя конкурентов может быть уже много, но спрос растет и рынка «на всех хватает». Соответственно снижение спроса обостряет ситуацию на рынке.
Степень однородности сервисных услуг по товару на данном рынке показывает возможность фирмы расширить комплекс предоставляемых покупателям работ и услуг и, таким образом, выделиться за счет этого элемента маркетинга среди конкурентов. Наличие на рынке большого числа конкурирующих фирм, имеющих высокую степень диверсификации сопутствующих услуг, делает невозможным уход предприятия в нишу, т. е. уход от прямой конкуренции посредством специализации на каких-либо услугах. То есть значительная однородность предоставляемых услуг на данном рынке товара действует в сторону повышения конкуренции.
Степень однородности и стандартности товаров, предлагаемых разными фирмами на анализируемом рынке, действует в сторону обострения конкуренции. Когда производители предлагают свои варианты продуктов, отличающиеся по качествам реально или по мнению покупателей, то конкуренция уменьшается. Каждой фирме соответствует определенный сегмент рынка. И наоборот, при выпуске всеми производителями очень схожей продукции, предназначенной для любых покупателей, конкуренция усиливается. Конечно, дифференциация предлагаемых продуктов не исключает конкуренции, а лишь ослабляет ее, так как покупатели могут переходить с одной разновидности товара на . другую.
Затраты покупателя на переключение с одного производителя на другого, особенно при значительном объеме послепродажного обслуживания, могут в некоторой степени снизить уровень конкуренции, угрожающей данной фирме. А заранее предусмотренные возможности могут сделать невыгодным или просто невозможным переход на другого производителя.
Барьеры ухода с рынка действуют в сторону повышения конкуренции на рынке. Если переход на другой товарный рынок, в другую отрасль или сферу деятельности сопряжен со значительными издержками (ликвидация ненужных основных фондов, трудоустройство и переобучение персонала и др.), то можно ожидать большего сопротивления вытесняемых с рынка фирм.
Барьеры проникновения на рынок связаны с предыдущим фактором, но действуют в противоположном направлении, т. е. повышение барьеров способствует снижению конкуренции, и наоборот. Это обусловлено необходимостью значительных первоначальных инвестиций, с приобретением специальных знаний и квалификаций и т. п. Барьеры проникновения тем выше, чем больше дифференциация по видам технологии, особенностям эксплуатационных характеристик продукта. В этом случае уже работающие на рынке фирмы имеют преимущества перед только что появляющимися конкурентами за счет ориентированности на конкретного заказчика, имеющегося опыта, деловой репутации.
Ситуация на смежных рынках оказывает значительное влияние на конкурирующую борьбу на данном рынке. Высокий уровень конкуренции на смежных рынках, как правило, обостряет борьбу и на анализируемом рынке.
Стратегии конкурирующих фирм, действующих на рынке, рассматриваются-для того, чтобы выявить сходства и различия стратегических установок конкурентов так, что если большинство фирм придерживается одной и той же стратегии, то уровень конкуренции повышается. Наоборот, если большинство фирм придерживается различных стратегий, уровень конкуренции понижается.
Привлекательность рынка данного продукта в значительной степени определяет уровень конкуренции. Получение большой прибыли фирмами-пионерами и ожидаемый рост спроса на данный продукт делают его рынок привлекательным для других предприятий и вызывают бурный приток конкурентов.
Аналогично рассматриваются другие блоки (см. табл. 13.1) и приводятся диагностика и анализ остальных факторов, определяющих конкуренцию на анализируемом рынке. После выявления основных факторов и тенденций их изменения можно количественно оценить значимость (силу влияния) этих факторов по степени проявления их признаков на рынке; возможный характер их изменения. На основе этого можно сделать общее заключение об общем уровне конкуренции на рынке.
Для оценки факторов конкуренции можно использовать экспертный опрос. В качестве экспертов привлекаются ведущие специалисты данного предприятия или независимые внешние специалисты, хорошо знающие данный рынок. Эксперты оценивают каждый фактор, характеризующий конкуренцию на данном рынке (табл. 13.1). Предлагается трехбалльная система оценки, представленная в табл. 13.2.
Таблица 13.2 Система баллов для оценки факторов конкуренции
Кроме того, что рассмотренные факторы с разной степенью проявляются на рынке, они оказывают различные влияние на конкуренцию. Чтобы учесть относительную значимость различных факторов, в модель оценки конкуренции вводится вес каждого из них. Для упрощения анализа можно рассмотреть веса не отдельных факторов, а целых групп. В нашем примере (табл. 13.1) таких групп шесть. Сумма весов всех групп факторов должна быть равна 1.
Учитывая все это, можно определить средневзвешенный балл влияния всех факторов с учетом их важности и степени, с которой они проявляются на анализируемом рынке:
(13.1)
где — балльная оценка степени проявления на рынке -го фактора -м экспертом;
— количество экспертов;
— коэффициент важности -го фактора;
— число рассматриваемых факторов.
Полученный в результате расчета средневзвешенный балл соизмеряется со шкалой, представленной на рис. 13.1.
На основании сравнения с рисунком делают следующие выводы:
— уровень конкуренции очень высокий, если полученный средневзвешенный балл попадает в интервал
, где — балл, соответствующий случаю слабого проявления факторов конкуренции на рынке; — балл, соответствующий случаю четкого проявления факторов конкуренции на рынке;
—уровень конкуренции высокий, если средневзвешенный балл попадает в интервал 3;
—уровень конкуренции умеренный, если средневзвешенный балл попадает в интервал 2;
—уровень конкуренции пониженный, если средневзвешененный балл попадает в интервал 1.
Кроме этого на этапе анализа можно сделать прогноз развития конкуренции на рынке на основе прогнозных оценок изменения действия каждого из факторов. Для оценки прогнозного изменения можно использовать следующую шкалу:
— действие фактора в перспективе будет усиливаться;
— действие фактора останется стабильным;
— действие фактора будет ослабевать.
На основе полученных экспертных оценок прогноза развития каждого из факторов определяется средневзвешенная оценка прогноза развития сил конкуренции на рынке:
(13.2)
где — балльная оценка -м экспертом прогноза развития -го фактора;
— количество экспертов;
— коэффициент важности -го фактора, доли от единицы;
— число рассматриваемых факторов.
В том случае, когда средневзвешенная оценка прогноза попадает в интервал (0,25; 1), делается вывод о повышении силы конкуренции на рынке; (—0,25; 0,25) — уровень конкуренции остается стабильным; (—1; —0,25) — понизится (рис. 13.2).
Результаты проведенного анализа целесообразно оформлять в следующих видах: в виде текста, в виде текстовой таблицы (табл. 13.3), в виде схемы (рис. 13.3).
Таблица 13.3